Газета "Вестник" №35 - 2010 г.

Царский завет

Продолжение. Начало в №34.

 

Глава четвертая

 

В ней небесный вестник отвечает Лазарю на вопрос: "Что потребнее всего для человека просить у Бога?"

И сказал Лазарь: «Вот теперь я вижу, насколько я грешен и несведущ. Настало время умирать, а все еще не знаю, что надо просить у Бога. Недоумеваю о делах Творца своего, как некогда Иов, но все находится вне моей власти. Научи меня, слуга Всевышнего, что наипотребнее для человека в смертный час просить у Бога?»angeloscgv_1182

На это ангел Божий ответил:

- И в конце, и в начале земного пути, как и во всякое время того пути, важнее всего для земного путника просить у Бога две вещи: первое - прощение грехов, и второе - дарование Духа Божьего. Все, что следует наполнить, прежде следует освободить   для того, чтобы оно вновь могло быть наполнено; нужно очистить прежде, чем украсить. В дом, наполненный дьявольскими греховными делами, Дух Божий не входит,  нечистый дом Он не украшает присутствием Своим и дарами Своими небесными. Человек дивно составлен из тела, души и духа. Дух есть двигатель и господин всего существа человеческого. Каков дух, таков и человек. Дух двигает душу, а душа тело. «Дух животворит, а плоть не пользует нимало». Ангельское войско и ангельское пение в Небесном Царстве живет и побуждается только Духом Божиим. Через действие Духа Святого ангелы призывают нас к четырем источникам небесной сладости: к Истине, Любви, Жизни и Радости. Так же существовал и прародитель рода вашего под воздействием Духа Божьего, подобно нам, ангелам. Но когда он безумно отступил от Правды и Любви Небесной, в нем наступила одна существенная перемена. Внешне он остался тем же, но изменился внутри. О той перемене по сей день мало что знают на земле. Это тайна избранных, молчаливых и наипросвещенных.  Но ты, великий, наследующий Царство Божие, должен знать, в чем та существенная перемена состояла, чтобы постигнуть все то, что сердце желает знать. Ведь это знание является исходной точкой всякой мудрости и истинного знания. В нем содержится ответ на все мучительные вопросы человеческие, в том числе и на твои.

Слушай же, славный княже, об этом земном обстоятельстве. Существенная перемена заключалась в том, что Создатель отобрал у человека Свой Святой Дух и оставил его только с сотворенной душой и природным его духом. С тем природным духом, который сотворен, а не вдунут  Богом; отпавший от Духа Божьего человек был осужден «в поте лица добывать себе хлеб», подобно муравьям, пчелам и зверям. Так человек был спущен до уровня животных, господин стал подобен своим слугам, царь был уравнен со своими подданными. Человек-бог стал человеком-животным. Но и это не было самым страшным. Ведь животные по своему чину чудесны и прекрасны. Хуже всего было то, что  человек-животное быстро перешел в состояние человека-демона, по своему свободному выбору став нечистым сосудом для Духа Святого, он отверг и свой природный дух сотворенный, и принял в себя дух нечистый, богоотпавший, богоборный  дух адских ангелов. Ведь когда человечество потеряло Духа Святого, оно оказалось на перекрестке, где пребывали сотворенный природный дух, дух светлости, и дух тьмы. Столкнулись Дух Божий и дух адский. На том перекрестке сначала преобладал природный дух, но многие люди повернулись лицом к духу тьмы, и лишь немногие оставались стоять лицом к Богу. Этим последним милостивый Бог  снова даровал Своего Духа Святого. Это дивные праведники, которым дано обетование и проречено спасение: как им, так и через них всему будущему роду человеческому, пока он, находясь на перекрестке, повернут лицом к Богу Жизни. В течение тысяч лет только они были людьми-богами среди людей-животных и, что еще хуже, среди людей-демонов. Богами и сыновьями Божьими они названы не по смертному телу, природной душе и духу, но по Богу Духу Святому, Который снова был им дарован, потому что их лица на духовном перекрестке были повернуты с верой и надеждой к Духу Божиему Святому. Поэтому и вдохнул Бог в них от Себя Свой Дух, чтобы они удостоились быть и называться богами и сыновьями Божиими. Ведь все, что величественный Творец наш дает творениям Своим, Он дает или от Своего, или от Себя. Когда дает светлость, дождь, плодородие, здоровье, успех, познание природы - дает от Своего, то есть дает через что-то, что Он сотворил, что Его, но не Он Сам. Когда же дарует Духа Своего Святого - дарует Себя Самого. Это свойство совершенной, божественной Любви: даровать не только Свое, но и Себя.

Итак, прославляющий Бога, знай, что существует три вида духа: Святой Дух Божий, дух природный и дух демонский. Повторяю тебе: какой дух в человеке, таков и есть человек. Три брата с тремя различными духами далеки друг от друга как три мира: мир небесный, мир земной и мир адский. Вот поэтому правильно ценить человека можно только по духу, который в человеке. Ведь дух двигатель души и тела. И все мысли, желания и ощущения души, а также дела полностью зависят от духа, который в человеке.

С этим знанием о духе, как с таинственным ключом, входи теперь в обители душ человеческих. Каков дух, такова и душа. Душа не так проста, как дух. В ней три силы: ум, чувства и дела. А все три составляющие будто замешаны в тесто, которому дрожжи - дух. Каковы дрожжи, таково и тесто, таков и хлеб. Если дрожжами является Дух Святой, тогда и мысли в человеке святы и божественны, и чувства святы и божественны, и дела святы и божественны. Если дрожжами является дух природный, тогда и мысли в человеке природные (то есть земные), и чувства природные, и дела природные. Если же дрожжами является дух демонский, тогда и мысли в человеке демонские, и желания демонские, и дела демонские. С этим знанием о духе и душе, как с таинственным ключом, входи теперь в тайны тела человеческого. Какова душа, таково и тело человека. Тело не так просто, как душа, а тем более дух. Многочисленные органы и функции тела символичны в отношении состояния и силы души. Если душа в качестве дрожжей имеет Дух Божий, тогда и тело, как инструмент такой души, является арфой Божией, выражая то, что боговдохновенная душа мыслит, чувствует и желает. Если душа в качестве дрожжей имеет природный дух, тогда тело, как инструмент такой души, выражает природные мысли, природные ощущения и природные желания. Если же душа охвачена злобными дрожжами адского духа, тогда и тело такого человека, как инструмент души, является вестником адских сил, демонской воли и демонских дел.

Без этого основного понятия и разумения как можно осознать суть человеческую и все, что происходит с человеком в этом мире? И как можно осознать судьбу одного народа и все, что с ним происходит? Без того основного понятия и разумения не может никто из смертных осознать то, что сегодня произошло на этом поле брани. Только те, кто не охвачен демонским духом, в состоянии спокойно созерцать разорение тканей как претворение в некую новую ткань, и видеть в этом больном хаосе космический порядок, и в этом разрушительном кошмаре - правильное творческое устроение.

Не ясно ли из этого, что обязанностью всякого человека является просить у Господа как в смертный час, так и в любое время на жизненном пути Духа Божьего Святого? А Бог, исполненный милости и любви, дарит и Самого Себя тем, которые Его любят (Его любовью) и Его любви ищут. Как сказано вам наисвятыми устами: « Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст  Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13).

 

Глава пятая

 

В ней Царь христианский получает ответ на свой вопрос, почему его держава осуждена на погибель.

Выслушав все, что ему говорилось, не смея даже вздохнуть, Лазарь молчал некое время, а потом снова задал вопрос: «Скажи мне, вестник небесный, почему моя держава осуждена на погибель?»

Ответил ему вестник Вышних небес:

- Потому, княже, что состарилась. По логике творения, все, что в этой вашей вселенной стареет, должно быть убрано и заменено новым. Вижу, тебя удивляют эти слова. Вижу, так как мне видна твоя душа насквозь, со всеми ее мыслями и чувствами, которые наполняют ее и волнуются подобно морю.

Такова сила граждан Царства духовного, чтобы прозревать души насквозь, как прозрачное стекло. Нас не интересует земное тело, непостоянное, многопотребное и тленное; на теле мы не задерживаем взгляд. Мы исследуем в земном теле то, что принадлежит нашей державе, Небесам. То, что родственно нам, что когда-нибудь разделит с нами бессмертное гражданство - вот что нас занимает. А ты в недоумении сейчас говоришь внутри себя: «Как это моя держава состарилась? Другие царства в два или три раза дольше существуют на земле и не состарились, не осуждены на погибель».

Тяжело телесным соглашаться с духовным. Телесно умствующие люди воспринимают старость во временных границах, а духовно мыслящие распознают старость по внутренней силе. Ведь всегда молодым может быть назван только Всевышний, Бессмертный и Вечный. Не только время, но и вечность прошла через Него, не оставив ни одной морщины на Его лице. И мы, ангелы Его от сотворения, тоже молоды, потому что держим Его в себе, Его Святой Дух, Им живем, Им дышим, Им питаемся, Им радуемся. А все, что исполняет себя чем-то другим вне Его, что ищет жизнь вне Его, что стремится к удовольствию вне Его, что питается мертвой пищей, быстро стареет и умирает. От духа, который в сотворенных существах, зависит жизнь и молодость; от духа - старость и смерть. По духу в одном народе определяется его судьба, его сохранение или его погибель.

Из людей наиболее близки ангелам отшельники и постники, то есть те души, которые от земли брали наименьшее количество для поддержания своего тела и питали себя день и ночь Его Духом, Духом вечной жизни и вечной молодости. И души их были так сильны и крепки, что могли сохранять тела их в силе и долголетии дольше, чем те, которые с духом слабости заботливо питали свои тела и свои души только землей.

22_457_01
Святитель Николай Сербский
Так, княже, бывает с отдельными личностями, так и с группой родственных лиц - с народами. Твоя держава состарилась и должна погибнуть. Не гибнет она от временной старости, но из-за отравы, которую в себя принимала и накопила до смертельной границы. Та отрава состарила и согнула твою державу, как старуху. Сербским властям земля пронзила душу. Поэтому Дух Божий отошел от них и сокрылся в душе народной. Но дым страстей, который удалил от властей Духа Святого и который из пекла пробивался сквозь дух природный, начал расширяться в народе. Была опасность того, что от злого духа и народная душа покроется землей, испепелится и умертвится. Только один великий страх, подобный мощному ветру, мог сдуть тот смрадный дух и спасти народ твой, народ Божий, от погибели. Чтобы народ твой спасся, держава твоя должна была погибнуть. И только Святители Сербские со своим начальником святым Саввой молились и умоляли Всевидящего попустить временную погибель державы, возложив тяготы на народ, чтобы душа народная спаслась от вечной смерти.

Не тужи, мудрая голова: твой выбор по плану Промыслителя и на радость Святителям Сербским. Твоим заветом сохранится твой народ. Тем заветом будут питаться и утолять жажду все поколения. Исчезнут отравленные власти, а с тем исчезнет и дым, который отравляет и умертвляет. Погибнут злобные богоборцы, а с ними и злой пример, который они давали народу. Придет страх и нищета, и скорбь - эти три отделят души людские от земли и привлекут к небесам. Народ будет чувствовать себя в своем доме, как на чужбине, и будет искать себе дом на Небесах. Омоет свою душу от земли и освободится от грубой телесности, пропитанной природным духом и духом адским. И преобразится народ твой в народ духовный и ясновидящий, глубокий в своих мыслях и высокий в своей прозорливости, непобедимый в вере и надежде своей. Может он стать и последним в глазах других народов земных, но будет первым перед Небесами, перед безсмертными духами. И благословит народ твой тебя, княже. Твой завет о выборе Царства Небесного будет облегчать муки и освещать рабскую темницу.

Поэтому ты не согрешил в выборе; ты дважды коронован: венцом Царства Земного и венцом Царства Небесного. Не согрешил ты в том, что выбрал Царство Небесное, но сейчас согрешаешь, что сомневаешься в правильности выбора своего. Не сомневайся, непоколебимый сердцем. Не смешивай погибель войска с погибелью народа. Не сравнивай погибель державы с погибелью всего мира. Державы и даются народам, чтобы было чему погибать вместо народа; чтобы было чего дать на выкуп народной души. Когда дешевое отдается за дорогое, выходит выгоднее торговля, чем наоборот.

Подарил ты Тому, Который разрушает дешевое, чтобы сохранить дорогое; и Который косит солому, чтобы сохранить зерно. Не надо недоумевать, как страдающий Иов, над тем, что делает Создатель с народом и державой, ведь он все устроил. Его воля всегда добрая, Его мысль всегда светла, и Его дела всегда праведны. Когда Он сажает дерево, Он мыслит о том, что его потом надо срубить. А когда рубит, то мыслит о поросли. Все сотворенные миры перед Его величеством подобны капле воды на ладони. Та капля - слеза радости Его ока, Он смотрит на нее, и она светится от Него.Продолжение следует.  

Святитель

Николай Сербский

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.