Газета "Вестник" №35 - 2010 г.

Поздравляем педагогов, родителей и детей с наступающим новым учебным годом?

Накануне нового учебного года мы обратились к Людмиле Сергеевне Силаевой, заведующей отделом образования администрации Боровского района, с просьбой рассказать читателям о тех изменениях, которые происходят в образовательных учреждениях.

 

Л.С.Силаева: На протяжении последних двух-трех  лет в муниципальной системе образования все отчетливее проявляется реальный поворот в сторону ребенка. Это не только внимание к качеству образования, но и  обеспечение  оптимальных условий для полноценного развития личности. А это уже забота  о питании и  самочувствии детей, выбор учителями   здоровье сберегающих технологий, расширение сферы дополнительного образования,  введение профильного обучения в 10-11 классах. 0_2a08_ac8079ba_l_465

Еще одним важным моментом  является то, что теперь родители имеют реальную возможность выбрать место учебы для своих детей. Раньше все были «привязаны» к микрорайону: нравится тебе эта школа или нет, но ты записываешь ребенка  по месту жительства. А теперь  можно выбрать  ту школу, которая  привлекает и родителей, и детей. 

Т.В. Анохина:  Скажите несколько слов о профильном обучении.

Л.С.: Это когда в 10 класс идут только те школьники, кто действительно намерен связать свое будущее с высшей школой. К концу 9 класса подросток и его родители уже знают профиль вуза и поэтому выбирают ту школу  района, в которой этот профиль наиболее полно представлен не только высококвалифицированным  учителем, а и хорошей материальной базой, привлекательным укладом  школьной жизни.

Переход на профильное обучение подстегивает педагогические коллективы искать внутренние резервы для привлечения учащихся и их родителей. Ведь за каждым ребенком  «идут бюджетные деньги».  Такова государственная политика, и она будет определять бюджетное финансирование образования. Таким образом  формируется конкурентоспособная среда, в которой лучшая школа та, в которой  лучше детям.  Именно такая школа и будет иметь реальную государственную поддержку.

В связи с этим в интересах детей  в системе образования  по-новому проводится профессиональная ориентация. Известно, что и в стране, и в нашем  регионе переизбыток  дипломированных юристов, экономистов, а вот специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих катастрофически не хватает. ЩЧтобы предупредить ситуацию, когда наш боровский выпускник закончит вуз и  окажется  невостребованным на рынке труда, мы целенаправленно работаем и с ребятами,  и с их родителями. Мы заботимся, чтобы они имели полную информацию о потребностях в кадрах в нашем районе, области, стране, чтобы они соотносили свои индивидуальные особенности, учебные достижения, жизненные планы с окружающей реальностью и самоопределялись в выборе профессии.  Зачем идти в 10 класс, если можно получить хорошую специальность на базе колледжа, техникума  и трудоустроиться  близко к дому? Кстати, число выпускников, поступивших в вузы, совсем не тот критерий,  который отражает эффективность педагогической  работы школы.  Этот критерий давно устарел, потому что поступить  на платное обучение может фактически любой выпускник.

Т.В.: С какими вопросами в прошедшем учебном году   к Вам обращались родители?

Л.С.: Чаще всего по организации питания: интересовались набором молочных продуктов, просили объяснить различия питания в  школах, от чего и от кого зависит разнообразие блюд в школьной столовой.

По обеспечению учебными пособиями: уточняли, почему школа предлагает приобретать учебники самим родителям. Пользуясь случаем, еще раз поясню:  учебниками, которые входят в федеральный список, школа обязана обеспечить. Родители не должны тратить свои деньги.   Но бывают случаи, когда учителя выбирают для работы дополнительные учебные пособия, но на это должно быть решение педсовета и обязательное согласование с родителями.

Возникали  вопросы по комплектованию первых классов. Хотелось бы, чтобы это решалось директорами школ на местах.

Много было вопросов по уставной деятельности школ: например, по введению школьной формы, по порядку перевода на домашнее обучение. Были и другие вопросы.

Т.В.: Что  Вас обрадовало в прошедшем учебном году?

Л.С.: Удалось существенно  пополнить  материальную базу школ. В школы поступило оборудование для пяти специализированных кабинетов на сумму более двух миллионов рублей.  На средства районного бюджета  минимально оснастили все школьные медицинские кабинеты.

А еще меня радует, что увеличивается число детей, которые участвуют не только в предметных олимпиадах, но и в конкурсах творческих работ, в фестивалях.

 

И не просто участвуют, а становятся победителями и призерами. А сколько замечательных творческих работ было представлено в этом учебном году на конкурсы, которые проходили в рамках районных фестивалей «Вифлеемская звезда» и «Пасха Красная»! Вы, Тамара Викторовна,  своим глазами это видели.   Хочу поблагодарить всех взрослых: родителей, педагогов, которые помогают детям развивать творческие способности.

Т.А.: Какие события прошедшего учебного года Вам запомнились?

Л.С.: Районные праздники: фестиваль "Вифлеемская звезда", Открытие Года учителя и "Новые имена".

Т.А.: На страницах газеты  «Вестник» часто размещаются материалы, отражающие ход   реализации муниципального проекта по развитию культурной педагогической среды, в которой особое место отводится основам православной культуры. Известно, что этот проект был разработан по Вашей инициативе, а  ход его реализации контролировал лично глава администрации Виктор Николаевич Терников. Как скажется, на Ваш взгляд, смена руководства района на образовательной политике в целом и на темпах  внедрения нового историко-культурологического содержания ОПК?

Л.С.: На мой взгляд, «точка невозврата» пройдена навсегда. Основы православной культуры прочно вошли в содержание образования, и у нас есть яркие положительные примеры   продуманной организации в школах внедрения нового содержания.  Круглый стол по этой теме, который проходил в школе №  1 г. Балабаново, фактически решил проблему «вводить или не вводить ОПК».  Теперь стоит задача качества преподавания нового курса, обеспечение преемственности при переходе из начальной ступени образования  к основной, интеграция ОПК с другими дисциплинами, усиление духовно-нравственного компонента в базовых предметах,  а также расширение внеурочной православно-ориентированной деятельности.  Другое дело, какое место этому направлению будет отведено в каждом конкретном образовательном учреждении.  Это уже внутренняя работа педагогического коллектива во главе с директором школы. В общем,  надо совершенствовать практику преподавания ОПК на местах. Об этом, кстати говорит и Алла Валентиновна Бородина в материале,  который  я недавно прочитала в  вашей газете "Вестник"  (речь идет о беседе О.Ю.Кассина с А.В.Бородиной, опубликованной под заголовком «История принадлежит народу»  в №32,2010 - прим. ред.). Так что приоритеты в образовании со сменой главы района останутся  прежними, потому что их расставила сама жизнь.   Посмотрите на Беларусь. С 1 сентября 2010 года основы православной культуры вводятся в качестве полноценного обязательного предмета. Что касается нашего региона, то 17 сентября в Калуге состоится круглый стол «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе», где нам предложено выступить перед руководителями образовательных учреждений области.  Это признание министерством выбранного нами приоритета в возрождении  духовной традиции средствами образования.

Т.А.:  2010 год, объявленный в России Годом учителя, совпадает с исторической датой, которая имеет непосредственное отношение к Боровскому краю. Это четырехсотлетие  памяти героической обороны Пафнутьева монастыря от польско-литовских захватчиков. В ознаменовании  этого события 29-31 октября 2010 г. в Боровске пройдет научно-практическая конференция «Уроки Смутного времени». Как это соотносится с планами отдела образования и образовательных учреждений?

Л.С.: На августовском совещании руководителей образовательных учреждений, которое пройдет 27 августа, мы доведем до сведения программу конференции и возьмем на себя организацию конкурса рисунков и творческих работ «Мое православное Отечество». В образовательных учреждениях уже есть небольшой опыт подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к Дню народного единства,  совпадающего с церковным празднованием Казанской иконы Божией Матери, поэтому мероприятия проекта «Под знаком любви Христовой» логично войдут в планы воспитательной работы образовательных учреждений.  И, конечно же, с большим интересом мы будет участвовать не только в  конференции, но и во всех мероприятиях, проводимых в Боровском районе.

Т.А.: Что Вы пожелаете своим коллегам и родителям?

Л.С.: Коллегам желаю творческого поиска, новых идей, вдохновения в работе. А родителям желаю, чтобы их любили родные дети и чтобы они всегда понимали друг друга. Еще бы мне хотелось, чтобы папы и мамы, бабушки и дедушки смелее помогали нам, педагогам, в  общем  деле воспитания  подрастающего поколения.

Т.А.: Благодарю Вас за беседу и поздравляю с началом нового учебного года.

Беседу записала Т.В. Анохина

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.