Газета "Вестник" №44 - 2011 г.

Как не дать партиям себя обмануть

 Александр Щипков, главный редактор портала "Религия и СМИ", директор Православного правозащитного центра "Территория 01175104500600_348Церкви", действительный государственный советник 3 класса: «На мой взгляд, православный христианин должен занимать в обществе активную позицию. Прежде всего потому, что от общественно-политической ситуации в стране зависит не только его частная жизнь, но и положение Церкви. Являясь членом Церкви, ты несешь за нее ответственность и, следовательно, не можешь оставаться безучастным к ситуации в стране. Исходя из этого, я считаю, что христианин обязан идти на выборы и обязан участвовать в них. Но чтобы сделать осмысленный выбор, необходимо разобраться - что реально происходит на политической площадке.

Это потребует определенных усилий, впрочем, как и любая другая интеллектуальная работа. Во время предвыборных баталий каждая партия себя нахваливает и что-то обещает, это нормальная практика как у нас, так и в других странах. Просто в России у ряда политиков больше наглости и меньше уважения к избирателям.

Первое. Можно сравнить обещания партий с их реальными делами за прошедший период. Например, посмотреть, сколько в вашем регионе просьб о разрешении построить храм осталось лежать под сукном и сколько торговых центров выросло на тех местах, где верующие хотели построить церковь. Или почему программа «600 храмов в Москве» скукожилась до двухсот. А через пять лет не забудьте посчитать, сколько же храмов реально будет построено.

Второе. Можно дать себе труд прочитать политические программы. Если сравнить программы четырех парламентских партий (Единой России, КПРФ, ЛДПР и Справедливой России), то мы обнаружим, что они достаточно похожи. Везде есть слова о том, что нужно поддерживать социальную справедливость, стремиться к экономическому равенству, развивать социальные программы и поддерживать традиционную культуру, в которую неизбежно входит и Православие. Но если присмотреться, то начинаешь замечать нюансы. Обращать внимание следует на статьи, в которых излагается отношение к национальному вопросу и культуре.

Третье. Стоит также посмотреть, есть ли в программе такой раздел, как «наши ценности». Этот пункт во многом отражает мировоззрение партии. А от мировоззрения зависит и поведение партии в целом.

Как оценить мировоззрение самих партийных лидеров? С "Единой Россией" все очень сложно, поскольку нет одной фигуры, которая бы персонифицировала всю партию. Но поскольку это партия большинства, партия власти, то мы можем обратить внимание на состояние телевидения. В России телевидение всегда зависит от власти и всегда является лицом власти - меняется власть, меняется и телевидение. Вспомните телевидение Ельцина, Брежнева, Хрущева и сравните с нынешним. Очень четко видно: какая власть - такое и ТВ. Посмотрите, какое мировоззрение исповедует наше телевидение? Точно такое же мировоззрение исповедует и правящая партия. Поменяется партия, изменится и телевизионный контент.

С ЛДПР, КПРФ и Справедливой Россией все более-менее понятно. Есть три явных лидера: Зюганов, Миронов и Жириновский, и мы можем оценивать их слова и поступки. Зюганов постоянно говорит, что он атеист. Не обязательно это означает, что он будет предпринимать по отношению к Церкви что-то враждебное, но, тем не менее, эту позицию стоит отметить. На днях Зюганов с таким восторгом рассказывал о буддизме Стива Джобса, что я невольно вспомнил старую работу о. Андрея Кураева, в которой он проводил сравнительный анализ буддизма и атеизма. Также Зюганов неоднократно заявлял, что моральный кодекс строителя коммунизма повторяет Нагорную проповедь Иисуса Христа. Отсюда и распространенное мнение, что Иисус Христос был первым коммунистом. А вот это уже прямая ложь и идеологическое передергивание. Христос не был коммунистом, он был Сыном Божиим. Коммунисты христиан преследовали.

Жириновский декларирует, что поддерживает Русскую Православную Церковь. Но недавно он потребовал отменить Рождество Христово как государственный праздник. Что стоит за этим? Внутренняя неприязнь к христианству? Лоббирование чьих-то интересов? Тогда чьих? Это требует пристального взгляда со стороны православного избирателя. Еще одна любопытная деталь, на которую многие не обратили внимания: ЛДПР выступала против Федерального Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который был принят в конце 2010 года. Почему Жириновский принял такое решение? Наверное, это как-то согласуется с его мировоззрением.

Миронов - социал-демократ. В просторечии - социалист. Мы, православные, жили при социализме, который строили коммунисты-атеисты, и у многих из нас слово «социализм» не вызывает симпатии. Что такое социал-демократия нам не совсем понятно. Однако в программе «Справедливой России» сказано: «Наши ценности - справедливость, свобода, солидарность». Этот лозунг прямо совпадает с лозунгом европейских христианских демократов. Парадоксально, но сегодня русские социалисты апеллируют к христианско-демократическим ценностям. Понятия «справедливость» и «солидарность» имеют глубинный религиозный смысл. Процесс проникновения христианской этики в политические программы - положительный симптом.

Итак, существует три способа разобраться в партиях. Первый - оценить соответствие прошлых политических обещаний реальным делам. Второй - вчитаться в их программные документы. И, наконец, - оценить мировоззренческую платформу партии. О мировоззрении партии власти мы вынуждены судить по телевидению, в остальных случаях - оцениваем лидера.

Я убежден, что осознанный выбор возможен всегда, если человек находится в здравом уме и твердой памяти. Проблема в том, чтобы не реагировать на рекламные трюки и не оказаться в итоге обманутым. Лучше заранее проанализировать позицию кандидатов и принять соответствующее решение.

Когда говорят, что православные - консерваторы, это ложь. Когда говорят, что православные - либералы, это тоже ложь. Православная Церковь настолько выше политики, что в ней есть представители разных политических взглядов. Создавать христианские партии нам запретили законодательно. Очевидно, из опасений за свое политическое будущее. Следовательно, остается выбрать из того, что нам, православным, ближе, что полезнее для нашей Церкви. Главное - не впадать в политическую апостасию и обязательно идти на выборы. Просто нужно делать это осмысленно».

Иеромонах Макарий (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии: «Когда спрашивают: «Зачем православным участвовать в выборах?», то самим вопросом отделяют Православие от жизни российского государства. Патриарх неоднократно подчеркивал, что Церковь - часть общества. Именно от нашей гражданской активности во многом зависит и будущее общества, и общественный авторитет Церкви. А если мы изначально решим, что это не наше дело, то даже не сможем разобраться в кандидатах - лозунги-то на первый взгляд у всех правильные.

Социальная концепция Русской Православной Церкви запрещает духовенству участвовать в политической борьбе. Духовенство поддерживает сам факт гражданской и политической жизни, но мы не должны занимать чью-то сторону. Я напоминаю об этом, поскольку на самом деле многие, спрашивая священника о выборах, надеются услышать от него совет проголосовать за Иванова, Петрова или Сидорова. Был бы я мирянин, мог бы поделиться с читателями своим мнением о тех или иных кандидатах, обосновать свою позицию. Но, как священник, я не имею на это права. Я участвую в выборах, если буду жив, непременно пойду и на ближайшие, проголосую, но за кого именно, говорить не должен и не буду. Скажу одно - Церковь отвергает только те политические силы, которые нарушают закон. А партии и персоналии, которые участвуют в гражданском процессе в соответствии с Конституцией, мы признаем как кандидатов, голосование за которых, вообще говоря, допустимо.

В этой связи у многих вызывает протест присутствие на сегодняшней политической арене коммунистов. Мы почитаем новомучеников и исповедников Российских, и одного этого достаточно, чтобы понять отношение Церкви к той идеологии, во имя которой Церковь и Россия были подвергнуты адским мукам. Но раз КПРФ существует в России на законном основании, я не могу отождествлять ее членов с теми, кто разрушал нашу страну в XX веке. Хотя название для партии странное, и такой выбор остается на совести ее лидеров».

http://religare.ru/index.html

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.