Газета "Вестник" №50 - 2011 г.

Миссионерство через литературу

Беседа А. Сигутина с протоиереем  Алексанром Ториком

 

...Обнаружил неотразимую силу воздействия книг протоиерея Александра Торика.

Можно начать с его книги «Флавиан» - не оторвешься!

Вторая часть «Жизнь продолжается» - посложней, но ведь так и надо.

Третья часть - «Восхождение». Почитайте и убедитесь, как запоет ваше сердце!

 

Священник Тигрий Хачатрян, кандидат богословия,

руководитель Миссионерского отдела Курской епархии

 

 

- Отец Александр, как вы стали писателем?

- В 1996 году, когда я был настоятелем двух храмов, много людей стало приходить в Церковь. Большинство из них практически ничего не знало о Православии. Постоянно приходилось отвечать на одни и те же вопросы: что значит быть христианином, что такое «спасение», от чего надо  спасаться и вообще - что хорошего для себя я могу у вас получить? dsc_0110_347

Каждый раз я подолгу объяснял: в какого Бога мы веруем, что такое грех и для чего нужна церковная жизнь. Буквально с секундомером в руках я высчитал: для того, чтобы вновь пришедшему религиозно необразованному человеку дать базовые представления о Боге, о Церкви, о началах духовной жизни, требуется примерно три с половиной часа индивидуальной беседы. Возможно, у кого-то первичная катехизация занимает меньше времени, у меня же быстрей не получалось.

А поскольку священнику на каждого новообращенного три с половиной часа найти физически невозможно, пришла мысль написать брошюру об основах православного вероучения и церковной жизни. Тогда каждому желающему побеседовать о вере можно было бы давать эту книгу: «Прочитайте, а потом придете, и мы продолжим разговор уже на другом уровне».

Так появилась брошюра «Воцерковление». Издал я ее за свои средства и начал раздавать. Со временем книга стала популярной, и сейчас ее и на английский, и даже на китайский язык уже перевели...

- Так вы подошли к литературному творчеству...

- В 2000-х годах по состоянию здоровья мне пришлось оставить регулярное приходское служение. Тогда появилась мысль самое интересное из двадцатилетнего опыта своей церковной жизни перенести на бумагу. Общаясь со многими людьми, за два десятилетия я узнал немало душеполезных непридуманных историй, свидетельств благодатной помощи Божией, которые показались мне заслуживающими того, чтобы поделиться ими с читателями.

Писать цикл небольших рассказиков по типу серии «Православные чудеса в XX веке» не хотелось: эта форма на тот момент была уже достаточно избита. И я решил написать художественную повесть, которая была бы не только духовно полезной для читателей, но и интересной, ведь когда полезно, но неинтересно - мало кто читает.

Тогда и родились главные герои «Флавиана». История их взаимоотношений стала  как бы стержнем детской пирамидки, на который, как колечки, нанизывались разные маленькие истории. Сам этот стержень был, конечно, литературно сконструирован, но все эти маленькие истории, в той или иной степени художественно обработанные, на самом деле происходили в реальной жизни. Вплоть до истории про покойника, который пришел из морга к батюшке исповедоваться.

- Неужели и это не вымысел?

- Это абсолютно реальная история. Кстати, когда готовилось первое издание «Флавиана» в издательстве «Лепта», то  цензор Издательского Совета Московской Патриархии написал рецензию, что книга в целом неплохая, но эпизод с покойником, пришедшим исповедоваться, уж больно фантастичен - стоит ли вообще включать его в книгу?..

Однако это абсолютно реальный факт, только он случился не на сельском приходе, а в Николо-Угрешском  монастыре. Правда, сейчас точно не помню имя батюшки - свидетеля этой необычной исповеди.

В то время один мой прихожанин, сейчас он священник в Рязанской области, учился в Николо-Угрешской семинарии. Как-то он приехал ко мне и рассказал: «У нас на прошлой неделе был такой необычный случай - ночью в келью к монаху пришел умерший человек, сказав, что не прошел одно из мытарств, но по молитвам Божией Матери Господь дал ему время для исповеди, и попросил его поисповедовать...»

Кельи там были размещены в хрущевских пятиэтажках, построенных на территории закрытого в советское время монастыря. Там в то время и ворот-то не было, только пролом в стене - кто угодно мог зайти и постучать в келью к монаху. И вот постучал такой ночной гость...  Потом тот иеромонах пошел в морг посмотреть, правду ли сказал тот необычный исповедник, а он - на столе лежит... Дальше все в книжке описано.

В общем, практически все истории в книге «Флавиан» абсолютно реальные.

- А почему  в книге встречается так много чудес?

- Я читал рецензию на свою книгу в журнале «Фома», там сотрудник журнала Виталий Каплан написал, что некоторых читателей смущает в моих книгах большая концентрация чудес. Мол, если бы их рассредоточить: два - в одну книгу, три - в другую, то будет более правдоподобно...

Дело в том, что я не предполагал писать много книг. Изначально мне хотелось рассказать как можно больше из того, что довелось услышать от людей и увидеть самому, ибо всякое чудесное проявление, сверхъестественное действие Бога, в каждом конкретном случае имеет как бы свою особую грань в духовной жизни того или иного человека.

Однако в первую книжку «Флавиан» вместить все примечательные чудесные случаи не получилось, да и возникло множество различных мыслей и идей, которыми захотелось поделиться с читателями, поэтому появилась вторая книга, третья... В третью книгу о Флавиане я постарался втиснуть, наверное, все, что мне хотелось сказать о приходской жизни.

- Можно ли сказать, что у вас с отцом Флавианом есть что-то общее?

- Очевидно, что-то общее у меня есть и с Флавианом, и с литературным персонажем Алексеем, и  вообще с каждым из героев, которых я описываю в книге. Невозможно, чтобы автор своей личностью как-то не соприкасался со своими героями. Если же вопрос поставить так: с себя ли я писал образ отца Флавиана, то ответ - конечно, нет.

 Замечательный батюшка, покойный протоиерей Василий Владышевский - основной прототип отца Флавиана. Он был моим первым настоятелем, у которого я в 1984 году начал свое церковное служение в качестве алтарника, затем чтеца и певца, потом несколько лет был регентом. А затем от него в 1989 году ушел рукополагаться в диаконы.

Это был настоящий добрый пастырь: истинный русский сельский батюшка, каким он и должен быть. Отец Василий служил в селе Алексино, недалеко за Дороховым, станция Партизанская по Белорусской железной дороге, теперь его сын служит на том приходе. Многие качества отца Василия: любовь к людям, общительность - легли в основу образа отца Флавиана.

Конечно, на этот образ наложились и другие черты многих известных мне уважаемых пастырей, которые и для меня самого пример для подражания. Сам для себя я примером не являюсь.

- Отец Александр, вы сказали, что у вас что-то общее есть с каждым из ваших литературных героев-мирян. А разве можно священника сравнивать с мирянином?

- А что отличает священника от мирянина? У иерея две основных обязанности: учить народ слову Божьему и совершать священнодействия. Для этого ему и дается благодатная сила при рукоположении. И, собственно, только этим священник и отличается от мирянина. Во всем остальном мы равны. Нельзя воспринимать священника как какого-то сверхчеловека, небожителя - «не такого как все»...

Разумеется, священник должен еще учить прихожан практическому общению с Богом - молитве! Господь сказал в Евангелии: «Если двое или трое соберутся вместе просить во имя Мое, дастся им», или «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», - поэтому христиане с того момента, как Церковь зародилась, стали собираться вместе для общения с Богом. Ведь когда они вместе, их совместные молитвы становятся сильнее, а чем сильнее молитвы, тем явственнее чувствуется присутствие Бога среди молящихся и тем ощутимее благодатная помощь от Него.

- Некоторые главы ваших книг, посвященные молитве, перед публикацией проверяли афонские монахи... А что для вас молитва?

- Молитва - это живое общение с Живым Богом. Молитва невозможна без обратной связи, если ее нет - это не молитва. Если человек попросту кричит: «Господи!», - а в ответ только эхо: «О-о-о...» - и дальше тишина, то это не молитва.

Только если человек внутри себя сердцем обратится к Богу, искренне и горячо начнет говорить Ему о своем сокровенном, сердечном, тогда обязательно почувствует заботливое Отеческое присутствие рядом, почувствует душой Его ответ. Каждый христианин, живущий практической духовной жизнью,  неоднократно имел такой опыт.

Очень важно для научения молитве посещать храмовые богослужения, особенно Божественную Литургию.

Бывает, дома молишься, молишься - и ничего как будто не происходит,  а в храм пришел - такая благодать! И вдруг сразу душа раскрывается, молится, чувствует эту благодать, и умиление, и слезы... да вы сами все знаете.

Когда приходишь в храм помолиться, а в сердце - окамененное нечувствие, то стоящие вокруг люди своими молитвами тебя поддерживают, подхватывают, и ты вместе со всеми  начинаешь как бы в этой молитвенной реке плыть.

Продолжение следует.

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.