Газета "Вестник" №19-2012

Платон, друг мой.

«Платон мне друг, но истина дороже». Сколько раз приходилось нам употреблять подобную пословицу в жизни? А сколько раз мы действовали согласно этой пословице, не произнося ее вслух?

Причем истина может заключаться в чем угодно. Главное, на наш взгляд, это то, что мы правы.

И мы громко провозглашаем нашу правоту. И впадаем в грех осуждения, считая себя борцами за правое дело.

Это может касаться обыкновенных житейских мелочей. 68770005_v141_347

В трапезной монастыря на послушании разгорается конфликт. Вопрос касается хозяйственной мелочи, но каждая сторона считает себя правой. Одна сестра моет тарелки обычным средством для мытья посуды. Другая предпочитает мыть горчицей и выступает против химии.

Обычно моют  горчицей и моющим средством, тем, что есть под рукой на данный момент.

Но вот на одном послушании оказались сторонница натуральных средств и любительница выполнять послушание быстро и эффективно. Каждая уверена, что посуду нужно мыть так, а не иначе. Конфликт набирает силу и разрешается только с приходом матушки настоятельницы.

Когда матушка спрашивает, почему произошел конфликт, обе стороны объясняют, что хотели выполнить как можно лучше послушание. Они старались в интересах монастыря, в интересах дела. «Платон мне друг, но...».

Как ушат холодной воды на горячие головы, звучат слова матушки: «Авва Дорофей предупреждал: «Сохранить душевное спокойствие - это 7/8, а исполнить послушание - это 1/8».

Вот как ценили душевное спокойствие Святые Отцы! На попытку осуждения, спора, отстаивания своей правоты Оптинские старцы отвечали: «Знай себя и будет с тебя».

Готовы ли мы последовать такому совету? Или мы будем до конца отстаивать свою позицию, уверенные в своей правоте?

В монастыре такой конфликт - нечастое явление, вот уже сестры и прощения просят друг у друга. Святитель Феофан Затворник говорил: «В миру ваши ближние вас отшлифуют гораздо быстрее и решительнее, чем братья в монастыре, которые озабочены собственным спасением и поэтому стараются не выходить из себя, удерживают грубость».

Действительно, в миру наши ближние шлифуют нас подчас так решительно, что после шлифовки чуть живы остаемся.

Идет горячий педсовет в техникуме, коллектив поделился на две группировки, каждая из которых уверена в своей правоте, дело доходит до жестких обвинений и повышенных тонов. «Платон мне друг, но...»

Через час после педсовета директора увозят на «Скорой» в больницу. Инфаркт. Человек становится инвалидом. Через полгода коллектив уже не помнит, из-за чего произошел конфликт. Значит, этого конфликта можно было избежать?

Приходит человек в спортивную секцию (кружок любителей поэзии, клуб фотолюбителей и т.д.). Делает промах. После чего на него обрушивается критика. Причем критики вроде бы правы - это действительно промах. И движут ими самые лучшие намерения: забота об искусстве, литературных нормах, спортивных правилах. «Платон мне друг, но...»

Но это так болезненно для новичка, что, скорее всего, он никогда больше не возьмет в руки мяч (перо, фотоаппарат и т.д.).

Приходит человек впервые в церковь. От того, как он себя почувствует в храме в первый раз, найдет ли утешение, почувствует ли доброе отношение к себе, зависит очень многое. Что-то этот человек делает неправильно, и свечку не умеет поставить, и к иконе не знает, как приложиться, часто одет неподобающим образом. Но встретить его нужно с любовью, чтобы не было обиды, спора, ссоры.

Святитель Феофан Затворник советует: «Когда ведете речь, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своем. Враг на это наводит, чтобы завязать спор, а от спора довесть до разлада».

А мы чаще всего не боимся ни спора, ни разлада. Ведь мы правы!

Один из работников большой организации работает прекрасно, эффективно, при этом постоянно критикует, осуждает всех остальных, тех, кто, по его мнению, работает хуже. Когда осуждает окружающих, то формально вроде бы прав. Действительно, они работают хуже. Кто-то медленнее. Кто-то не так эффективно. У кого-то нет таких способностей. Кто-то ленится. И вот звучат слова осуждения: «Я правду люблю. Работать хорошо надо. Платон мне друг, но...»

Правда ли то, что работать нужно хорошо? Правда.

Православный психиатр Дмитрий Авдеев пишет о трудоголиках: «Ревность духа будет обслуживать деловую жизнь человека. Забыв обо всем, человек будет гореть делом. Но не всякая ревность спасительна. Спасительна ревность, которая движется не самоугодием,  которая свободна от какого бы то ни было довольства собою. Самым серьезным препятствием Духу Божию в человеке является дух самоугодия и довольства собою... Гордый властный человек наполнен могучей энергией, энергетических сил действительно много, а сил благодатных совсем нет».

Да, главный двигатель таких людей - гордость. Когда нами движет гордость, все остальные страсти отступают. Остальные страсти, или бесы, по словам Святых Отцов, отдыхают. Им и незачем искушать такого человека. Потому что одной гордости хватит для падения. Человек кажется безупречным, он не пьет, не курит, его поведение безукоризненно, идеально. Но когда ловишь его взгляд, направленный на окружающих, становится страшно.

Есть ли польза от такой трудовой гонки по жизни и осуждения тех, кто такую гонку выдержать не может? По этому поводу Святые Отцы говорят: «Что значит трудиться безрассудно? Трудиться с плотским разгорячением, с тщеславием, с хвастовством, с уничижением других братий, не могущих нести такого труда по немощи или по неспособности, даже по лености. Такой безрассудный труд, как бы он ни был усилен, долговременен, полезен в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели».

Наше спасение не связано с тем, насколько мы казались себе правыми в той или иной ситуации. Даже если мы были правы, но при этом осудили, обвинили, обидели, это не принесет нам духовной пользы.

Афонский старец Иосиф Исихаст писал: «Нам только тогда начинается некоторая оценка на небе, когда мы что-нибудь невинно терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание».

Святитель Игнатий Брянчанинов свидетельствовал: «Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией, то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией».

Мы, современные люди, малоспособны к духовным подвигам. Как это - не защищать свою правоту? Знакомый юрист жалуется на огромное количество дел, связанных с отстаиванием своей правоты, часто мнимой, защите чести и достоинства, когда одна сторона считает себя несправедливо обиженной.

Коллега по работе подала в суд на соседку, с которой раньше поддерживала дружеские отношения. Но вот случился конфликт в виде прохудившейся раковины, протекшего потолка и ссоры, а затем и оскорблений. Коллега подает в суд и видит себя борцом за правое дело: «Платон мне друг, но...»

Дело длится полтора года, выискиваются свидетели, припоминаются старые и наносятся новые оскорбления. В эту борьбу за «правду» вовлекается весь подъезд. Добрых отношений как не бывало. Слушая обеих соседок, вспоминаешь бессмертного Гоголя и его историю про одну ссору.

Все заканчивается расстройством нервной системы обеих сторон и полутора годами, практически вычеркнутыми из жизни, заполненными дрязгами, мелочными переживаниями.

Апостол Павел замечает по поводу конфликтов: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?»

А разве только в быту или на работе такое происходит? Вспомните политические диспуты, споры по всем возможным поводам, разгоряченные лица правдоискателей, пылающие гневом против всех, чья точка зрения отличается от их собственной. Вавилонская башня...Бессмертная Вавилонская башня, строители которой не понимают и не пытаются понять друг друга...

Ольга Рожнева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.