Газета "Вестник" №5-2012

Что такое антиклерикализм?

В наше время, когда смешение различных понятий, некомпетентность, а часто и заведомую не-правду, выдают за истину и тиражируют миллионами экземпляров различные СМИ, трудно бывает отыскать правду. Однако долг неравнодушного и честного человека призывает это сделать. Что ка-сается заявленной здесь темы антиклерикализма, то в интернете, словарях и многочисленных пуб-ликациях на эту тему столько недомыслия и откровенной лжи, что опровержению многих общепри-нятых положений пришлось бы посвятить не один десяток статей. Это и затруднительно и малоэф-фективно. Наша цель состоит в другом: рассказать, что на самом деле представляет собой это яв-ление современной жизни. photo.ashx_348
По общепринятому определению антиклерикализм (от греч. άντι - против и κληρικός - клирик) - движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и обра-зования. Проще говоря, антиклерикализм - это движение, направленное против Церкви, следова-тельно, и против самого Бога. «Дело Христово - создание Церкви»,  - писал в своей статье «Свя-щенное Писание, Церковь и наука» священномученик. Иларион (Троицкий). Отрицая Церковь, стремясь ограничить ее влияние антиклерикал идет наперекор Божией Воле. То, что дело об-стоит именно так, мы и покажем в нашей статье.
В древних обществах антиклерикализм был невозможен. Верховный жрец и царь зачастую со-вмещались в одном лице. Для древнего сознания было немыслимо разделять понятия власти и бо-жества. В Древнем Израиле любого антиклерикала побили бы камнями, в Древней Греции подверг-ли остракизму, в Древнем Риме  - распяли бы на кресте как государственного преступника. Только с возникновением секулярного сознания стало возможным провести границу между властью и рели-гией. Своим  возникновением антиклерикализм обязан еретикам. Ересь альбигойцев и катаров, крестьянские восстания против католической Церкви переросли в итоге в протестантизм, который в свою очередь раскололся на множество направлений и сект. На Руси первая ласточка антиклерика-лизма - ересь жидовствующих, борьбе с которой посвятили свои силы преподобный Иосиф Волоц-кий и святитель Геннадий Новгородский. Следующий натиск антиклерикалов в нашем Отечестве связан с реформами Петра I. На Западе в конце XVIII века антиклерикалами провозгласили себя Дж. Локк, Вольтер, ряд других мыслителей и французские материалисты. Они сбросили с антиклерика-лизма ненужную к тому времени мистическую оболочку, открыв его главную сущность - атеизм и сопротивление установленному Богом порядку. Совершенно естественно антиклерикализм был взят на вооружение Французской революцией. В дальнейшем он использовался всеми революциями, выступая в качестве обязательного элемента для разрушения моральных норм и устоев. В XIX веке антиклерикализм стал обыденным явлением, чуть ли не модным.
Должен опровергнуть расхожее мнение, будто бы антиклерикализм не обязательно связан с ате-измом. Внутренне, психологически они связаны всегда. Ибо, отвергая Церковь, человек тем са-мым отвергает и Христа. Впрочем, есть одно исключение - сознательный сатанизм, который при-знает существование Бога и целенаправленно противится Его воле. Только по недоразумению, вер-нее, по духовной слепоте, антиклерикал может считать себя верующим христианином. Или же вера декларируется для того, чтобы ввести простодушных в заблуждение. Последнее встречается гораз-до чаще, чем первое.
Антиклерикализм  всегда агрессивен. Он направлен на разрушение Церковных устоев. Ибо огра-ничение влияния Церкви - есть разрушение общества, которое неизбежно повлечет за собой и разрушение церковной жизни. Это только видимая часть айсберга, в глубине которого скрывается отрицание Бога и нежелание следовать Его Заповедям, желание жить без Бога. Это желание неиз-бежно порождает ненависть к Церкви, ее служителям. За этой ненавистью стоит непринятие христи-анских заповедей и ненависть к Создателю. Прикрываясь наукообразными теориями, антиклерикалы пытаются оправдать эту ненависть. Но в основе любой науки лежит вера и мистическое основание. Логически невозможно доказать ни реальность существующего мира, ни достоверность научных знаний. Преподобный  Иустин (Попович) так писал об этом состоянии: «Нет большего чудовища ни в одном из известных миров, чем человек без Бога. Нет и более страшного ада. Ибо самый страшный ад - это человек без Бога». Современный мир привык обходиться без Бога, гораздо более доверяя идее прогресса, чем своему Творцу, все далее уходя от источника Света в кромеш-ную тьму.
Вот образчик слепоты современного человека, который рассуждает об антиклерикализме говоря, что это «система взглядов, общественное движение, ставящие своею целью освобождение полити-ческой и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви». Это утвер-ждение показывает абсолютное непонимание и незнание, как духовной жизни, так и проблемы сво-боды.
Настоящая свобода - свобода от греха: «...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32). «...истинно, истин-но говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). «Освобождая» людей от Истины, вы делаете их рабами лжи и зла.

Воюет мир на Православье.
Но кто же громче всех кричит?
Сыны Иуды, бес тщеславья,
Слуга мамоны, содомит.

Все те, кому дороже похоть
Очес, гордыня, телеса...
Они найдут на ликах копоть,
Лишь бы унизить небеса.

А этот мир живет, доколе
Его в ладонях держит Бог.
Но богоборцам поневоле
Не виден Вечности исток.

Они готовы рвать и резать
Всех тех, кто в Истине стоит.
Но что нам тленное железо?
Ведь избранных Господь хранит!

А если пострадать придется,
Да не страшимся за Христа!
И сердце радостно забьется,
Познав величие Креста!


Тем, кто пытается с помощью ложных научных построений доказать необходимость ограничения  деятельности и влияния Церкви, выдающийся богослов начала ХХ века,  священномученик Иларион (Троицкий), посвятил статью «Грех против Церкви», с подзаголовком: «Думы об интеллигенции». Там он предостерегал об опасности пренебрежительного отношения к Церкви, игнорирования ее установлений. Его голос не был услышан, и разразилась катастрофа 17-го года.
Все аргументы антиклерикалов разбиваются о непоколебимость и непреложность Истины Право-славной веры. Не в силах изобрести ничего нового, они повторяют лишь то, что когда-то принесло им успех. При этом не имеет значения, кто выступает против Церкви: академик, студент или рыноч-ный торговец вообще не имеющий образования. В любом случае мы имеем набор штампованной лжи, искажения и передергивания фактов. Но на все измышления мы имеем опровержения, остав-ленные нам святыми отцами, которых просвещал сам Источник Разума.
Свои истинные цели антиклерикалы пытаются прикрыть болтовней о различии Церкви и священ-ного Писания - им отвечает Священномученик. Иларион (Троицкий): «Священное Писание нельзя отделять от Церкви. Вне Церкви Писание - ничто, или лучше сказать, вне Церкви Священного Пи-сания нет и быть не может».
 «Допускать возможность противоречия между Церковью и Священным Писанием - это значит го-ворить о самопротиворечии Святого Духа, это значит поистине возводить хулу на Духа Святого». (Священное Писание, Церковь и наука).
Пытаются ограничить Церковь в ее служении людям - им отвечает преподобный Силуан Афон-ский:  «...если Христос в этом мире греха был гоним и должен был пострадать, то и истинная Цер-ковь Христова тоже неизбежно будет гонима и будет страдать. Это духовный закон жизни во Христе, о котором говорили и Сам Господь, и апостолы; Павел же божественный категорически выразил его такими словами: «... все хотящие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». (2Тим.3:12)... И проповедь Церкви, которая есть то же слово: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44), не вмещается миром, и потому  мир во все века гнал и будет гнать истинную Церковь, убивал и будет убивать ее служителей».
Современные антиклерикалы - прямые потомки тех, кто в ХХ веке уничтожал Церковь физически. Будь их воля, гонения на христиан начались бы уже завтра. Именно советскими антиклерикалами бы-ли замучены и убиты сотни тысяч и миллионы верующих, из которых тысячи стали святыми новому-чениками. В их числе и святитель Иларион. На них исполнилось Слово Спасителя:  «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше; Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» (Ин.15:20-23).
Итак, из всего вышесказанного ясно видна антихристианская, богоборческая сущность антиклери-кализма. Всякое удаление от Источника Жизни приносит тьму и страдания. С этой точки зрения анти-клерикалы - глубоко несчастные создания, о них можно только глубоко сожалеть и молиться об их просвещении Истинным светом, но их агрессивность и напористость вынуждает нас к  противодейст-вию. Антиклерикализм - это интеллектуальный экстремизм. Мы не можем допустить, чтобы окру-жающий нас мир превратился в ад. Чтобы все люди страдали только потому, что этого хочет горстка маргиналов. Наш христианский долг, долг верных чад Церкви - противодействовать антиклерика-лизму всеми силами и быть в этом последовательными до конца.

                    Максим Воробьев
Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.