Газета "Вестник" №9-2012

«Все врут календари!»

Вроде бы  утверждение о лживости календарей вызывает недоумение, однако это  -  крылатая фраза из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Ее произносит Фамусов, листая календарь - его единственную книгу для чтения. Но почему его календарь -  книга? Календари ведь печатаются просто на одном  листе, правда, разного формата? И что же в них может быть непонятного, и  о чем  они  могут врать? Где им  «резвиться» на одном единственном листочке с рисунком и цифрами - так называемом «постере»? ar126811250864972_345

Но это  их современный  вид. А  до такой простоты формы   календарь совершенствовался вместе с прогрессом человечества. Первыми  попытками учитывать дни и ночи ученые считают зарубки, которые первобытный человек наносил на кости животных. Известно, что вавилоняне  еще 3500 лет назад  уже использовали  два понятия, без которых невозможна календарная система, - день и месяц. Они определили, что месяц легко вычислить, если  считать его полным циклом смены лунных фаз. Этот календарь состоял из двенадцати лунных месяцев по 29 или 30 дней. 

Один из древнейших календарей был создан в Древнем Риме. Считается, что его изобрел в середине  восьмого века до нашей эры Ромул, легендарный основатель Рима. Но оказалось, что «лунный» календарь, опаздывая,  не успевал за  сменой времен года. Тогда решили, что годом надо считать отрезок времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Такой календарь назвали  «тропическим», или «солнечным». В нем было 365 дней 5 часов и 49 минут. Но и эти цифры не совсем точно отражали продолжительность  и смену времен года. Тогда Юлий Цезарь  предложил ввести с 1 января 45 года до н.э. новый календарь, который разработали астрономы из Александрии,  и через каждые четыре года вводить год високосный. Таким образом, сократилось расхождение между календарем и природой, и  появился календарь, называемый  «юлианским». Восхищенный мудростью Цезаря Сенат постановил один из летних месяцев назвать его именем.  Мы до сих пор, восхваляем Цезаря (даже не подозревая об этом), используя  название этого месяца - «июль».                                                                                                                                           Вообще к совершенствованию календаря «руку приложили» многие знаменитые  властители, чьи имена запечатлела история: Нерон, патриархи Никейского собора, папа Григорий XIII, английская королева Елизавета I, русские цари Иван III и Петр I.                                                                                                                                           Почти у каждого народа был свой календарь. Всего их насчитывается 53  - на все буквы алфавита - от а до я (от армянского до японского). Как вы понимаете, обо всех них и об их различиях  в газетной статье не расскажешь, поэтому я остановлюсь на самых известных и в общих чертах попытаюсь рассказать об их особенностях.

Само слово «календарь» произошло от названия  ... памятных книжек, в  них должники, древние римляне, заносили  величину процентов, которые они должны были заплатить за долг в  первые дни месяца - календы. Затем в этих книжицах появились даты языческих  праздников, дни рождения императоров, заседаний Сената.                                                                                                                              

989_349А как обстояло дело с календарями на Руси?  Дохристианская Киевская Русь не оставила никаких материалов по летоисчислению. Но известно, как назывались два последних дня недели - суббота и воскресенье. Они назывались  «пренедельник» и «неделя» (или седмица), Уж это-то слово нам знакомо.  Оно происходит  от названия дня, когда ничего «не делают», т.е. это  -  день отдыха! Ну, а кто продлил «день отдыха» на семь дней - на неделю, истории осталось неизвестно. Хотя догадаться об особенностях его характера можно. Ну, явно был щедрый и широкий человек!                                                                                           У  нас календарь появился позднее, чем в Византии или Риме, и  назывался  иначе - «месяцеслов» или  «месячило». Со введением  на Руси князем Владимиром христианства в его греко-православной форме было принято и византийское летоисчисление, которое  применялось у нас семь веков - до реформ Петра I. Оно существовало в Византии с VI  века  и называлось  «мировая эра». Счет времени  начинался от Адама, который по библейским преданиям был создан 1 марта в первый год мировой эры.  А ее началом считался 5508 год до н. э. Уже в знаменитой  «Повести временных лет» (II десятилетие XII века) используется юлианский календарь с византийской эрой и римскими названиями месяцев.  В 1492 году Иван III слегка «подправил» календарь и перенес встречу Новолетия на 1 сентября. А потом  за дело радикально взялся Петр I. Для того, чтобы приравнять российское летоисчисление к европейскому, он предписал  1 января 7208 года (по стилю «от сотворения мира») считать 1 январем  1700 - введя летоисчисление «от Рождества Христова».                                                                                                     Древнейший из сохранившихся  наших календарей  -  это знаменитое «Остромирово Евангелие». Правда, его настоящее название звучало  по-другому, а именно, «Евангелие Софийское апракос». Евангелие Софийское -  Евангелие для богослужения в Софийском соборе Новгорода,  слово «апракос» с греческого переводится, как «недельное». Ну, а для простоты его стали называть  «Евангелием Остромировым!, т.к. некий дьякон Григорий  955 лет тому назад написал его по заказу новгородского посадника Остромира, приближенного боярина киевского князя Изяслава. Дьякон сделал перевод с греческого на древнейший церковно-славянский язык, сохранив  для истории его правописание.

Книга была написана на 294 листах дорогого пергамента, текст располагался в два столбца, выполненных «крупным уставом» для того, чтобы легче его было читать на службе в храме. Начинался манускрипт текстом, читаемым на Пасху. Дальше следовали специально подобранные фрагменты на все дни церковного года. Текст был украшен изысканными миниатюрами,  орнаментальными заставками и буквицами. Все многочисленные исследователи, отмечая высочайшее мастерство писца и художника, зачислили «Остромирово Евангелие» в  золотой фонд древнерусского книжного искусства. ostr_ev_348

Первым печатным календарем на Руси историки считают изданную в 1522 году «Малую подорожную книжицу». Это было  собрание из 21 книжки на старо-славянском языке с применением кириллицы. Здесь впервые  опубликовали  хронологические таблицы-пасхалии с расчетом на двадцать лет. Календарь был отпечатан  белорусом Франциском Скориной.                                

 И, наконец, мы добрались до появления первого русского календаря на одном листе. Он назывался «Хронология» и был написан в стихах. Напечатал его в семидесятые годы шестнадцатого века   первопечатник Иван Федоров.                                                               Но еще довольно продолжительное время  в России, да и в других странах календари выпускались в виде книжек. В них сообщалось много нужных и не очень нужных сведений.  Календари-брошюры, со статьями, пояснениями, таблицами есть и сейчас.  Как правило, они тематические. Например, «Православный календарь».

А в истории календаря назревало новое недовольство. Юлианский календарь  спешил на 11 минут в год.  За человеческую жизнь такое расхождение  замечено не будет. Но история  не измеряется  продолжительностью человеческой жизни. Она оперирует  гораздо большими отрезками времени, и становится ясно, что, если за 130 лет излишек в 11 минут вырастает до суток, то в масштабе истории эта разница становится ощутимой. Например, к XVI веку календарь опережал действительность уже на 12 дней. Этот сдвиг вызывал серьезные вопросы у христиан. Стало непонятно, когда же отмечать главный церковный праздник года - Пасху? В Евангелии точная дата Воскресения Господа не названа. Кроме того, там  хронология событий дана  по иудейскому лунному календарю, а это совсем другая система, и путаницы не избежать. Привести все к единому знаменателю   был призван Никейский собор, собравшийся в 325 году. В Никею съехались высшие чины христианского духовенства, которые нашли компромиссное решение. Лунный календарь предложили объединить с солнечным, юлианским. А Пасху постановили праздновать в первое воскресение после  первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Правда, и это не сделало дату Пасхи постоянной, празднование смещается  от года  к году, и Пасха бывает то  «ранней», то «поздней». Но Пасха навсегда связана с весенним равноденствием.

И все же расхождение между календарем и действительностью продолжало волновать духовенство. На Тридентском соборе  было предложено папе Григорию ХIII найти необходимое решение. И он блестяще справился с задачей  с помощью астрономов. В 1582 году по его рекомендации текущий месяц октябрь укоротили на 10 дней. И тогда весеннее равноденствие 1583 года пришлось на 21 марта - т.е. на ту же дату, которую определил Никейский собор. Для того, чтобы избежать «чехарды» и сделать календарь саморегулирующимся, оставили високосные годы. Но исключили те из них, что попадают на рубеж столетий, из которых високосным становится  только каждый четвертый. Например, 2000 год был високосным, а 1900, 1800 и 1700 - нет. Так появился календарь григорианский.

В России григорианский календарь был введен после революции декретом Совнаркома за подписью Ленина от 26 января 1918 года. Декрет назывался « О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Так они торопились с уничтожением памяти обо всем русском и православном, что даже сама процедура введения нового времени выглядела смехотворно. У большевиков новый год наступал 31 января(?!), а следующий день был 14 февраля. И в 1918 году оказалось всего 352 дня. Летоисчисление по григорианскому календарю стало называться «новым стилем», по юлианскому - «старым». В настоящее время юлианским календарем  пользуются Русская, Иерусалимская, Македонская, Сербская, Эфиопская и Грузинская поместные церкви. А также некоторые монастыри и приходы в Европе и США. Старый стиль принят и на Афоне.

mayancalendar_348Сейчас  много говорят о календаре майя и о якобы предсказанном им конце света. Он справедливо вызывает всеобщий интерес. Календарь майя  - явление исключительное. Потому что это не просто календарь, а  сложная система зашифрованных знаний, о которых не всегда известно даже современной науке. Кроме того, он учит человека  строить свою жизнь в гармонии с космическими ритмами.

Разработан он  около четырех тысяч лет назад. По легендам его создали не те майя, которые и сейчас  живут в Центральной Америке, а другие майя, которых называют галактическими. По преданию, они явились  на юге Мексики, приплыв на лодках то ли с острова Пасхи, то ли из Египта. Откуда и когда они прибыли, разработали сами свой чудо-календарь  - все это осталось тайной, погребенной во тьме веков. Но все же кое-какие сведения сохранились.  Их запомнили, как людей высокого роста, голубоглазых и с русыми волосами. Ходили они в любое время года,  и в жару, и в холод, в длинных белых одеждах. Были чрезвычайно миролюбивы, осуждали вражду между соперничающими племенами, умели исцелять наложением рук или мыслью. Знали обо всем, что происходит в любой точке земного шара, знали, где зарождаются опасные явления природы - цунами, тайфуны, землетрясения.  Их  было всего двадцать человек. Они учили своим знаниям местных людей. Но как таинственно пришли они  на Землю, так  и ушли. Не умерли, их тела не найдены. Все знания они запечатлели на гигантских каменных таблицах , которые  целы и сейчас. Таблицы сообщают о структуре мироздания, дают чрезвычайно точную информацию о движении галактики и Солнечной системы,  о том, что ее движение  пульсирует, то удаляясь, то приближаясь  к центру галактики. Эти явления и цифры только сейчас подтверждены современной астрономией.  Они совпадают  с новейшими расчетами  вплоть до долей секунды.

Расшифровкам сведений календаря майя посвящены многие тома исследований, их читать, не перечитать. Я же скажу вот о чем. Меня поразило, что только в их календаре ставятся жизненно важные морально-этические проблемы. Например, такая.  Календарь майя, действительно, кончается 21 декабря 2012 года. Но они не считают, что это конец света и гибель всего человечества. Однако предупреждают, что люди не совершенствуются духовно, оставаясь агрессивными, стремясь к уничтожению себе подобных, не чувствуют, что они - часть вселенной и поэтому должны беречь и свою Землю, и космос. По их таблицам выходит, что тринадцать лет - с 1999 по текущий год -  нам дается на осознание наших ошибок, для того, чтобы свернуть с пути самоуничтожения и быть готовыми к переходу в новую эру высокого духовного совершенства. До этого все пророчества календаря майя сбывались. Но покажется ли человечеству привлекательным путь духовного совершенствования? Одна человеконенавистническая политика США чего стоит! Да, только это способно перевесить  зло на чаше весов. Не говоря уже обо всем остальном...Во всяком случае, задуматься стоит. Может быть, только карой небесной и образумить современное человечество?

Да что таинственный  календарь майя! Журнал «Природа и человек» рассказал читателям, что одно волгоградское издательство выпустило на текущий год календарь-загадку: без  цифрового обозначения года, однако, снабдив его двумя февралями, мартами, августами и сентябрями. Но, видимо, посчитав, что многовато будет, совсем не напечатали, январь, октябрь и ноябрь. И пустили в продажу. Наверное,  решили что мы, как в известной песенке  из фильма «Бриллиантовая рука», которую спел незабвенный Андрей Миронов, из-за отсутствия календаря  тоже должны жить  «в день какой неведомо в никаком году!» Или это намек на наши неудачи в образовании, науке, промышленности, транспорте, даже в космосе: именно поэтому,  «что они не делают, не идут дела!» Интересно, конечно, как разрешится эта загадка, что нам принесет 2012 год? Как известно, лучший из прогнозов: «поживем - увидим».

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.