Поиск по архиву

Газета "Вестник" №52

Миссионерство через литературу

Продолжение. Начало в №50,51

Беседа А. Сигутина с протоиереем  Алексанром Ториком 

 

- Миссия выполнима?

- Священник-миссионер Тигрий Хачатрян сказал, что он «...обнаружил неотразимую силу воздействия книг протоиерея Александра torik_1_350.Торика... Люди разной социальной принадлежности... неожиданно через мир художественной доброкачественной литературы мгновенно быстро и легко погрузились в мир православной духовности. Сочувствуя героям, разделяя взгляды автора, они получили первый опыт веры».

- Считаете ли вы себя миссионером?

- На каждом христианине лежит апостолькая миссия проповеди Евангельской Заповеди Любви. Из Евангелия мы знаем, что 2000 лет назад богоносный еврейский народ раскололся на две части: одни пошли за Христом и стали Его учениками, а другие посчитали, что Он им не нужен, и распяли Его.

Эта свобода выбора - идти за Христом или против Него - до сегодняшнего дня не отнята ни у одного человека, в том числе и у тех людей, к которым Церковь ныне обращается через все средства и возможности, которые сейчас есть: радио, телевидение, газеты, журналы, проповеди священников.

Многие священники в настоящее время занимаются миссионерской деятельностью кто как может: выступают на телевидении, проповедуют в клубах, залах, на предприятиях, кто-то книжки пишет или фильмы снимает, передачи телевизионные делает - у кого какие возможности, таланты, поддержка и так далее.

Однако со времен святого равноапостольного князя Владимира в Русской Православной Церкви сложившейся организованной миссионерской школы нет. Тогда Русь крестили и христианской верой  просветили. А потом вся Россия стала православной и потребность в миссии отпала, кроме окраин Российской Империи.

Были отдельные миссионеры, которые ездили в другие страны: в Китай, в Корею, в Японию. Святитель Николай Японский, например, фактически Японскую Православную Церковь с нуля создал. Но это были единичные случаи, исключения. А на территории самой Российской империи в миссионерах и потребности-то не было.

- А святитель Стефан Пермский?..

-Он нес миссионерское служение в тот период, когда многие не русские по происхождению народы, населявшие Россию, крестились и просвещались такими выдающимися личностями, как святитель Стефан, после чего устанавливался некий баланс. Одни народы крестились, стали православными, другие предпочли ислам, буддизм или язычество. Однако святитель Стефан не оставил после себя такой школы миссионерства, как, например, у протестантов - с правильно выстроенной религиозной системой обучения, основанной на проповеди и миссии.

Собственно, такой системы у нас не было даже до революции. А после революции -  какая уж там миссия! Тогда если батюшка просто добросовестно молился у престола, его уже отстреливали, чтобы он этого не делал. Попробуй там кто-то миссионерствовать...

Покойный протоиерей Василий Владышевский, который стал прообразом отца Флавиана, в полной мере ощутил на себе давление безбожной власти Советов. Как я уже говорил, приход, где мы с ним познакомились, находится в селе Алексино. Это было, если не ошибаюсь, 15-е место его службы. Его гоняли по всей Московской области. Кто гонял? Естественно, не Епархиальное начальство, а уполномоченные по делам религии, КГБ-шники. За что? Он свое служение исполнял искренне, от всего сердца. Его на новое место назначат - через год вокруг него уже община молодежи: стоят на службах, слушают его проповеди, молятся, исповедуются, советуются. Его на другой конец Московской области посылают служить. Через год там опять община, да еще и со старых общин отовсюду приезжают к нему.

Сейчас власти за это пастырей не преследуют. Но, увы, в наше время сами священники отдают больше сил на строительство и украшение церковных зданий, чем на пастырское попечение о душах прихожан. Здания видны каждому, души - только Богу! Грустно это.

А теперь, как только храмы более-менее восстановили, Святейший Патриарх Кирилл говорит, мол, давайте, отцы-братия, учитесь заниматься миссионерской деятельностью! Как этим заниматься? Церковь сейчас ищет методики, пути решения проблем миссионерского просвещения людей. Вот и мы, попы, пробуем, кто как может... Я,  например, книги пишу.

Продолжение следует.

Другие статьи номера
Православный календарь