Газета "Вестник" №50 - 2011 г.

Читая апокалипсис

«ЭТО ВЕЛИКОЕ УТЕШЕНИЕ, ОСОБЕННО ВО ВРЕМЕНА ГОНЕНИЙ И СКОРБЕЙ ДЛЯ ХРИСТИАН.... БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ КНИГЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ МЫ НАБЛЮДАЕМ, УКЛАДЫВАЮТСЯ В КОНТЕКСТЕ ВСЕЙ БИТВЫ ЦЕРКВИ ПРОТИВ СИЛ ЗЛА И ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДЫ ЦЕРКВИ И ОТКРЫТИЯ ВЕЧНОГО ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО».

Иеромонах Серафим (Роуз) 

В своем предисловии к изданию толкования «Апокалипсиса» 1909 года И. Ювачев передает рассказ одного «очень уважаемого инока» из северного монастыря: «Нравственные и физические муки людей будут не умаляться, а возрастать со временем, пока все не окончится ужасной катастрофой - Страшным судом и ввержением грешников в озеро огненное... Куда ни повернется человек - направо ли, налево - ему предстоит страдать. Будет ли он праведником, будет ли он грешником - ему нужно пройти чрез искушения и испытания, гонения и мучения... Когда я это узнал, то залился горькими слезами... Каждый день, во все долгое время медленного чтения Апокалипсиса, я не выходил из слез... Я подставлял лицо под холодную струю, я опускал его в чашу с водой, но потока слез я не мог остановить. Так были страшны и ужасны откровения! И только окончив читать Апокалипсис, когда я закрыл его опять на долгие времена, я немного успокоился, и слезы мои остановились, но печать грусти и боязни грядущих страданий легла мне на сердце, да и лицо мое с тех пор стало иначе выглядеть...» image001_343_01

Есть два вида страха: разрушающий и обновляющий, страх вражий и страх Божий. «Страх Божий открывает наши глаза, и мы начинаем видеть в себе все, что нарушает в нас волю Божию», - писал С.И.Фудель. Наказание Божие часто имеет следствием страх Божий, тот, который раскрывает наши духовные очи. Знание об этом наказании имеет для духовно открытых людей то же следствие. С одной стороны, страх Божий нам помогает подготовиться к нашему индивидуальному Апокалипсису (индивидуальной смерти), с другой стороны, подготовка к индивидуальному Апокалипсису готовит и к всеобщему. А с третьей стороны Апокалипсис - это как хороший фильм, в котором после страшных испытаний вознаграждается добро и наказывается зло, что и есть великое утешение для добродетельной души.

Таинственная книга  «Откровение» Иоанна Богослова есть единственная пророческая книга Нового Завета. Это взгляд на наш мир с точки зрения  вечности: здесь присутствует и прошлое, и настоящее, и будущее (иеромон. Серафим (Роуз)). Но главный акцент - на события перед концом света. Все исследователи Апокалипсиса признают, что по-настоящему мы сможем понять предсказания этой книги только тогда, когда они начнут сбываться.

Например, в 1986 г. в России произошла чернобыльская катастрофа. По-украински «чернобыль» - это полынь. Многие поэтому связали эту катастрофу со словами Апокалипсиса: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде - «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью; и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр.8:10-11). Осознание этих слов в связи с произошедшими событиями дало такой мощный резонанс, что гонения на Церковь уже просто не могли продолжаться. Советская пресса стала открыто поддерживать Церковь (это ли не чудо?)! Гонители Церкви ушли в подполье, поменявшись местами с гонимыми! В результате Церковь ныне благоденствует.

И эти исторические события, надо думать, свидетельствуют, что это и было сбывшееся предсказание Апокалипсиса. Вспомним, что и наказание Божие - акт Его милосердия. Правильнее говорить не «наказание», а «вразумление». Это и было вразумлением для всего русского народа, отступившего от Бога или убоявшегося страха вражия.

Чернобыльская катастрофа косвенно подтверждает мнения многих русских богословов, которые считают, что судьбы мира завязаны на России - исторической империи Православия. Как история Ветхого Завета была связана с историей израильского народа, хранившего веру в единого Бога, так и история Нового Завета связана с историей Византии и  русского народа, к которому перешла эта вера и который смог ее сохранить неповрежденной в лоне своей Церкви. Теория Третьего Рима (Россия - Третий Рим, и четвертому не бывать) была осознана еще в начале XVI века.

Среди толкователей «Откровения» существует устоявшееся мнение, что семь церквей, которым повелевает написать Сын Человеческий в первом видении апостола, есть семь периодов жизни Христовой Церкви.

1) Ефесская церковь обозначает первый период - Апостольскую Церковь, трудившуюся и неизнемогавшую, боровшуюся с «николаитами», первыми ересями, но оставившую добрый обычай благотворения - «общения имуществ» («первую любовь»);

2) Смирнская церковь обозначает второй период - период гонений на Церковь, которых было всего десять;

3) Пергамская церковь обозначает третий период - эпоху Вселенских Соборов и борьбы с ересями мечом слова Божия;

4) Фиатирская церковь - 4-й период, период расцвета христианства среди новых народов Европы;

5) Сардийская церковь - эпоха гуманизма и материализма XVI-XVIII веков;

6) Филадельфийская церковь - предпоследний период жизни Христовой Церкви - современная нам эпоха, когда Церковь действительно «немного имеет силы» в современном человечестве, и вновь начнутся гонения, когда понадобится терпение;

7) Лаодикийская церковь - последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мира, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием» (Серафим Роуз).

Причем отец Серафим (Роуз) делает свое примечание: «Не начался ли уже этот период? Судя по равнодушию православных христиан, которым следовало бы гореть верой и желанием просветить других, по широко распространенному фарисейству, удовлетворению внешним проявлением Православия и по тому безразличию, которое так легко закрадывается в сердца всех тех, кто не испытывает прямых гонений,  этот период действительно начался».

Началом конца экзегеты (толкователи) считают XVII век. Снятие первой печати с книги судеб, писанной «внутри и отвне» (Откр.5:2), свидетельствует, что суд Божий над миром начинается с того, что мир по собственной воле попадает во власть дьявола потому, что отворачивается от веры христианской и увлекается идеями вольнодумства и свободомыслия. «Я взглянул, - говорит апостол Иоанн, - и вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр.6:2). Всадник на белом коне -  «это отступничество, которое утверждается на лжи, венчается сатанинской победой над истиной и начинает господствовать в мире чрез посредство прессы и отрицательной литературы»  (всадник имеет лук,  это - пресса),  - так толкует св. Иоанн Кронштадтский.

«И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга, и дан ему большой меч (Откр. 6:4). Снятием второй печати считается период социальных революций, причем социальные революции подготовили и предварили религиозные революции (Реформация). «Низведение христианства на степень одного из культов практического ничегонеделания в сфере отношений человека к Богу, освобождение человека от обязанности преклоняться пред Богом и чтить святыню как святыню - все это имело рефлективное влияние на ниспровержение вековечных устоев гражданского общежития под верховной властью лица, поставленного на это великое служение Самим Богом... Протестанты огнем и мечом доказали свою праведность без дел благих, огнем и мечом доказали, что они одни - дети Божии, не смущающиеся, впрочем, извращать Слово Божие до неузнаваемости, лишь бы их отступничество от Церкви торжествовало... С тех пор мира нет, он обратился в вооруженное перемирие» (св.Иоанн Кронштадтский). В новозаветное время Каин снова восстал на Авеля: сначала в лице иудеев, потом - мусульман, позже - католиков, потом в лице протестантов и, в конце концов,  атеистов. Неправые ополчились на Истину.

Третий период суда Божия. «...И вот конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос говорящий: хиникс (малая хлебная мера) пшеницы за динарий (монета, соответствующая дневной плате поденщика) и три хиникса ячменя за динарий...» (Откр. 6:5-6). Этот период начался со второй половины XIX века, когда появилась инфляция.

Четвертый период суда Божия.  «...И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр.6:8). Это время первой мировой войны. Петр Иванов пишет: «Конь бледный, такой масти нет. Отсутствие масти - полное нравственное изнеможение. Этот всадник не имеет своего направления, увлекается страшной силой развязанных стихий. Христианские народы на своем братоубийственном пути зашли в такой тупик, что царит над всеми смерть и ад».

При снятии пятой печати души убиенных за слово Божие просили Бога о мщении за кровь их, но им было возвещено, что их число дополнят новые мученики (Откр.6:9-11). Это репрессии советской власти, а с ними и последняя всемирная проповедь русских в рассеянии. Так считал св.Иоанн Шанхайский.

При снятии шестой печати «произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:12-17).

Это есть символическое изображение перемен в христианских народах. Вместо Христа-солнца в душах воцарился мрак. Отблеск солнца в душе христианской застилается кровавыми вожделениями. Святые перестали быть звездами для христиан, их заслонили мирские звезды киноактеров и прочих славолюбцев. Небо духовное скрылось из их мироощущения (небо свилось, как свиток). Все незыблемые духовные авторитеты двинулись и зашатались. Горами П.Иванов считает начальствующих в Церкви, а островами - сами церкви. И тут началась вторая мировая война, и все эти духовные ужасы переложились в физические.

Продолжение следует.

Серафима Загорская.

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.