Газета "Вестник" №43 - 2008 г.

Православие и свобода человека

  Окончание.

Начало в №44.

Сущность христианства заключается именно в том, что милостивый Господь Сам спускается к нам с высоты Своего величия, и предлагает нам подняться к Нему. Христианская жизнь - постепенное восхождение от тления в вечность, от смерти - в жизнь, от рабства - к свободе. И на последнем моменте нужно остановиться подробнее. deesis_pantocrator_344

Если христианство предлагает нам облечься в одежды Христа, все свое существо  освятить Христовым сиянием, то христианская свобода будет раскрываться по мере нашего уподобления Христу. Господь не просто призывал нас к доброй жизни, Он дал нам высший идеал нашего стремления: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48). Иисус Христос призвал нас к Божественной святости, и именно стремлением к ней определяется вся жизнь христианина. Это не имеет ничего общего с искушением лукавого змия, который в свое время соблазнил наших прародителей, сказав им, что они будут как боги (Быт. 3, 5). Речь идет о том, чтобы, осознав свою слабость, стать сильными во Христе, и не своими силами стремиться к святости, но благодатью, данной нам свыше. Сияние Божественной славы есть Истина, и именно в ней хранится сокровище христианской свободы. Об этом говорит нам Спаситель в Евангелии: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). На эти слова Христу возразили, заметив, что мы и так не были ни у кого в рабстве, как же Ты говоришь, что сделаешь нас свободными? (Ин. 8, 33) Тогда Он ответил: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 34-36). Значит, христианская свобода - свобода, которая принадлежит сынам (каждому христианину - сыну или дочери Христа) и обретается в Сыне Божием - Иисусе Христе. Это - свобода от греха, свобода от ветхого человека, свобода от тех нитей, которые привязывают нас к земле и не дают подняться к Богу и встретиться с Ним.

Часто Церковь воспринимается как поработитель, а христианская жизнь с ее строгими правилами и постоянными ограничениями - как рамки, которые мешают раскрыться нашей свободе. На чем могут быть основаны подобные представления? Ответить на этот вопрос сложно, потому что мы не можем и не имеем права залезть в душу тех людей, которые так считают. Тем не менее, осмелюсь сделать некоторые предположения, которые, впрочем, могут быть и неверными. 53882437_1213797528_141m_348

Евангелие и Святые Отцы учат нас, что целью церковной жизни является встреча с Богом, достижение святости. В этом стремлении мы учимся любить ближнего (потому что «кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4:20)). Учимся жертвовать своим комфортом во имя добра. Учимся восходить каждый на свой крест и не роптать, оттого что он нам кажется тяжелее и больше, чем у остальных. В этом смысле каждый верующий человек является служителем Церкви Христовой. Тем не менее, практика показывает, что часто мы, приходя в храм, не руководствуемся такими соображениями. Мы ищем просто внутреннего мира, душевного спокойствия, прибавления сил, гармонии и т.д. Это не значит, что всего этого мы не должны искать, напротив, внутренний мир, «тишина», является, по слову св. Игнатия Брянчанинова, первым благодатным даром. Но не нужно забывать, что даже внутренняя гармония не является самоцелью. Цель - именно Бог. А в Нем уже и мир, и спокойствие, и даже тленные земные блага. Нам нужно всеми силами стремиться к Нему, но не искать чего-то от Него. Даже спасение нашей души не является в этом смысле целью, ведь оно достигается в Боге, а значит, ключевой здесь является встреча с Ним, ведь Богопознание и есть истинное спасение!  На пути к Богу лежит грех, вот мы и ограничиваем себя во всем, чтобы греха не допустить, чтобы союз с Богом сохранить, а дальше - Царство безграничной свободы. Если мы будем приходить в церковь не ради Бога самого по себе, не ради того, чтобы уподобить себя Ему, то церковная жизнь, действительно, покажется нам рабством. Ветхий человек предъявит свои права и спросит: «Во имя чего ты меня ограничиваешь, изнуряешь? Ради здоровья? Ради спокойствия? Успеха, удачи в делах? Душевной легкости? Это можно найти не только в храме. Займись йогой, другими восточными практиками. Почитай книги «Как достичь успеха», «Все о карме». Не мучь меня». И, скорее всего, мы ответим ему: «Да»! Единственное отличие Церкви от йоги и других духовных практик состоит в том, что Церковь, помимо душевной теплоты, приносит в нашу жизнь Бога (Который и является источником всякого тепла и света). Если Его самого по себе мы не ищем, то есть более простые способы стяжать душевное спокойствие, легкость, бодрость. Вопрос об их долговечности вынесем за скобки.   

Закончить статью мне бы хотелось словами двух замечательных людей: архиепископа Сергия Страгородского и православного богослова Владимира Лосского.

«Спасение может быть приписано только милости Божией. Однако «человека Бог украсил даром свободы». И это для того, чтобы сделать человека участником в жизни истинной, т.е. святой, Божественной, так как непроизвольная (то есть, насильственная, навязываемая Богом - прим. автора) святость не может быть святостью, и высшим благом человека, и целью его стремлений».

 «"К свободе призваны мы", хотя и труден крестный путь самоотрешения, ведущий к этой благодатной свободе. Но "все можем во укрепляющем нас Господе Иисусе", Его же Имя да укажет нам путь, которым нам следовать».

Даниил Салищев

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.