Газета "Вестник" №44 - 2011 г.

ВОИН ХРИСТОВ

Продолжение.

Начало в №№41,42

Казем-бек, принявший христианство кавказский ученый того времени, восхищаясь политикой Ермолова, говорил: «Великодушие, 0_5e329_c1b30356_xl_350.бескорыстная храбрость и правосудие - вот три орудия, которыми можно покорить весь Кавказ». Сам же Ермолов писал: «В здешнем крае и  добро делать надобно с насилием! Не зря же сказано святителем Иоанном Златоустом: «Боясь властей, да не поглотят люди друг друга, как рыбы! На то есть воля Божия, чтобы... обуздывать неистовство людей безумных!» Горцы уважали только сильную власть.

Надо заметить, что русские от внешних завоеваний не богатели, как западные народы. Так, великорусское население вносило в казну налогов на 60 % больше, чем кавказцы. Кавказские купцы торговали повсеместно без всяких ограничений. Уроженцы Кавказа долгое время освобождались от воинской повинности. А «все отрасли промышленности, почти все командные должности, гражданские и военные, юриспруденция, образование, печать - были в руках у местной элиты» (С.В.Лурье). Россия вкладывала значительные средства в развитие экономики Кавказского края (намного больше, чем получала с него).

 Для сравнения: в XIX веке Великобритания так же контролировала шестую часть суши земного шара, но ее доходы только от одной колониальной Индии на 40 % превышали все поступления в российскую казну! Население Индии было обложено непомерными налогами (60% от общей прибыли хозяйства, 45% - с земли и 15%  - на издержки администрации). С английских товаров, поступавших в Индию, бралось 2,5% пошлины, а с товаров, вывозившихся из Индии,  - в 10 раз больше! Все коммерческие предприятия принадлежали только англичанам, а местное население стремительно нищало. А персы и турки брали еще и «налог на неверных», достигающий 50%!

Третьим важным делом Ермолова было заключение мирного договора с Персией. Это ему развязало руки на все последующие действия. Он разработал систему рубки больших просек от одного аула к другому для быстрого и безопасного доступа к ним. Он, завоевывая взбунтовавшихся кавказцев, изгонял неверных ханов, лишая их наследства, и передавал власть русским чиновникам. Но он, в отличие от Шамиля, никогда не казнил пленных, не вымогал выкупов за пленных, не присваивал себе чужого имущества.

Ермолов открывал новые мечети и заботился о поддержании в приличном состоянии старых. Дело в том, что истинные мусульмане осуждают ростовщичество, проповедуют справедливость и нестяжательность. Алексей Петрович противодействовал крайним еретическим направлениям. Обычно они навязывались извне, турками и персами.

Напомним, что в 80-х годах XVIII века кавказские племена в своем большинстве изменили христианству и стали помышлять более о материальных выгодах. И спустя лет 35 подверглись мощной религиозной экспансии, организованной Турцией на английские фунты. И почти все горцы стали ярыми поклонниками крайне воинствующего направления в мусульманстве!

Ермолов прекрасно понимал значимость «военного» потенциала миссионеров. Только этого упорно не хотели понять инославные петербургские чиновники. На Кавказе работали миссионеры почти всех христианских конфессий, кроме... православных! Учрежденная в 1745 году осетинская комиссия не справлялась с задачей проповеди Православия. Она, укомплектованная грузинскими малообразованными священниками, обещала «новообращенным» приобретение личных выгод от русского правительства. То есть таинство Крещения открыто профанировалось. Так же эти горе-проповедники самовольно производили суд гражданских дел. Сребролюбивое население крестилось толпами. Архиепископ Досифей уведомлял начальство, что за семь месяцев крестилось 14 000.

Но Ермолов негодовал. «Вероятное ли дело, чтобы в течение столь короткого времени можно было привести такое множество в христианство и до такой степени, что народы посредством крещения обратились уже к покорности, тогда как на самом деле они, будучи погружены в закоснелое невежество, по-прежнему занимаются воровством, грабежами и смертоубийством! Причем большая часть из «новокрещенных» не знает грузинского языка: каким же чудесным образом они смогли понять от проповедников слова Божия христианскую веру? Из всего этого очевидно, что Таинство Крещения совершено было с торгу вместо того, чтобы просвещать народ закону Божию не прельщениями, а примером кротости и убеждения о пользах, кои приносит истинная православная вера!», - писал он императору.

И как только «новокрещенные» узнали, что Крещение не принесет им никаких материальных выгод, они массово стали отказываться переменять свою веру. Надо добавить, что христиане Закавказских провинций по инерции платили особую дань за исповедание своей веры. И многие, будучи не в силах заплатить тяжкого налога, совращались в магометанство.

По просьбе наместника из Петербурга на Кавказ был командирован митрополит Феофилакт (Русанов) экзархом Грузии. Но духовные дела пришли в движение только на бумаге. Господствовал произвол местного духовенства, которое усвоило нехристианский дух хищных соседей (турок и персов). Владыка ломал и переделывал церковное устройство Грузии, ни с кем не посоветовавшись. Он сократил более чем вдвое количество церковных приходов. Грузинские митрополиты стремились отстоять свою независимость от Петербургского Синода. В закавказское духовенство входили представители княжеских родов и поэтому церковный вопрос перешел на гражданскую почву. И местные князьки толкали народ к беспорядкам. Этого не хотел видеть экзарх.

Несколько месяцев спустя, Ермолов разгадал интригу Петербурга против него. Но, главное то, что острие ее было направлено на разрушение хрупкого мира, установившегося на Кавказе. Этот экзарх был ставленником обер-прокурора князя А.Н.Голицына, который скрытно насаждал католичество, и был соглядатаем последнего и умнейшим врагом Ермолова.

Крутые распоряжения Владыки в Кутаиси усилили волнения в Имеретии. Агенты иностранных разведок распускали слухи о том, что русские хотят обратить весь народ в «еретичество», и призывали к сопротивлению. А.Вельяминов, заместитель наместника  просил Феофилакта немедленно вернуться в Тифлис, но архиерей даже не удосужился ответить на эту просьбу. В конце концов его выдворили оттуда с позором.

Мятежники ждали первого выстрела от противной стороны, тайно сносились с Турцией, вернее с английскими эмиссарами, жившими в этой стране. Ермолов делал все, чтобы погасить пожар без кровопролития. К границам Имеретии он выдвинул войска и обнародовал воззвание сохранять всем спокойствие и порядок. Враги России распространяли слух, что солдаты при первом же удобном случае начнут резать местных жителей.

Местные митрополиты благословляли горцев на подвиг «освобождения отечества от русских», местное духовенство освящало оружие и раздавало своим прихожанам. Ермолов справился и с этой ситуацией своевременными мерами. Он несколько раз обращался в Синод с просьбами организовать серьезную миссию на Кавказе, но Святейший Синод отписывался и только. Благодаря действиям влиятельнейших петербургских масонов время для проповеди было упущено не только на Кавказе, но и по всей России. Духовный вакуум заполнялся революционными идеями, либо ультрамусульманским фанатизмом...

К сожалению, газета не позволяет освятить многие события. И в то же время не хочется, чтоб читатель однобоко оценил труд Ю.Ю.Ильяшенко-Магай, по которому писалась  эта статья. Поэтому, уточняю, что автор исследует и сравнивает деятельность деструктивного мусульманского деятеля, заботившегося не о своем народе, но о своем кармане, и деятельность глубоко верующего христианина, живущего по своей вере и правящего чужим по менталитету народом. Секулярная жизнь и деятельность современных христиан, разорванная с их убеждениями (возможно и лицемерными), заставляет  обращать пристальное внимание на такие личности, как Ермолов. Несправедливо забытые истинные герои истории должны стать для нас вдохновляющим примером.

Семена ермоловской политики, которые сеяли и его некоторые ученики и последователи, получившие кавказское наместничество,  дали впоследствии обильные всходы. Архивные документы свидетельствуют о том, что  во времена генералов Ермолова, Мадатова и Грекова дагестанские и чеченские милиционеры громили мятежников-сепаратистов, поддерживаемых западным капиталом. В многочисленных русско-турецких войнах горцы-мусульмане были на высоте. В 1917-м Дикая дивизия горцев одна из немногих оставалась верной присяге. А в годы Великой Отечественной очень многие кавказцы стали героями нашего единого Отечества.

И сегодня наши традиционные враги - общие. Они  сеют разврат и пошлость массовой бездуховной культуры, извращают историю, духовные понятия и ценности. Они разрушили единство христианской и веротерпимой империи. Они  кричат в рупор о своей толерантности и демократичности, но сеют вражду и нетерпимость.

 

Продолжение следует.

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.