Газета "Вестник" №5-2012

В чем заключается корень зла

Наша эпоха, наше время характеризуется невероятно быстрым разрастанием зла. Такое впечат-ление, что зло со всех сторон устремляется на бедного человека. Зло и страдание сопровождают всю жизнь человека, и кажется, что от него (зла) нет никакого спасения. Оно повсюду, оно «всеяд-но». И возникает вопрос: откуда и почему так много зла в мире? И часто даже  православные хри-стиане говорят: «Как же Бог допускает все это  зло?»
С глубокой древности и по настоящее время люди пытаются найти средство от зла и избежать страданий.  Многие, далекие от Бога люди, пытаются найти это средство в переустройстве и создании справедливого общества, в изменении экономических отношений, в перераспределе-нии между людьми материальных богатств страны, другие - во всевозможных «духовных» ре-цептах, «учениях» и прочем подобном.
Общим во всех этих идеологиях и построениях является утверждение о том, что человечество способно уничтожить зло и добиться счастья именно для всех. Уничтожить зло и добиться всеобще-го счастья исключительно усилиями человека. Однако первое обнаружение зла связывается не с недостатками и пороками мироустройства, а с раем. Именно с раем, где первые люди - наши пред-ки - не испытывали недостатка ни в чем и жили в гармонии с Богом и окружающей их природой.
Что же привело Адама и Еву к грехопадению, в котором христианская вера усматривает глубинную сущность зла? Это зло заключается в том, что Адам захотел быть как Бог (Быт. 2:22). Господь дал жизнь человеку для того и затем, чтобы смысл ее лежал вне его самого: в любви, самоотдаче, слу-жении Создателю. Именно этот смысл человек отверг, и продолжает отвергать и настойчиво ищет счастья в теориях и во всевозможных построениях экономического и социального переустройства общества и государства. При этом под счастьем понимается, как правило, полное удовлетворение нужд и потребностей человека во всем: жилье, одежде, еде и удовлетворении бесчисленных стра-стных желаний. При этом полагается, что если человек не будет испытывать нужды ни в чем, то и не будет необходимости совершать зло  - преступления экономического и иного характера. И вроде бы отпадает страдание человека, обусловленное наличием зла.
Однако греховное проявление человека лежит не только в материальной плоскости, но и, главным образом,  в неумеренном удовлетворении нужд и потребностей (еда, питие), многочисленных жела-ний тела, души и духовных проявлений (осуждение, зависть, гнев, раздражение, блуд, сребролюбие и множество других).
Отсюда получается, что и человек, и человечество в основу всего ставят самоутверждение и сво-дят всю свою жизнь к стремлению не страдать. И в этом, скорее всего, и коренится само страдание.
Но как бы и сколько бы человек не отвергал зло, оно неизменно присутствует в бытии мира. Совре-менный человек источник зла видит не в самом себе, а в чем-то другом. Себя же он почти всегда считает жертвой. Однако без признания своей вины нет и покаянного чувства, без которого невоз-можно понять тайну зла и сорганизоваться на борьбу с ним. И остается втуне призыв Христа: «По-кайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). Однако покаянию предшествует осозна-ние вины, в процессе которого важное место принадлежит глубинному чувству, присущему всякому человеку, совести. Каждый человек хотя бы раз в жизни, но остро ощутил внутренний голос правды, голос внутреннего судии. Совесть - это  чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом.
Совесть неподкупно свидетельствует о нашей вине, о недостойных поступках, о внутреннем «пе-рекосе», изъяне и побуждает нас избавиться от этих недостатков, очиститься, стать лучше. И это приводит к раскаиянию и покаянию. Таким образом, совесть приближает нас к разгадке тайны зла и пониманию страдания, как средства, очищающего от греха душу. И в этой тайне верующий человек видит прямую связь тайной свободы человека, данной ему Богом при творении и страдающего на кресте за наши грехи Христа.0b09601a7a9a136a097538e4a7100c20_351
Но что такое свобода? В соответствии со словарным определением  - это отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь какого-нибудь класса, общества или его членов. Для верующего человека свобода - это свобода от греха, это  возможность выбора ме-жду добром и злом. Бог сотворил человека абсолютно свободным и ограничил, таким образом, свое всемогущество. Если бы человек не был свободным, он не смог бы выбрать добро и все то, к чему призывает Бог, и стать другом Божиим. Но будучи свободным, он может выбирать зло и быть полно-стью за это ответственным.
Однако свобода человека приводит к тому, что Бог не может разрушить зло извне без лишения человека свободы. А поскольку Господь всегда верен себе, то он принял грехи человечества на се-бя и добровольно взошел на крест, чтобы изнутри разрушить зло своей любовью. И, как сказано в Писании, ранами его мы исцелены (Ис. 53:4 - 6). Господь Иисус Христос никогда и нигде не отвечал злом на зло, насилием на насилие и, будучи на кресте, говорил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Господь  и  по сей день участвует во всяком нашем страдании, стоит у каждого мучения и в ночь перед своей смертью он начал скорбеть и тосковать (Мф. 26 - 37) и как говорит протоиерей Александр Шмеман: «Нет, не остался Бог безучастным к нашему страданию, но вошел в него и принял его. И потому так часто именно страждущие находят Бога, встречают Христа и верят в него. И, найдя, не спрашивают, где Бог, ибо знают: Бог рядом, во мне, дающий мне силу нести крест, а значит, само страдание и даже зло претворять в победу добра. Не странно ли: всеце-ло благополучные, всем обладающие, слишком часто не чувствуют Бога, но достаточно человеку прикоснутся к страданию, освободиться от призрачного земного счастья, как начинается его встреча с Богом, ибо Христос взял на себя все человеческие страдания, претворил их в путь к Богу, в пол-ную победу над злом».
Да будет имя Господне с нами всегда!         

Николай Муромцев

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.