Газета "Вестник" №35 - 2010 г.
Поздравляем педагогов, родителей и детей с наступающим новым учебным годом?
Накануне нового учебного года мы обратились к Людмиле Сергеевне Силаевой, заведующей отделом образования администрации Боровского района, с просьбой рассказать читателям о тех изменениях, которые происходят в образовательных учреждениях.
Л.С.Силаева: На протяжении последних двух-трех лет в муниципальной системе образования все отчетливее проявляется реальный поворот в сторону ребенка. Это не только внимание к качеству образования, но и обеспечение оптимальных условий для полноценного развития личности. А это уже забота о питании и самочувствии детей, выбор учителями здоровье сберегающих технологий, расширение сферы дополнительного образования, введение профильного обучения в 10-11 классах.
Еще одним важным моментом является то, что теперь родители имеют реальную возможность выбрать место учебы для своих детей. Раньше все были «привязаны» к микрорайону: нравится тебе эта школа или нет, но ты записываешь ребенка по месту жительства. А теперь можно выбрать ту школу, которая привлекает и родителей, и детей.
Т.В. Анохина: Скажите несколько слов о профильном обучении.
Л.С.: Это когда в 10 класс идут только те школьники, кто действительно намерен связать свое будущее с высшей школой. К концу 9 класса подросток и его родители уже знают профиль вуза и поэтому выбирают ту школу района, в которой этот профиль наиболее полно представлен не только высококвалифицированным учителем, а и хорошей материальной базой, привлекательным укладом школьной жизни.
Переход на профильное обучение подстегивает педагогические коллективы искать внутренние резервы для привлечения учащихся и их родителей. Ведь за каждым ребенком «идут бюджетные деньги». Такова государственная политика, и она будет определять бюджетное финансирование образования. Таким образом формируется конкурентоспособная среда, в которой лучшая школа та, в которой лучше детям. Именно такая школа и будет иметь реальную государственную поддержку.
В связи с этим в интересах детей в системе образования по-новому проводится профессиональная ориентация. Известно, что и в стране, и в нашем регионе переизбыток дипломированных юристов, экономистов, а вот специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих катастрофически не хватает. ЩЧтобы предупредить ситуацию, когда наш боровский выпускник закончит вуз и окажется невостребованным на рынке труда, мы целенаправленно работаем и с ребятами, и с их родителями. Мы заботимся, чтобы они имели полную информацию о потребностях в кадрах в нашем районе, области, стране, чтобы они соотносили свои индивидуальные особенности, учебные достижения, жизненные планы с окружающей реальностью и самоопределялись в выборе профессии. Зачем идти в 10 класс, если можно получить хорошую специальность на базе колледжа, техникума и трудоустроиться близко к дому? Кстати, число выпускников, поступивших в вузы, совсем не тот критерий, который отражает эффективность педагогической работы школы. Этот критерий давно устарел, потому что поступить на платное обучение может фактически любой выпускник.
Т.В.: С какими вопросами в прошедшем учебном году к Вам обращались родители?
Л.С.: Чаще всего по организации питания: интересовались набором молочных продуктов, просили объяснить различия питания в школах, от чего и от кого зависит разнообразие блюд в школьной столовой.
По обеспечению учебными пособиями: уточняли, почему школа предлагает приобретать учебники самим родителям. Пользуясь случаем, еще раз поясню: учебниками, которые входят в федеральный список, школа обязана обеспечить. Родители не должны тратить свои деньги. Но бывают случаи, когда учителя выбирают для работы дополнительные учебные пособия, но на это должно быть решение педсовета и обязательное согласование с родителями.
Возникали вопросы по комплектованию первых классов. Хотелось бы, чтобы это решалось директорами школ на местах.
Много было вопросов по уставной деятельности школ: например, по введению школьной формы, по порядку перевода на домашнее обучение. Были и другие вопросы.
Т.В.: Что Вас обрадовало в прошедшем учебном году?
Л.С.: Удалось существенно пополнить материальную базу школ. В школы поступило оборудование для пяти специализированных кабинетов на сумму более двух миллионов рублей. На средства районного бюджета минимально оснастили все школьные медицинские кабинеты.
А еще меня радует, что увеличивается число детей, которые участвуют не только в предметных олимпиадах, но и в конкурсах творческих работ, в фестивалях.
И не просто участвуют, а становятся победителями и призерами. А сколько замечательных творческих работ было представлено в этом учебном году на конкурсы, которые проходили в рамках районных фестивалей «Вифлеемская звезда» и «Пасха Красная»! Вы, Тамара Викторовна, своим глазами это видели. Хочу поблагодарить всех взрослых: родителей, педагогов, которые помогают детям развивать творческие способности.
Т.А.: Какие события прошедшего учебного года Вам запомнились?
Л.С.: Районные праздники: фестиваль "Вифлеемская звезда", Открытие Года учителя и "Новые имена".
Т.А.: На страницах газеты «Вестник» часто размещаются материалы, отражающие ход реализации муниципального проекта по развитию культурной педагогической среды, в которой особое место отводится основам православной культуры. Известно, что этот проект был разработан по Вашей инициативе, а ход его реализации контролировал лично глава администрации Виктор Николаевич Терников. Как скажется, на Ваш взгляд, смена руководства района на образовательной политике в целом и на темпах внедрения нового историко-культурологического содержания ОПК?
Л.С.: На мой взгляд, «точка невозврата» пройдена навсегда. Основы православной культуры прочно вошли в содержание образования, и у нас есть яркие положительные примеры продуманной организации в школах внедрения нового содержания. Круглый стол по этой теме, который проходил в школе № 1 г. Балабаново, фактически решил проблему «вводить или не вводить ОПК». Теперь стоит задача качества преподавания нового курса, обеспечение преемственности при переходе из начальной ступени образования к основной, интеграция ОПК с другими дисциплинами, усиление духовно-нравственного компонента в базовых предметах, а также расширение внеурочной православно-ориентированной деятельности. Другое дело, какое место этому направлению будет отведено в каждом конкретном образовательном учреждении. Это уже внутренняя работа педагогического коллектива во главе с директором школы. В общем, надо совершенствовать практику преподавания ОПК на местах. Об этом, кстати говорит и Алла Валентиновна Бородина в материале, который я недавно прочитала в вашей газете "Вестник" (речь идет о беседе О.Ю.Кассина с А.В.Бородиной, опубликованной под заголовком «История принадлежит народу» в №32,2010 - прим. ред.). Так что приоритеты в образовании со сменой главы района останутся прежними, потому что их расставила сама жизнь. Посмотрите на Беларусь. С 1 сентября 2010 года основы православной культуры вводятся в качестве полноценного обязательного предмета. Что касается нашего региона, то 17 сентября в Калуге состоится круглый стол «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе», где нам предложено выступить перед руководителями образовательных учреждений области. Это признание министерством выбранного нами приоритета в возрождении духовной традиции средствами образования.
Т.А.: 2010 год, объявленный в России Годом учителя, совпадает с исторической датой, которая имеет непосредственное отношение к Боровскому краю. Это четырехсотлетие памяти героической обороны Пафнутьева монастыря от польско-литовских захватчиков. В ознаменовании этого события 29-31 октября 2010 г. в Боровске пройдет научно-практическая конференция «Уроки Смутного времени». Как это соотносится с планами отдела образования и образовательных учреждений?
Л.С.: На августовском совещании руководителей образовательных учреждений, которое пройдет 27 августа, мы доведем до сведения программу конференции и возьмем на себя организацию конкурса рисунков и творческих работ «Мое православное Отечество». В образовательных учреждениях уже есть небольшой опыт подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к Дню народного единства, совпадающего с церковным празднованием Казанской иконы Божией Матери, поэтому мероприятия проекта «Под знаком любви Христовой» логично войдут в планы воспитательной работы образовательных учреждений. И, конечно же, с большим интересом мы будет участвовать не только в конференции, но и во всех мероприятиях, проводимых в Боровском районе.
Т.А.: Что Вы пожелаете своим коллегам и родителям?
Л.С.: Коллегам желаю творческого поиска, новых идей, вдохновения в работе. А родителям желаю, чтобы их любили родные дети и чтобы они всегда понимали друг друга. Еще бы мне хотелось, чтобы папы и мамы, бабушки и дедушки смелее помогали нам, педагогам, в общем деле воспитания подрастающего поколения.
Т.А.: Благодарю Вас за беседу и поздравляю с началом нового учебного года.
Беседу записала Т.В. Анохина