Газета "Вестник" №13-2012

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Ильин Иван Александрович (1883-1954) -  русский религиозный философ, правовед и публицист. В 1909 г. он окончил юридический факультет Московского университета. Преподавал право и историю философии права. Увлекался философией Гегеля (защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»). 1624_348

Революцию 1905 г. он встретил, будучи студентом. В это время он питал симпатии к анархистам, даже издал брошюру «Бунт Стеньки Разина», в которой восторгался князем Кропоткиным, идеологом анархистов. Хранил у себя дома бомбочки, но дело не дошло до их применения. Он заблуждался, но никогда не был равнодушным к политическим явлениям и процессам. Это-то ему и помогло скоро разобраться «кто есть кто и что к чему». Он стал заметным «идеологом классической государственности и права».

На знаменитую ленинскую работу «Материализм и эмпириокритицизм» опубликовал разгромную статью, которая вызвала уважение к нему Ленина. В архивах есть записка последнего к Дзержинскому: «Ильин, хотя и не наш, но талантлив, отпустите».

Ильин пережил 6 арестов и 2 суда. Сам покидать Россию не желал, но в 1922 г. был выслан из России за границу с большой группой ученых, философов и литераторов. До конца жизни он прожил в эмиграции. Фашисты предлагали ему сотрудничество, он отказался и опять подвергся гонениям. Монархист. Ильин «оставил огромное литературное наследие, охватывающее едва ли не все разделы гуманитарных знаний» (3, стр.163). Его до сих пор называют «идеологом Белого дела» (его он понимал как христианскую позицию в защите правды).

Главное в творчестве Ивана Александровича - «проблема сущности и происхождения зла, обоснование необходимости борьбы со злом и детальная разработка методов этой борьбы» (8, стр.246). Именно из-за  заостренности его работ на этом вопросе  актуальными для культурологов в вопросе о кризисе современной культуры становятся  его рассуждения и выводы.

Он пишет, что христианская культура существует «перед лицом мощного антихристианского фронта ХХ в. во всех областях человеческой деятельности - в науке, государстве, экономике» (9, стр.332). Эпохой «великой духовной смуты» он называет свое время. Он отмечает в своих современниках утрату духовности, смысла и цели жизни, особого рода духовную слепоту и нравственное ожесточение. Недостаточным распространением религии  среди народа и секуляризацией самой культуры объясняет он культурный кризис. «Человечество не только перестает вынашивать, растить и беречь церковно-христианский опыт, но не вынашивает и никакого другого религиозного опыта» (17, стр.4).

Оторвавшись от Бога, искусство, по Ильину, стало праздным развлечением и нервирующим зрелищем. «Безбожное государство ведет народы так, как слепой ведет слепых в яму (Мф.15:14)» (10, т.1, стр.288), - пишет он. Но и этого мало, ныне темные силы «вступили в ожесточенную кровавую борьбу с Божественным началом, с христианской церковью и вообще со всякой верующей человеческой душой» (17, стр.5).

 В результате этого «в искусстве отпадает «третье измерение» - художественности, священности, предметности: двумерная душа создает двумерное, пошлое, безбожное искусство и сама становится его жертвой» (17, стр.6). Современные русские поэты «молчат о великом» и «поют старые перепетые перепевы» (18, стр.217. Когда же возродится великая русская поэзия?). «...На великих просторах русской культуры воцарилась чернь, худшая разновидность ее - полуобразованная чернь, с ее материализмом, пошлостью, заносчивостью и воинственной требовательностью...» (18, стр.261. Искусство и вкус толпы.). Остаются еще одинокие художники, но люди их не замечают: «смотрят и не видят; слушают и не слышат», но «плывут в мутных водах «современности» и отзываются только на «моду» во всем ее плоском короткоумии» (18, стр.273).

Он не предает культуру анафеме, но настаивает на том, что христианское призвание - нести свет Христов повсюду. Евангелие «учит не бегству от мира, а христианизации его» (там же, стр.315).  Именно через культуру христиане могут воздействовать на мир. Всеядность в культуре и полное отвержение ее он признает крайностями.

 

  Литература.

1. Большой энциклопедический словарь. Гл.редактор А.М.Прохоров. Изд.2-е. М. Науч.изд-во «Большая Российская энциклопедия». С.-П. «Норинт». 2004.

2. Чаадаев П.Я. Сочинения. М. 1989.

3. А.Ф.Замалеев. Курс истории русской философии. М. «Наука». 1995.

4. А.С.Хомяков. Церковь одна. ПСТГУ. М. 2001.

5. В.Н.Катасонов. Христианство. Наука. Культура. Москва. ПСТГУ. 2005.

6. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М. 1979.

7. Бердяев Н.А. А.С.Хомяков. Томск. 1996.

8. Культурология. ХХ век. В 2-х томах. Т.1. С.-П. Университетская книга. 1998.

9. Л.И.Василенко. Ведение в русскую религиозную философию. М. ПСТГУ. 2006.

10. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт.  М. 1993-1999.

11. И.А.Ильин. Собрание сочинений. Справедливость или равенство? Публицистика 1918-1947 гг. М. ПСТГУ. 2006.

12. Русская духовная поэзия. Православное братство «Споручницы грешных». М. 1996.

13. Н.О.Лосский. История русской философии. М. «Высшая школа». 1991.

14. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.

15. З.А.Каменский. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. Изд-во РХГИ. С.-П. 2003.

16. А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. Изд.Сретенского монастыря. М. 2003.

17. Проф. И.А.Ильин. Основы христианской культуры (в сокращенном и вольном конспективном изложении). Мюнхен. 1951.

18. И.А.Ильин. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М. «Искусство». 1993.

Продолжение следует.

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.