Газета "Вестник" №35 - 2010 г.

ПОЧЕМУ У ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТИ УХОДЯТ ИЗ ЦЕРКВИ?

Беседа Андрея Сигутина с протоиереем Константином Гиппом

 

Протоиерей Константин Гипп родился 12 января 1963 года в Москве. Окончил в 1980 году среднюю школу № 529 г. Москвы. В 1981-83 o_konstantin_240.годах служил в рядях Советской Армии. С 1984 года выполнял церковные послушания алтарника и псаломщика в различных храмах Москвы и Московской епархии.

В 1988 году сочетался церковным и гражданским браком с Дегтеревой Любовью Юрьевной. Браковенчание совершил в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (г.Москва) протоиерей Владимир Чувикин. Имеет 4-х детей.

5 февраля 1989 года Епископом Калужским и Боровским Илианом рукоположен в сан диакона, а 5 марта того же года - в сан пресвитера. В марте 1989 года назначен настоятелем Свято-Покровского храм г. Жиздры Калужской области.

В 1995 году окончил Московскую Духовную Семинарию. В 1999 г. Архиепископом (ныне - Митрополитом) Калужским и Боровским Климентом возведен в сан протоиерея. Последняя церковная награда - крест с украшениями (2008г.)

С февраля 2001 года назначен благочинным церквей 13-го округа Калужской епархии. С сентября 2001 года несет послушание преподавателя Калужской Духовной Семинарии (предметы: "Практическое руководство для пастырей" и "Организация приходской жизни", "Введение в западноевропейскую философию"). Награжден орденом преп. Сергия Радонежского III степени (2006 г.), памятным знаком "За вклад в развитие города Жиздры" (2002 г.), юбилейной медалью "65 лет Калужской области".

- Отец Константин,  почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви?

- Причин кризиса детской и подростковой веры, на мой взгляд, несколько.

Во-первых, это антихристианский дух современного общества и современной культуры. Об этом пишется и говорится более чем достаточно, только воз и ныне там. Телевидение, киноискусство, компьютерные игры навязывают нам психологию потребления, земного успеха, потворства страстям и порокам и не дают никакого образа положительного героя, хотя бы в чем-то отражающего христианские идеалы, которому хотелось бы подражать. Похоже, человечество устало от Христа и словами Великого Инквизитора Ф.М. Достоевского говорит: «Уйди, Ты нам не нужен». Все это чутко воспринимают молодые люди, когда начинают соприкасаться со взрослой жизнью. Этот вихрь их тут же увлекает. «Се сатана просил вас сеять как пшеницу». Это характерно не только для России. Катастрофическое падение уровня религиозности молодежи отмечено даже в католической Италии, где практикующих христиан больше, чем в любой из стран Европы.

Наша церковная проповедь также малоуспешна в молодежной среде по причине расхождения наших слов и дел. Большинство христиан, не исключая священнослужителей, стремится «жить не хуже других», встроиться в «мэйнстрим» современной жизни. А молодого человека может увлечь пример подвига, радикального исполнения Христовых заповедей, которым так богато было, например, раннее монашество.  Согласитесь, смешно читать проповедь на тему «Раздай все и следуй за Мной», обитая в комфортабельном коттедже и передвигаясь на недешевом автомобиле. Молодежь эту фальшь сразу чувствует. А если и находятся у нас радикалы и подвижники, то почему-то этот радикализм уходит не в соблюдение заповедей любви, самоотречения и служения ближним, а в политические и националистические лозунги. Люди, вроде бы горячие духом, создают в Церкви какие-то маргинальные группировки.

Еще одной причиной является  то, что за безбожные годы утеряна традиция христианского воспитания детей. Часто родители, пришедшие к вере во взрослом возрасте, столь ревностно начинают «воцерковлять» своих чад, что надолго, если не насовсем, отбивают у них всякую любовь к Церкви, ее богослужению, Таинствам. Там, где должна царить свобода и радость (вспомните ап. Павла: «Всегда радуйтесь»), царит принуждение (воспитание без принуждения, конечно, невозможно, но человека надо научить самостоятельно принуждать себя к хорошему, т.к. только жизнь по совести может эту радость даровать). К тому же, воспитывая ребенка по-христиански, мы опять-таки должны учитывать нехристианский характер окружающей его среды и понимать, что, настаивая, например, на жестком выполнении каких-то внешних предписаний, мы можем обречь свое дитя на изоляцию и насмешки в подростковой среде. А к такому мученичеству наши дети, конечно, не готовы. И ребенок при первой возможности будет стремиться сбросить с себя навязанные ему путы.

Есть, в конце концов, и определенные возрастные особенности детской, подростковой, юношеской психологии, которые отражаются и на духовной жизни молодого человека. Об этом писал протоиерей  Василий Зеньковский: «Ужасно пестра, неопределенна, противоречива религиозная сфера в это время. В итоге второго детства небо оказывается окончательно потемневшим, закрытым, глаза как бы уже разучились глядеть в ту светлую Бесконечность, которая со всех сторон обливала детскую душу в былое время... Все темно над подростком. Вдруг он «решит», что Бога нет, и уверен, что в нем нет веры - а то вдруг по привычке... начнет молиться - и на время глубокое волнение, мистические восторги охватят душу. Это все лишь искушения, это лжеблагодать. Религиозная сфера как будто вся в скорлупе, живет она прошлым, где-то сосредоточено в душе накапливается «сок», - но по существу отрочество религиозно пусто, хотя очень мистично - но мистикой земной, даже подземной, но отнюдь не небесной. Религиозные рассуждения, в которых идет та же игра, как и всюду в этом возрасте, могут быть пусты или серьезны, глубоки или поверхностны, но увы - они нереальны. Опасная жуткая пора - сумерки перед зарей, некая темная ночь перед грядущим восходом солнца». Солнце это сможет взойти только тогда, когда подросток переосознает христианство не как нечто навязанное извне, а как свою личную веру. В беседе со старшей группой Воскресной школы ребята рассказывают, что многие их сверстники верят в колдовство, заговоры (преимущественно, девушки), летающие тарелки, просто в «удачу». Многие ставят «духовные эксперименты», отправляясь ночью на кладбище. Панки, готы, эмо - все эти направления молодежной субкультуры также имеют свою определенную духовную окраску. Церковь же воспринимается молодыми людьми как нечто далекое от их жизни, ставящее неоправданные, с их точки зрения, запреты. Меняется такое отношение, по словам подростков, тогда, когда человек создает свою семью, социализируется, находит свое место в мире и обществе. Тогда Церковь может стать востребованной, причем сознательно.

- Скажите, пожалуйста, что нужно делать взрослым, чтобы дети не уходили из Церкви?

- Что можно всему этому противопоставить? Прежде всего - молитву. Молитву родителей, молитву духовников. Личный пример христианской жизни. Христианские отношения в семье. Чуткость, внимание и любовь к детям, подросткам, молодежи со стороны учителей, духовника. Работа должна строиться только на основе личного доверия педагогу, наставнику, духовнику, который должен стать той личностью, которая откроет перед молодым человеком путь к духовному совершенствованию.

Если мы не можем увлечь подростков церковной культурой, участием в богослужении (а это чаще всего так), то можно организовывать интересные для них общие мероприятия - паломничества, походы, летние лагеря. Все, что угодно, все, что только не расходится с христианским образом жизни. И если это делается не для галочки, а из любви к ребятам, уверяю вас, они на это внимание отзовутся. И если священник стал для них авторитетом, они останутся в Церкви.

Но нельзя забывать, что никакие приемы педагогической или духовнической практики не могут дать нам стопроцентной гарантии, так как взаимоотношения человека, даже ребенка, и Бога - это всегда тайна, и в основе этих взаимоотношений лежит великий и страшный дар свободы, предполагающий возможность и оставления человеком своего Творца. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

Беседовал Андрей Сигутин

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.