Газета "Вестник" №19-2012

О критериях православного кино

p_f_347

Продолжение.

Начало в №17,18.

- А как же говорят, что хорошее кино учит состраданию, что слезы должны течь у зрителя, если действительно искусство соответствующего уровня?

- От душевного мы должны двигаться к духовному. Душевное кино - это как раз показ человеческих переживаний, эмоций (от французского слова «emove» - волную). А если фильм через эмоциональное сопереживание вызывает у зрителя желание измениться, стать добрее, то «пробивается» его «окамененное нечувствие». Человек посмотрел кино, вышел на улицу - у него возникло желание кому-то подарить цветы, проявить сострадание, помочь нуждающемуся. Помню, в детстве после некоторых фильмов хотелось всех любить. В душе рождалось что-то доброе, о чем просто и хорошо сказано у Пушкина: «...чувства добрые я лирой пробуждал». Пробуждать добрые чувства - одна из функций искусства. Но самое важное - у зрителя православного кино должно пробудиться желание литургического, церковного, таинственного переживания встречи с Богом. Это тоже один из критериев состоявшегося православного кино - обозначение в нем пути, указывающего дорогу к Храму.

- Тем более что чувства глубже, чем эмоции...

  - Эмоции - это поверхностное. Например, в западном кинематографе создаются фильмы, посмотрев которые многие плачут. Это один из моментов психотерапии: катарсис (очищение от всего негативного), а также психологическое освобождение и переключение. Люди поплакали в кино,  ушли из кинозала, через какое-то время забыли об этом и живут, как прежде. Они удовлетворили свои душевные потребности, «вытеснили» накопившиеся эмоции. Когда человек начинает переживать, ему на Западе говорят: «Посмотри на свои эмоции со стороны». Там боятся глубоких чувств - легче все списать на эмоции.

Если  снова вспомнить сравнение кино с хорошим духовником, то каждый верующий видел, как люди плачут на исповеди. Человек пришел  с окамененным сердцем, а ушел с покаянием. Что делает хороший духовник? Он, сам пребывая в любви, вводит человека в это особое состояние, позволяющее обрести благодать Божью. Хорошее кино должно водить в состояние Богоприсутствия, как будто ты стоишь перед исповедью. У православных фильмов должна быть исповедальность, то есть главные персонажи фильма непременно стремятся к тому, чтобы стать лучше, а режиссер ставит задачу: сделать фильм таким, чтобы зритель после просмотра пришел через покаяние к Богу.

В общем, духовно-нравственное кино должно быть сродни исповеди у опытного старца-духовника. Это подобно тому, как священник при общей исповеди перечисляет грехи, а толпа хором говорит: «Каюсь». Самый основной вопрос, который задают старцу: «Как спастись?» И православный фильм должен помочь ответить на этот вопрос.

- Нужно ли  самому себе после просмотра фильма задавать вопрос: «Обогатил ли меня этот фильм духовно»?

- Что такое духовное обогащение? Иными словами, человек стал ли ближе к Богу или нет? Если стал в Бога богатеть, то произошло духовное обогащение. То есть прибавилось решимости идти к Богу, приблизиться к Нему. В идеале должно пробудиться стремление к святости... Призыв к святости, к обожению, к божественному идеалу - это миссия православного кино...  В миру, в основном, пребывают несчастные люди. А если бы фильмы показывали, что православие дает радость, внутреннюю гармонию, то люди просто хлынули бы в храмы.

- На Афоне, когда я был там,  заметил:  греческие монахи очень радостные, у них глаза горят. Это сразу бросается в глаза. Мой опыт общения с архим. Павлом (Груздевым), игуменом Борисом (Храмцовым), схиархимандритом Илием и другими православными подвижниками - тому подтверждение. Православному необходимо состояние мирности совести, духовного покоя и покаяния. В истинном православии все пронизывает пасхальная радость. Радость должна доминировать в борьбе со страстями и искушениями.

- Что же касается православного кино, то человек  должен посмотреть фильм и увидеть Божественную гармонию, приобщиться к состоянию мира и благодати. В этом смысле и в православных центрах, где проходят реабилитацию наркозависимые, пациенты должны видеть на экране здоровых, спокойных людей, счастливые семьи. Это тоже фактор их реабилитации. Так и хочется сказать современным режиссерам: «Больного выше крыши хватает - здоровое покажи». Ныне все кинулись возмущаться, что все плохо, а сейчас нужно позитивное кино, которое бы показывало, что есть любовь, радость многодетной семьи, есть бескорыстие. В кино необходимо показывать счастливого человека, у которого мир и радость в душе.

В воспитании зрителя должен быть индивидуальный подход, личностный, но прежде всего, духовный. Кинематографистам необходимо чаще задавать себе вопрос: какого зрителя мы хотим воспитать? Человек должен быть гармоничным, целостным, быть в ладу с собой и со всем миром. Духовный подход к воспитанию зрителя помогает увидеть в каждом искру Божью и ее раздуть, чтобы этот свет рассеял все темное в человеке. Аналогично тому, как святые в каждом грешнике видели это светлое начало.

- Часто кинематографисты спрашивают: почему нельзя показывать эротические сцены, если это необходимо по сюжету?

- Все, что в кино пробуждает страстность - недопустимо, ни при каких ограничениях: детям до 16 лет и т.д. Зачем искушать людей, страстей в этом мире и так хватает... Религиозное кино не должно пробуждать страстность. Люди из числа киноработников, которые для себя не могут ответить на вопрос: чем эротика отличается от порнографии и чем секс отличается от любви, - имеют безличностный подход к человеку. Эротика имеет претензию на личностное восприятие, но это ловушка.  В чем она заключается? А в том, что эротизм - это якобы личностный подход, а порнография безличностна. Мол, в первом случае существует красота  конкретной женщины как Божьего создания. Однако тот,  кто западает на чувственность, тому потом будет все равно: его-то интересует тело, а не душа этого человека... Эротика есть поэтизированная порнография - это мой термин. В связи с этим, утверждение: «Я художник и так вижу» - неоправданно, это творческий акт, что всегда небезопасно, с духовной точки зрения. Надо с любовью смотреть друг на друга, а не с похотью. Как говорили поэты, любовь начнется не с тела - с души.

Еще один критерий религиозного кино - детская чистота: ты хотел бы,  чтобы это кино посмотрел твой ребенок? «Будьте, как дети» - это критерий целомудрия... Все ограничения, типа, «смотреть до 18 лет не рекомендуется»  - сейчас всего лишь обман, уловка. Нужно беречь нравственность и не возбуждать «похоть очес»: срам и блуд и так со всех сторон атакуют душу.

Если после просмотра фильма у  человека будет радость и душевное спокойствие - оно может уберечь его от многих ошибок, от ненужных ссор, конфликтов. Пусть будет больше доброго, позитивного, «спасительного» и спасающего  кино!

 

Беседовал Андрей Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.