Газета "Вестник" №35 - 2010 г.
Иноческий постриг
20 августа, на следующий день после праздника Преображения
Господня послушники Пафнутьева монастыря Владимир Антипенко и Виталий
инок Савватий (Мочалов)
инок Зосима (Антипов)
Мочалов приняли
иноческий постриг с именами преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Наместник
монастыря архимандрит Серафим (Савостьянов) напутствовал новопостриженных братий
добрым пастырским словом: «Сегодня вы встали на путь узкий и тернистый, на путь
поношения и поругания, на путь которым следовал Господь наш Иисус Христос. Вы восприяли
на свои плечи всю тяжесть иноческого жития, как некогда Господь восприял на свои
плечи крест Голгофский. И это не случайно, ибо Господь говорит: «Аще мене изгнаша,
и вас изженут». (Иоанн. 15;20). И все мы следуем в своей жизни этим крестным, голгофским
путем, единственным путем, который ведет в Царствие Небесное. Преподобный Симеон
Новый Богослов так характеризует монаха. «Монах - тот, кто не смешивается с миром,
непрестанно беседует с одним Богом; видя Его, он и Им бывает видим, и любя Его,
Им любим, и становится светом, неизреченно сияющим».
В чинопоследовании монашеский постриг назван Таинством. Постригающий говорит постригаемому: "Ты приступил к этому великому Таинству". Монашеский постриг - такое же Таинство, как и другие Таинства Церкви, потому что содержит в себе все признаки Таинства. Человек, принимающий монашество, получает другое имя, подобно тому, как это происходит в Крещении. Он облачается в новую одежду. Как и в Таинстве Крещения, по вере Церкви, человеку прощаются грехи, в том числе и те, что являются каноническим препятствиям для принятия священного сана. Монашество, принятое по призванию, становится путем внутреннего совершенствования, путем восхождения человека по "лествице" обретения добродетелей и борьбы со страстями, которую изобразил святой Иоанн Синайский. При оскудении монашества, оскудевает и жизнь Церкви земной, воинствующей. И это понятно, ведь монахи идут в авангарде воинства Христова, сражаясь за души человеческие. Они оставляют мир, но не оставляют молитвы за людей, живущих в мире. Русский монастырь искони был с народом. Будем же надеяться, что и в наше время, полное дьявольских обманов и обольщений, русский инок, по слову Ф.М.Достоевского, еще скажет миру свое слово.
Наш кор.