Газета "Вестник" №51 - 2011 г.

Читая апокалипсис

«Теперь предоставляется нам, живущим на конце веков, наблюдать: не гремят ли громы гнева Божия? Нет ли тех знамений, которые описаны в пророчестве? Не звучат ли трубы грозных Ангелов? И если оне звучат, то не должны ли мы спешить, чтобы умилостивить разгневанного Бога покаянием и исправлением, и через это отдалить страшные последствия, какие неминуемо произойдут по звуку последней Ангельской трубы?»                                              

М.Барсов

Продолжение. Начало в №50.

 540766_348

При снятии седьмой печати было безмолвие «как бы на полчаса» (Откр.8:1).  Это есть, вероятно, последний расцвет Православия во всем мире во главе с Россией. Он короток. Св.Серафим Вырицкий говорил: «Лет на 15». Преподобный Серафим Саровский говорил, что воскреснет он, и перейдет из Сарова в Дивеево «и там откроет проповедь всемирного покаяния».  «И тогда вскоре настанет и конец всему». Воскрес он в душах человеческих. По своему значению Серафимо-Дивеевская обитель стала, в сущности, лаврой, как и предсказал батюшка Серафим. И славится она проповедью покаяния.

По этой картине, которая выстраивается при чтении апокалиптической литературы, получается не совсем гладко: Чернобыльская катастрофа должна быть после рассвета Православия. Так получается по предсказаниям и толкованиям. Не хочется затушевывать эту неувязку, но и она как-то решится, растолкуется со временем, я думаю.

Так же предсказана третья мировая война, после которой или во время оной и выберут антихриста мировым правителем. Ее пока еще нет для нас, русских, но любой  вооруженный конфликт может ею стать. Многие христиане следят за политическими событиями и с замиранием сердца ждут развязки безудержного наращивания вооружений во всем мире.

 

Главный акцент в

«Откровении» апостола

Иоанна Богослова.

 

Конец антихриста и его сподручных  разбивается о скалу смерти. «И он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих (добытого нечестными путями богатства - авт.)? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы (границы) мои и построю большие (весь мир будет в моей власти) и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое (ведь тогда богатства мира будут моими), и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?..» (Лк.12:17-20). «И низпал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк...» (Откр.20:9-10).

В этом же состоянии находятся многие наши сограждане, преуспевшие в материальном по сравнению с советским временем. Это печальный конец жизненного легкомыслия, к которому ведет слишком много дорог. А другая немалая половина, не преуспевшая в материальном часть народа, находится в озлоблении, зависти и отчаянии. Хорошо, если они найдут дорогу к храму и попытаются изменить свое материалистическое мировоззрение с его чаянием только вещественных благ...

Но и православные не в очень завидном положении, потому что свою ментально-чувствительную доминанту задерживают на страшных событиях Апокалипсиса: на гневе Божием, на войне, на короткой власти антихриста над миром. И как-то сам собой отпадает конец последних событий мира. Он забывается, затушевывается, как будто после поражения антихриста Божьей силой не будет новой земли и нового неба, не будет воскресения мертвых, не будет святого города Иерусалима, «приготовленного как невеста» (Откр. 21:2), скинии Бога с человеками, не будет бессмертия. А ведь повесть об антихристе имеет «предметом не всеобщую катастрофу мироздания, а лишь развязку нашего исторического процесса, состоящую в явлении, прославлении и крушении антихриста», - писал В.Л.Соловьев в знаменитых «Трех разговорах». Так же и у пророка Даниила: «И по окончании дней тех возстановит Бог небесный царство, которое не разрушится во веки, и царство Его другому народу не покорится» (Дан. 2:44).

Наша доминанта - страх, и страх не Божий (не страх согрешить и быть не с Богом), а страх диавольский - боязнь диавольских ухищрений. Этот страх сковывает нашу инициативу, нашу творческую активность. Он заставляет нас идти на компромиссы с совестью, которым нет оправдания. Наша духовная задача - победить этот страх. «Не в силе Бог, а в правде!» - девиз России на все времена. В «Мастере и Маргарите» в философских рассуждениях автора не случайно страх выделялся как самая страшная болезнь человечества. Страх физический подчиняет дьяволу. (выделено ред.)

Надо при этом помнить, что Бог владеет совестью человека через внутренние причины, которые переходят во внешние, а сатана - через внешние, которые переходят во внутренние.

 

Общий и индивидуальный

апокалипсис.

 

Христианский писатель Сергей Александрович Нилус был обращен из теплохладного состояния в горячую веру знамением с небес - кометой в 1882 г. в Киеве, через год после убийства Александра II. Вспомним, что с Киева  христианство стало распространяться по всей Руси. В Киев Божьим промыслом и попал будущий собиратель сведений о последних временах, когда христианство пошатнулось, «и звезды небесные пали... И небо скрылось, свившись как свиток...» (Откр. 6:12-13). Это было время шестой печати.  

Вскоре после появления этого знамения в киевском «гетто», где жили евреи, стал бродить юноша и возвещать: «Великий пророк родился Израилю, мессия явился народу Божию!». А в 1899 г. газета «Ла Круа» писала: «Настает наше царство. Грядет тот, которого вы боитесь как антихриста и который воспользуется всеми новейшими средствами и путями для быстрого завоевания мира».

Четвертое издание книги «Близ есть, при дверех» было выпущено в 1916 г. спешным образом, и последние 700-800 экземпляров были конфискованы Временным правительством прямо из типографии и уничтожены.

«Посмотрите, как мир близится к концу; смотрите, что творится в мире; всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу бесконечному, всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мире вооружения и угрозы войною; во многих местностях России и других стран острый голод; повсюду угрозы смертию, повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности; повсюду потеря стремления к высоким, духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мир потерял веру в бессмертие души и вечные ея идеалы, или стремление к богоподобному совершенству, о котором Господь говорит: будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф.5,48); повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти и обогащению хищническим образом; огульное пьянство, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мир оканчательно растлел и нуждается в решительном обновлении, как некогда чрез всемирный потоп.

Наступили последния времена...» - утверждал прав. Иоанн Кронштадтский.

Экзегеты считают, что Священное Писание имеет, по крайней мере, два толкования: буквальное и аллегорическое, - а так же, что  пророчества книги часто говорят о ближайшем будущем и о более отдаленном, ближайшее же будущее есть прообраз более отдаленного. Отец Серафим (Роуз) говорит, что «за одним образом может стоять много различных событий», что могут быть верны одновременно различные толкования. Далее он замечает, что во все времена многие Отцы говорили, что конец света близок. Например, св. Иоанн Златоуст говорил: «Не погрешу, если скажу, что не позже 404 года придет антихрист». И погрешил, казалось бы.

Но Христос приходит не только ко всему человечеству, но и к каждому человеку в отдельности после его смерти, вернее, душа человека возносится к Его престолу на поклонение (по преданию Церкви, на 9-й и 40-й день после смерти). Это и есть своего рода индивидуальный апокалипсис. И «Откровение» предсказывает не только общечеловеческий апокалипсис, но и индивидуальный. Для святителя Иоанна Златоуста антихристами были император Аркадий и императрица Евдокия. И, что интересно, умер св. Иоанн через три с лишним года после предсказанного события, в 407г. Если это было предсказанием его индивидуального апокалипсиса, то, значит, и не погрешил.

Разве в любые времена люди не имели начертание апокалиптического зверя на челе и правой руке, если принимали образ мыслей и действий, служа мамоне (земному изобилию), ведь чело - символ мысли, а правая рука - символ действий? Разве их тела (храм духа) не покрывались отвратительными смердящими гнойниками - разлагающими сначала душу, а потом и тело мерзкими страстями?..

Каждое новое время становится все более апокалиптическим. Сейчас  же стала реальной возможность самоуничтожения человечества или через ядерную войну, или через экологическую катастрофу. Разве не были многие кары Божьи свершающимися через самих людей? Были и стихийные бедствия, конечно, но они не могли унести столько жизней и принести столько ужасов, как войны последних времен и дискриминация человека человеком.

Наше время похоже на время Первого пришествия Господа Иисуса Христа в мир. Разница в том, что начатые процессы еще находятся в процессе развития. А.П. Лопухин, знаменитый толкователь Библейской истории, так пишет о времени Первого пришествия Господа: «Царство зла по всему миру достигло своей вершины... Финансовое разорение по всей Империи... Собственность потеряла почти всякую ценность... Повсюду совершались банкротства... Капиталисты успели за счет +бедных людей накопить огромные богатства. Промышленность пала по всему миру. Многие из богачей, с другой стороны, низведены были до нищенского состояния, и общая бедственность народов становилась все более и более невыносимой... Над всеми тяготело безобразное шпионство, так что забыты были всякие формы законного судопроизводства. Целые массы людей, как виноватых, так и невиновных, погибали в римских тюрьмах - погибали мужчины, женщины и дети, тела которых просто выбрасывались в Тибр... Никто не мог считать себя безопасным от гнусных доносчиков. Наступило царство террора. Легальность убийств и бессердечные конфискации усилились, безнравственность и порок царствовал безраздельно...».

Начатые процессы завершатся во время воцарения антихриста, и все это повторится. Сейчас апокалиптические ощущения охватывают почти все слои общества, которые еще хоть как-то могут рассуждать. Православная москвичка С.Антонова пишет в своем письме к протоиерею Александру Шаргунову: «Я все больше убеждаюсь в том, что герой современных демократов - это антихрист, почву для пришествия которого они так усердно подготавливают».

Но это не главное определяющее условие прихода антихриста. Главным условием является равнодушие основной массы народа к тому, что происходит. А «равнодушие - это такое духовное  состояние, когда человек как бы находится под наркотиком. Для чего  принимают наркотики? Главный результат действия наркотиков - освобождение от ответственности, ложная безопасность, отвержение риска, который всегда присутствует при встрече с реальностью, с другим человеком. Другой человек перестает существовать. Это погружение в летаргический сон, жестокое равнодушие, соединенное с духовной ленью, бездушие и безумие».

Подолжение следует.

Серафима Загорская

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.