Газета "Вестник" №13-2012

ПОЧЕМУ ГЕРБ БОРОВСКА УНИКАЛЕН

Вполне вероятно, что читателям такое утверждение покажется несколько преувеличенным. Но все познается в сравнении. А для того, чтобы знать, с чем сравнивать, я кратко напомню историю гербов для тех, кто об этом уже знает, и кратко расскажу тем, кто, возможно, этим06s1185_347 вопросом никогда и не интересовался.

Необходимость в гербах у человечества появилась очень давно: самое древнее изображение герба относится к XIII до н.э. Впервые такие символические рисунки появились в странах Востока, затем - в Европе после крестовых походов, во времена рыцарства. В России - на пятьсот лет позже, когда правил великий князь Иван III. Уже на первом русском государственном гербе появился двуглавый орел. На русских гербах ему предстояла долгая, многовековая жизнь.

Слово «герб» существует только в славянских и немецком языках. По-немецки оно означает «наследство». Естественно, дорожат наследством, которым можно гордиться.

И это - одна из причин, из-за которой создать новый герб нелегко. Кроме того, он должен быть именно символом (рода, города, полка и т.д.) - единственным и неповторимым, и таким, чтобы запомнился. Навсегда остались в истории гербы выдающихся исторических личностей. Например, известно, что на гербе Александра Македонского был изображен морской конь, а у Ричарда Львиное сердце (XII век) - три золотых леопарда. Кстати, он - первый из английских королей, у которого был герб. Три золотых леопарда украшают герб британской монархии до сих пор. За многовековую историю гербов возникло столько символов для обозначения достоинств, знатности, древности, истории! Большое значение имели композиция герба, использование красок различных цветов. Возникли особые правила о том, где какой символ можно расположить, на сколько частей можно разделить поле герба, какие ленты, какие плюмажи из перьев, имеет ли герб право на корону и какую, какова иерархия при изображении животных-тотемов. Имела значение даже самая маленькая черточка. Возникла особая наука гербоведения - геральдика. Каждый государь имел геральдическую службу, где трудились знатоки гербоведения и талантливые художники.

Очень серьезно относился к геральдике Петр  I. При нем была создана Герольдмейстерская контора, для руководства которой пригласили итальянского художника графа Санти, знатока гербоведения. Этот шаг оказался большой удачей. Санти на самом деле был прекрасным художником, заинтересованным своим делом и очень трудоспособным: он создал 137 провинциальных и городских гербов и 98 гербов для военных знамен разных полков. Известно, что именно он нарисовал торжественный Большой императорский герб. Его кисти принадлежит и герб города Серпухова, которым в XV веке, как и Боровском, правил князь Владимир Андреевич Храбрый. Граф Санти сам поехал в Серпухов, чтобы выбрать символ для герба города. Нашел там на подворье монастыря прекрасных павлинов. Роскошного павлина граф и нарисовал на гербе Серпухова. А для города Вереи, одного из наших ближайших соседей, символом стали столбы ворот, т.к. город, как воротами, закрывал подступ к Москве, а слово «верея» обозначает столб, на который навешивалась створка - полотно ворот.

Новый импульс для развития получила геральдика при царствовании Екатерины Великой. Она провела, как известно, радикальную земельную реформу. Изменились территории, принадлежащие разным губерниям, другой социальный статус получили многие города. Например, Калуга стала губернским, наместническим центром. В калужском наместничестве было двенадцать уездов. Следовало пересмотреть и создать новые гербы или утвердить прежние, которые называли «старыми».

И вот по разбитым, подтаявшим дорогам в конце марта 1777 года из столицы в Калугу понеслась фельдъегерская карета: нужно было срочно доставить важные документы. По прибытии в пункт назначения они были незамедлительно доставлены калужскому наместнику Н.М. Кречетникову. Что же это были за документы, к чему была такая срочность? Оказалось, прибыл презент от императрицы. Она недавно посетила калужские земли и была очень довольна приемом. На память о том визите остался портрет императрицы в роскошном русском наряде, подаренном ей в Калуге. В знак расположения она калужанам первым отправила серию только что утвержденных гербов: для города Калуги, наместнический, и гербы для всех двенадцати уездных городов.

Кто был автором герба Боровска? К сожалению, это осталось неизвестным. Герольдмейстерской службой в те годы руководил выдающийся русский историк князь М.М. Щербатов, художниками работали русские мастера А. Бутковский, И. Шаврин, А. Шерстнев и И. Москвитенев. Вот кто-то из них для нас и постарался.

А сложность и уникальность создания герба Боровска была вот в чем. Императрица повелела на гербе увековечить память московского воеводы князя М.К. Волконского.

В 1610 году он, защищая подступы к Москве, со своей дружиной из 800 стрельцов сражался с войском Лжедмитрия II и литовского вельможи Яна Сапеги. Интервенты осадили Пафнутьев-Боровский монастырь, в котором оборонялись воины Волконского. Десять жарких июльских дней они успешно сдерживали врага. Но потом... Версий захвата войском самозванца святой обители существует не одна и не две. И все же самая вероятная, что предатели тайно открыли ворота монастырской Тайнинской башни и ночью впустили вражеское войско. Застав спящих врасплох, поляки (а с ними и казаки из Запорожской Сечи) убили всех, кто был в монастыре. Кроме небольшой дружины князя Волконского здесь скрывались и местные жители. Все сражались еще день и ночь - до последней капли крови. Князь Волконский погиб, защищая раку с мощами преподобного Пафнутия. Потом возникла легенда, что кровь героя, окропившая плиты собора, никто не мог ни смыть, ни соскрести. После падения обороны монастыря поляки расправились и с Боровском. Они уничтожили больше половины города: сожгли шесть храмов и 138 жилых домов. Не щадили и жителей.

Воевода Михаил Константинович Волконский происходил из знатного княжеского рода потомков Рюрика. Все мужчины этого рода были воинами. О верности этого рода Господу и о чести Волконских свидетельствует их герб. Двое предков князя Михаила сражались и погибли на поле Куликовом. Многие служили воеводами. Служба воевод была нелегкой, им приходилось решать все проблемы подвластного города - от строительства до ведения военных действий. Например, известно, что Михаил Константинович в 1595 году уже построил в Сибири город Березов (тот самый, который стал потом местом ссылки знатных особ). В 1598 году он был воеводой в Тобольске, а затем Василий Шуйский послал его в Боровск. В те времена воевод больше трех лет на одном месте не держали (чтобы не было злоупотреблений).

Память о подвиге князя Волконского, его воинов и боровчан осталась в памяти народной и была увековечена мудрой Екатериной II. Прошло более ста лет, но в марте 1777 года указом императрицы Боровску был дан герб, увековечивший память героя. А еще через 60 лет с этой же целью выпускником Императорской Академии художеств В.К. Демидовым была написана широко известная картина «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610 году». Екатерина Великая повелела своим герольдистам запечатлеть «невинность и чистосердечие, верность, нерушимость и твердое пребывание достойной славы сему вождю (Волконскому) и другим погибшим за справедливую причину с ним». Но как же все эти отвлеченные понятия изобразить гербовым художникам? Разрабатывая гербы других городов, они знали, что на гербе Медыни, например, надо изобразить пчел, «которых в окрестностях было неисчислимо», на гербе Малоярославца - медведя, чем продолжали традицию изображения символа-медведя, выбранного для Ярославля. Не знаю, долго ли, коротко ли мучились они с этой задачей, но справились прекрасно. Среди гербов русских городов герб Боровска - один из самых благородных и красивых. В нем соединились символы вечных ценностей. И выбраны они были совершенно не случайно, а основываясь на обширных знаниях и образованности авторов герба, потому что у всех его элементов - древняя и весьма сложная история.

Основу герба составляет серебряное поле. Серебро было известно человечеству очень давно. Этот металл ценили не только за красоту, но и за пользу. Серебро долго не окисляется, сохраняя свой цвет и блеск. Кроме того, что оно широко использовалось для изготовления драгоценных бытовых вещей, у него, как оказалось, есть и бактерицидные свойства. Именно поэтому всегда высоко ценилась серебряная посуда. Из серебра делали прекрасные ювелирные изделия и «очень честные» зеркала. А сейчас оно еще широко используется в медицине и химической промышленности. По этим качествам серебро было и есть настоящим символом чистоты и благородства.

А как изобразить верность? После долгих раздумий выбрали сердце - благородное сердце. Самый важный орган. Его тайны долго раскрывали лучшие умы человечества. Английский физиолог XVII века, сделавший самые поразительные открытия в анатомии сердца, восхищенный, даже написал стихи: «Колеблясь между бытием и бездной, оно самый верный источник жизни, оно бьется до конца».

Издавна известный символ сердца - очень обобщенное его изображение, совершенно не похожее на сердце анатомическое. Этот символ - абсолютно не «портрет» сердца. Но изобразить его иначе - нарушить многовековую традицию. И это, действительно, символ верности - без его биения заканчивается жизнь.

 

1_demidov_podvig_1_489
В.Демидов "Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского, сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году."

Поверх «червленого сердца» на нашем гербе изображен золотой крест. Это - символ спасения мира Иисусом, предмет поклонения верующих, несмотря ни на какие препоны. Первые христиане рисовали на своем челе крест, даже зная, что за это их распнут. Как символ христианского нравственного богословия, крест означает готовность переносить тяжелые лишения, страдания, мучительную борьбу нравственного долга с греховными искушениями. Христианин должен переносить это мужественно и смиренно, не нарушая заповедей религии и чистой совести. Князь М.К. Волконский и его воины не нарушили эти обеты. Почему крест золотой? Видимо, авторам герба была известна история о том, что впервые золотой крест, как символ вечной памяти праведника, на гробницу святого Петра в Риме возложил император Константин Великий. Так возникла традиция.

И, наконец, художники должны были изобразить « достойную славу», А вот эта задача, вероятно, была наименее сложной. Крест и сердце на серебряном поле окружает лавровый венок. Ветви и листья этого реликтового дерева еще со времен античности считались символами славы, мужества, почета и величия.

Сочетание всех этих символов вечных ценностей, ценностей на все времена, так тонко и мудро и аскетично отобранных для герба Боровска, создает необыкновенное впечатление. Боровчане гордятся, а гости города, заинтригованные, начинают изучать историю древнего города.

Старинный герб и сейчас используется в городе.

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.