Газета "Вестник" №44 - 2011 г.

Православие и свобода человека

Православие - это религия красоты и свободы, религия любви и света. Православие открывает необозримый простор для духовного творчества, для внутреннего самовоспитания, а главное - для встречи с богом. В православии никому не должно быть душно, тесно или неуютно. В нем должно найтись место и для ученого, идля поэта, и для художника, и для богатого, и для бедного, и для одаренного, и для лишенного больших талантов, и для образованного, и для неграмотного.

                                                                                                                                                  Председатель отдела внешних церковных связей,
                                                                                                                                                                              митрополит волоколамский Иларион


Очень часто жизнь внутри Церкви выглядит так: частые изнуряющие посты, долгие церковные службы, утренние и вечерние молитвенные 01_344правила, способствуют ли освобождению человека? Или же, напротив, лишь ставят дополнительные преграды в его развитии, «загоняют» некогда свободную личность в жесткие религиозные рамки, постепенно порабощая ее волю? Если смотреть на жизнь Церкви извне, может показаться, что христиане - забитые жизнью люди, которые, в поисках какого-то «спасения», не видят всего многообразия жизни, которая проходит мимо них. Нередко такие представления возникают и у людей воцерковленных. Имеющие уже опыт духовной жизни вдруг начинают чувствовать себя «рабами» и покидают ограду Церкви Христовой в поисках более «свободных» духовных практик.

Говорить о христианской свободе особенно трудно по той причине, что этот вопрос затрагивает все остальные аспекты духовной жизни, все многообразие переживаний верующих. Для определения православного понимания свободы необходимо понять, что есть христианство вообще, а также какие духовные устремления лежат в основе христианской жизни.

В основе христианства, как и любой другой религии, лежит стремление к Богу. Многие философы и религиозные мыслители мира не жалели своей жизни в поисках Того, Кто Один наполняет ее смыслом. И все неизменно упирались в стену. Стену, которая навеки отделила нас о Бога, закрыла нам путь к Нему. Это  -  стена греха, стена нашей немощи, наш ветхий человек, покрытый язвами, дырявый сосуд, который Божия благодать, только попав в него, сразу же покидает. Это - смерть, которая преследует человека на протяжении всей его жизни, а, настигнув, поглощает.

Прорыв сквозь завесу мрака и бессмыслицы был сделан Иисусом Христом, Который, будучи в одно время Богом и Человеком, протянул немощному человечеству Свою Божественную руку. Впервые тогда человеческая немощь стала нашим главным достоинством. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», - проповедовал Христос (Мф. 5:3). «Сила моя в немощи совершается», - учил апостол Павел (2Кор.12:9). Придя на Землю, Христос уподобился нам вплоть до   смерти и вместе с людьми пережил Свое небытие, сошел во ад! Но тут случилось невозможное - в ад сошел Тот, Кто не может там находится по Своей Божественной природе. Ад был разрушен, бездна, отделявшая человека от Бога, исчезла. Вот как выразил радость воскресения свт. Иоанн Златоуст: «Все насладитесь пиром веры: все примите богатство благости. И никто пусть не рыдает о своем убожестве: ибо явилось общее царствование...». И далее: «(Ад) принял тело, и столкнулся с Богом. Принял землю, и встретил небо...Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?...Воскрес Христос, и жизни есть где жить».

И сегодня, из глубины нашего падения, из мрака греха, мы видим перед собой Распятого и Воскресшего Господа, доброго Пастыря, Который не побоялся волков и положил душу Свою за овец. Сегодня мы вместе с апостолом Петром, который, потеряв веру, тонул во время бури, можем взывать: «Господи, спаси меня!» (Мф. 15:30). Сегодня мы можем быть уверенными в том, что Господь не посмотрит на нас с высоты Своего величия с презрением. Та спасительная Десница, которую протягивает нам Господь, зовет нас на встречу с Ним, не тянет насильно, не ставит условия, но тихо приглашает на пир вечности, который открывается уже здесь нам, живущим на Земле. Тихо приглашает, но конечное решение всегда оставляет за нами. Мы можем откликнуться на этот призыв, осознать, что вне Бога и без Бога жизни нет, что Он Один наполняет ее глубиной вечности. И тогда лишь в нашей воле - сделать все возможное, что от нас зависит, чтобы протянуть свою руку в ответ и слиться с нашим Творцом в едином союзе Любви.

Но в воле человека и не откликнуться на этот призыв. Только жизнь в Боге ограничивает права нашего ветхого человека, воскрешая человека нового, умерщвляет наше греховное начало. А значит, ответ Богу никогда не дастся нам без борьбы с собой, без самоограничения и самоотречения в смысле отсечения греховных наклонностей. Такой труд может показаться человеку слишком тяжелым, и он вправе остаться при своем, отказавшись от Божьего. Но и о сиянии вечности в нас, которое принесло нам христианство,  нельзя забывать.

Как мы видим, свобода в Православии открывается уже на пороге Церкви. Мы вправе сделать шаг вперед и ответить на Божественное приглашение. Но можем также отступить назад - и Господь не станет нас принуждать. Это так называемая свобода внешняя, видимая. Но есть и свобода внутренняя, та, которая открывается в жизни во Христе.

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», - говорит апостол Павел (Гал. 3:27). А Господь наш Иисус Христос в одной из Своих притч сравнил нас с мехами (сосудом), которые, прежде чем влить в них новое вино (благодать Божию), нужно обновить (Мк. 3:22). Значит, принимая христианство, мы тем самым преображаем душу и тело, одеваемся в одежды света и Истины. Это, в свою очередь, означает, что мы принимаем на себя все умонастроение Христа. Все мысли наши, чувства, слова, дела, становятся Христовыми. Наша воля начинает соработать Божией воле. И уже не мы живем, но живет в нас Христос (ср. Гал. 2:20). Это - состояние вечного блаженства, Царствия Небесного, которое во всей своей полноте доступно за пределами нашего земного странствования, но прикоснуться к которому мы можем уже сейчас. Это - Царство безграничной свободы, обретения целостности человеческого естества, когда все силы души нашей и тела работают в унисон Божественной мелодии. Здесь никому не может быть неуютно. Происходит то, что Святые Отцы называли обожением, а православный богослов Владимир Лосский назвал «устремлением бесконечным, как бесконечен Сам Бог, в котором мы по благодати становимся тем, что Он есть по Своей природе».

Это - идеальная точка, предел, за которым исчезают всякие пределы, и открывается вечность. Но путь к такому единению с Богом узок и тернист. Врата в Небесное Царство, о которых говорил Христос, узки потому, что на пути к Богу мы встречаем множество трудностей и искушений, и наша земная жизнь по заповедям скорее походит на подвиг, чем на духовную усладу, на борьбу, чем на пир. То, о чем писалось выше, то Царство вечности, которое совершается Христом и во Христе, раскрывает нам Евангелие. Именно оно, Благая Весть, наполняет нашу жизнь Божественным светом, показывает нам, как прекрасен Господь. Но это не значит, что, начав свое духовное восхождение, мы сразу испытаем все эти чувства. Они известны нам из опыта святых, из слов Спасителя, и стремление к ним - дело всей нашей жизни. И в нашей воле  - всем сердцем и душой желать этого союза. Только мы сами на обращение к нам Господа можем сказать: «Вот он я» . Без стремления к Богу с нашей стороны, наша вера во «что-то высшее над нами» не принесет своего плода.

Итак, сущность христианства заключается именно в том, что милостивый Господь Сам спускается к нам с высоты Своего величия

Продолжение следует

Даниил Салищев

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.