Газета "Вестник" №50 - 2011 г.

«Гора Афон. Образы Святой Земли»

В заглавие вынесено название уникальной выставки, проходившей в ноябре в Москве в Государственном историческом музее. Ее экспонаты, святыни афонских монастырей, были привезены в Россию впервые. Время действия выставки совпало с пребыванием в нашей стране Честного Пояса Пресвятой Богородицы, находящегося в афонском монастыре Ватопед. Можно считать, что весь православный русский люд получил благословение из Святой Земли.

668_1320309733_338Хотелось бы напомнить кратко основные события из истории Святой Горы, ее политические и географические характеристики. Тем более, что вряд ли все читатели побывали на Афоне, а женщинам вообще вход туда запрещен.

Свое название гора получила по имени титана Афона, героя древнегреческого мифа. Он был сыном Урана (Неба) и Геи (Земли). Гея хотела отомстить Зевсу и упросила своих сыновей-титанов начать войну с богами Олимпа. В ярости схватил Афон самую большую гору во Фракии и швырнул ее в богов. Гора упала на территорию Македонии и осталась там навеки.

А по церковному преданию, ангел сообщил Богородице, что Афон в Эгейском море дан Ей в удел для Божественной проповеди. И здесь почти все жители приняли христианство. Покидая Святую Гору, Богородица произнесла: «Благодать Господа да пребудет на месте сем. Всего будет у них довольно при малом попечении и жизнь небесную они получат, и не оскудеет милость Сына Моего о месте сем и о живущих на нем».

Афон находится в Греции на полуострове Халкидика. Высота горы - 2033 м. Если в хорошую погоду подняться на вершину, то можно увидеть далекий Константинополь. В наше время все здесь - владения православного монастырского объединения из 20 укрепленных мужских монастырей (греческих, болгарских, русских, сербских). Это  единственное в мире православное государство. Оно имеет сухопутные и морские границы, его столица - город Карея. Монахи называют свое государство Агион Орис (Святая Гора Афон). Это государство в государстве - единственная на земле монастырская республика. Оно возникло в X-XI вв на месте древнегреческой колонии. Первый монастырь (Лавру) основал грек Афанасий в 962 году.

Женщинам вход на Афон запрещен Богородицей (дабы не отвлекать монахов). По трогательному народному преданию, даже птицы не вьют гнезда на Афоне и не выводят птенцов, чтобы не нарушать волю Богоматери.

В чем уникальность выставки, прошедшей в ГИМе? Она захватывает с самых первых шагов. Художнику Ю. Аввакумову, автору оформления, удалось воспроизвести нечто удивительное - атмосферу Афона. На выставку вы входите почти в темноте по узкой тропинке, подсвеченной маленькими свечками. Попадая в зал, прежде всего видите над головой ночное небо в тысячах звездочек. И это не просто россыпь мерцающих огоньков. Потолок зала воссоздает расположение звезд и созвездий, которое бывает только над Афоном и только раз в году - 28 августа, в день Успения Богородицы. В качестве выразительных средств оформления использованы тень и свет. В полутемном зале они производят ошеломляющий эффект.

В центре зала ярко освещенный, очень условный «топографический трехмерный проект Святой Горы». Все экспонаты выставки очень остроумно размещены: то на свету, то уходящими в тень. И это зыбкое очарование создает ощущение чего-то таинственного и возвышенного, дает представление о сакральном пространстве Святой Горы. Выставка имеет звуковое сопровождение. Звучит специально написанная музыка сербского композитора А. Иовановича. Она поддерживается характерными звуками Афона: пением птиц и стрекотом цикад, дыханием ветра, шелестом волн, тихими древними песнопениями и ударами колокола. Но, конечно, не только в оригинальном оформлении уникальность выставки в Историческом музее.

В еще большей степени удивляет подбор уникальных экспонатов. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно перечислить разделы представленной экспозиции. Основу ее составил фото архив Святогорского монастыря Симонопетра, где сохранились более двухсот фотографий о жизни двадцати афонских обителей за последние сто семьдесят лет. Здесь и природа Афона, и портреты старцев, духовных отцов, и простых монахов. Эти портреты так красноречивы! Какие лица - высота душ, беспрерывная духовная работа. Обитатели монастырей показаны и в нелегком ежедневном труде, и в торжестве святых праздников. Естественно, не может не приковать внимания серия фотографий, посвященных первым русским афонским монастырям - Успенскому и Святого Пантелеимона. Успенская обитель была известна еще с XI века, а в XII веке пустовавшие до этого строения одного из древних монастырей были переданы монахам Свято-Пантелеимонова монастыря. Обитель включала 24 храма. Помимо монастырей русские имели шесть скитов и шестьдесят «келий», в каждой из которых пребывали десятки насельников. До 1917 года на Афоне проживали не менее шести тысяч иноков из России. Были построены специальные гостиницы для русских паломников, которых в год приезжало от 15 до 20 тысяч. На Афон стекались многочисленные народные пожертвования из нашей страны. Русские до 1917 года внесли большой вклад в славную историю Святой Горы. Сейчас Свято-Пантелеимонов монастырь - единственный русский. И наших монахов здесь мало. На Святой Горе в наше время много пустующих храмов и строений.

Разве не подтверждает этот факт, что в таком состоянии святых обителей ясно читается отсутствие самой большой финансовой и моральной поддержки Афона - русской православной монархии?

Однако продолжим перечень разделов выставки. Второй раздел - список с чудотворной иконы Иверской Божьей Матери,  одной из древних афонских святынь. Икона появилась на Руси в царствование Алексея Михайловича. Однажды в Москву прибыл афонский монах архимандрит Пахомий. Он приехал за традиционными пожертвованиями для монастырей Святой Горы. Русь переживала тяжелое время: совсем недавно кончилась разрушившая страну Смута, а Польша была враждебна и готова к нападению. Тем не менее, пожертвования были собраны. Но и Руси нужна была помощь.

Надеясь получить ее от принадлежавшей Афону чудотворной иконы Иверской Божьей Матери - Вратарницы (Портаитиссы), будущий Патриарх Никон просил архимандрита Пахомия подарить икону Государю. Но тот рассказал, что без воли Богородицы икона никогда не покинет свою обитель. Поэтому он обещал, что будет сделан ее точный список (копия). И уже 13 октября 1648 года торжественная процессия во главе с Государем и Патриархом встречала чтимую икону у Воскресенских ворот Кремля. Три монаха-святогорца привезли с собой и сопроводительное письмо от игумена Пахомия. В нем он описал, как создавался этот список: «Вернувшись, я собрал 365 братьев и сотворил великий молебен от вечера до утра. Утром освятили воду со святыми мощами, омыли ею Иверскую чудотворную икону, собрав всю воду. Этой водой омыли новую доску для написания образа. Доску я делал сам из кипарисового дерева. Вновь собрали святую воду. И я вручил ее преподобнейшему среди монахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову. (А не был ли он русским, судя по фамилии? История об этом умалчивает). Он смешал эту воду с красками, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. В великом молчании и строгом посте он писал икону. И все это время, пока не была завершена икона, мы с 365 братьями пели великий молебен от вечера и до утра и служили святую литургию». Надо сказать, что икона была большая - 1,42 м в длину и 1,59 м в ширину.

В 1654 году царь взял святыню с собой в поход для освобождения от поляков Смоленска. Русским войском была одержана блестящая победа. По возвращении в столицу Государь вложил икону в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Храм в XVI - XVII вв именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья». Дальнейшие пути перемещений иконы отследить сложно, но, сопоставляя все известное, можно считать, что именно она в конце концов попала в хранилища ГИМа. И именно она была представлена на выставке. Это важно установить. Ведь в дальнейшем с чудотворной афинской Вратарницы было сделано несколько списков - приблизительно пять. И судьба у них была разной. Одну из этих икон, например, увезли с собой французы, ограбив Москву в 1812 году. Она и сейчас находится в Париже в храме Трех Святителей. web__337

Следующий раздел выставки  «Топографический трехмерный проект Святой Горы». Это модель горы, составленная из больших стеклянных параллелепипедов, заполненных специально собранной монахами святой афонской землей. Рядом несколько емкостей с нашей землей. Афонская - светлая. Наша гораздо темней. Святая земля с IX века считается классической христианской реликвией. После окончания выставки земля будет передана нашим монастырям. По замыслу авторов верхняя плоская часть емкостей должна напоминать иконные горки с «площадками».

Представлена уникальная по обилию и редкая по ценности коллекция старинных карт и гравюр XVII - XVIII вв. На гравюрах - монастыри и лики с древних афонских икон Богородицы. Много посетителей собирается у  роскошного фотоальбома «Афон», созданного в 1868г. русскими монахами и подаренного великому князю Константину Константиновичу.

 И последний раздел выставки это - редкий не только по красоте экспонатов, но и по идее их размещения - «Гербарий цветов Святой горы Афон».

Хрупкие, прекрасные цветы афонской земли были бережно собраны одним из монахов. Табличка сообщает, что представлены все их виды и сорта. Они помещены в специальные вакуумные сосуды, поэтому долго остаются живыми. На темной стене ярко выделяются освещенные ниши, в которых ярко сверкает стекло сосудов и цветет вечно неземная красота. С ощущением этой небесной красоты и покидаешь выставку.

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.