Газета "Вестник" №9-2012

Логотерапия

Окончание. Начало в № 7.

 

Если бы у человека была настолько чиста и прозрачна для Божественной благодати совесть, то не понадобилось бы Синайское законодательство. Теорией Франкла в сущности отрицается грехопадение человека и последствия этого грехопадения. Здесь есть невысказанное, но подразумеваемое фейербаховское «человекобожие», или, по крайней мере, смыкание с ним или ступенька к нему. «Искаженное (неонтологическое) восприятие греха делает борьбу с ним делом второстепенным, не очень значащим, неэффективным...»1 (стр.112). Понимание добродетели при этом бывает, как правило, «по плоти и крови», то есть не на ноэтическом уровне онтологии, а более на психологическом и биологическом. scls_347

Там, где «бог партнер в ваших наиболее интимных разговорах с самим собой»2 (стр.379), а не Владыка сердца, там действительно 10 заповедей Божьих непременно размоется в «10 000 заповедей»2 (стр.380), разных и даже противоположных друг другу, которые создадут иллюзию заполнения экзистенционального вакуума, иллюзию «всеобщей нравственности» при разных шкалах ценностей. Причина этого все та же -  отсутствие Абсолютного критерия нравственности, а вместо него - «максима себялюбия и благоразумия»7, (стр.55). Нравственный субъективизм питается в этом случае из «арсенала греховной душевной жизни»1, (стр.113), чаще всего из чувства удовольствия. Добрые дела делаются поэтому не из-за любви к ближнему, а из-за любви к себе, чтобы удовлетворить свое тщеславие и прославить себя перед другими. По словам Иисуса Христа, мы знаем, что человек при этом теряет награду Божью, потому что то же самое действие, которое призвано быть добродетелью с прямо противоположной мотивацией обретает и прямо противоположный знак, то есть «плюс» меняется на «минус», добродетель перестает быть добродетелью.      

Теория Франкла есть прямой мост к конформизму по отношению и к греховной жизни. В ней нет Личного Бога, нет вроде бы и безличного божества, но понятие Бога может расплываться еще более, чем в теориях «космического разума», например. Расплывается до принятия за Него «собственных самостей»2 (стр.379) и давания Ему «ложных имен» (там же). А известны слова Ф.М.Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено»8 (стр.205), потому что «из того кривого дерева, из какого сделан человек (после грехопадения - автор), нельзя смастерить ничего совершенно прямого» 9 (стр.447).

Хотя нет у Виктора Франкла в его логотерапии и безличного божества, но его идея «сверхсмысла» в сущности тот же безличный бог. Эта идея есть почва для идеи единства всех религий. Американский ученый Норманн Гайслер, выдвигая 12 доктрин движения «Нью Эйдж», начинает с положения о признании безличного бога и заканчивает синкретизмом (единством всех религий) 10 (стр.752).  Эти положения лежат и в основании логотерапии Франкла и роднят ее с этим движением. Охватившее весь мир движение «Нового времени» объединяет современные секты и наукообразные учения, растущие на «едином, мощном оккультном дереве, которое противостоит христианству и всецело ему враждебно»10  (стр.707). Это движение враждебно и христианским нравственным нормам и противоположно им. Оно включает в себя и открытое поклонение сатане - люциферианство и сатанизм, религию «вика», - и более прикровенные - теософию, сайентологию, неоязычество и др.

Мы все прекрасно знаем плоды такой нравственной «свободы», когда она восторжествовала в нашей стране в виде идеологии коммунизма. Это «полная и совершенная бессмыслица, хаос крови, ненависти, зла и нелепости  - жизнь, как сущий ад»11 (стр.23). Это было воплощение в жизнь нравственных идеалов революционеров, прикрывавшихся такими красивыми словами, как «свобода, равенство, братство». Этот внушительный урок как бы не замечается господином Франклом, словно его и не было, как реального воплощения сходных с его идеей других теорий.

Непонятно как можно найти смысл в страданиях неверующим человеком, даже если у него есть вера в сверхсмысл? Как можно претерпеть эти страдания, даже уповая на этот сверхсмысл? И как вообще можно уповать на него, не будучи в нем уверенным, ведь «сверхразум», «сверхсмысл», в отличие от реального Бога, никогда не подаст о себе весточки?

Этот смысл можно обрести только твердо стоя на позициях христианской веры, которая утверждает, что стать совершенным, как Отец наш Небесный - это не значит обладать некими сверхкачествами, сверхспособностями и управлять потусторонним миром, чем соблазняет сатана все человечество, начиная с грехопадения Адама и Евы; но это значит стать нравственно совершенным, не магически похитить сверхдары, и не иметь вовсе таких целей. Такие сверхдары как прозорливость, чудотворение, старчество, даются Богом достигшим высокой ступени нравственного совершенства и только потому, что такие люди могут достойно их понести. С точки зрения цели христианского нравственного совершенства и можно принять страдания, которые очищают душу от страстей тщеславия, гордости, сребролюбия и других, избавляют человека от самомнения и жестокосердия по отношению к ближним. Только эта цель делает понятным смысл страданий и возможным принятие их с миром в душе (смиренно), т.е. без возмущений и отчаяния.

Следование концепции Франкла есть желание, «оставив сам источник зол, ... очистить потоки»12 (стр.576). Т. Флоренская называет такие подходы к человеческой личности, как у Франкла, «психологической магией»13 (стр.245) и связывает их с первым обольщением человека в раю быть «яко бози» без Бога. Этот опыт отдает человека во власть сатаны, и не без помощи последнего происходит тонкая подмена истины на ее суррогаты, а как результат этого человек обретает качество неразличения добра и зла. Это неразличение есть та почва, на которой строится Вавилонская башня самости, феномен логотерапии и прочие порождения ньюэйджевского сознания современного человека.

Семен Франк в своей этике видит 2 источника морали и религии14 (стр.448): личного христианского Бога и его антипода - Люцифера. Если не следовать вслед Абсолютного нравственного идеала - явленного нам Бога Иисуса Христа, то автоматически попадаешь под власть его антипода.

Если довести теорию Франкла до логического конца, то он будет идентичен словам Е.П.Блаватской: «Надо только одно: развитие в себе духовности, не имеющей ничего общего с добром и злом»15 (стр.372).

«Сатана всегда старается расстроить  порядок, учрежденный Богом, обманывая человеков софизмами и употребляя самих же человеков к разрушению их временного и вечного благополучия»16 (стр.46). Франкл приложил свою руку, работая в направлении такого расстройства. Его логотерапия есть издевательство над смыслом жизни, пародия и, в сущности,  бессмыслица.

 

 

1. Прот. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. Паломник. М. 2000.

2. Франкл В. Психотерапия и религия.\\ Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

9. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.

10. А.Дворкин. Сектоведение. Изд.3-е. Изд-во «Христ.библитетека». Н.Новгород. 2007.

11. С.Франк. Смысл жизни. Брюссель. 1992.

12. Иоанн Златоуст. О вере, надежде и любви. О покаянии. Прав.братство св.ап.Иоанна Богослова. М. 2005. \\ О покаянии.

13. Т.А.Флоренская. Мир дома твоего. «Радонеж». М. 1998.

14. С.Л.Франк. Реальность и человек. Изд-во «Республика». М. 1997.

15. С.А.Левицкий. С.Л.Франк Гностики или о «лжеименном знании». Изд. 2-е. Киев. 1997.

16. Свт.Игнатий Брянчанинов. Избранные письма. Сост.иг.Марк (Лозинский). С.-П. 2006.\\ Преосвященному Леониду (Краснопевкову), еп.Дмитровскому, 13 декабря 1863 г.

 

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.