Газета "Вестник" № 49 - 2014 г.

Образ кротости и силы

Меня всегда напрягают разговоры об отношении Церкви и власти, когда об этих отношениях рассуждают либеральные журналисты, не верящие ни в Бога, ни в черта. Для них Церковь — всего лишь один из государственных институтов, с помощью которого власть управляет народом. Это заблуждение хотя бы потому, что Церковь больше государства. Доказательство этого – жизнь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Его патриаршество пришлось на страшное богоборческое время, когда  принадлежность к Церкви могла стоить человеку свободы и жизни. Когда Русская Православная Церковь прошла через страшные испытания, сравнимые разве что с гонениями на христиан первых веков. Церковь убивали снаружи и изнутри. Внутри раковой опухолью распространялся обновленческий раскол.  Снаружи –  репрессии со стороны власти рабочих и крестьян. Патриарх Тихон сумел не только спасти Церковь Христову от уничтожения и рассеяния, но  избавить от служения богоборческой власти. Этот тихий и кроткий человек не шел ни на какие компромиссы там, где это касалось Правды и Истины.  Он налагал анафему на тех, кто глумился над верой и русским народом. При этом Патриарх ясно понимал, что внешняя победа над этим злом невозможна, и не тешил себя бесплотными надеждами на его скорое исчезновение. Когда к нему приезжали священники с приходов  с рассказами об ужасах и зверствах богоборцев­большевиков, он запрещал верующим брать в руки оружие и бежать в леса. Стоять в истине до конца – вот как он понимал жизнь Церкви в новых страшных условиях. «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мк. 13:13).

Новые власти его ненавидели и боялись. Его авторитет в стране был во много раз больше, чем у Ульянова­Ленина и всей его партии. К патриарху Тихону шли миллионы людей со всех концов многострадальной России. Одного его слова было бы достаточно, чтобы народ взял в руки оружие. Но он этого сделать не мог. Он любил свой народ, свою Церковь и был против братоубийственной войны.

Советские комиссары поливали его грязью, публикуя чудовищные сплетни в газетах. Чтобы скомпрометировать Святейшего, подсылали в его резиденцию проституток. Пытались отравить ядом, заразить сифилисом и оспой через специально обработанную заразой одежду, о чем свидетельствуют рассекреченные архивы ОГПУ­КГБ. Ничего не получалось. Бог хранил своего слугу.

Большевики держали Патриарха взаперти в Донском монастыре, а потом во внутренней тюрьме на Лубянке. Когда ничего не добились, выпустили, чтобы следить за каждым его шагом. Организовали одно покушение, другое. Во время второго неудавшегося покушения зверски убили его келейника. Но Патриарх продолжал укреплять свой народ, который шел к нему нескончаемым потоком, и обличал богоборцев. Он прекрасно понимал, что происходит со страной и многострадальным русским народом, и прямо об этом говорил. Люди часто плакали, когда слушали его. Никто не хотел верить, что все так плохо. Как мог он утешал верных чад Церкви, но предупреждал, что будет еще хуже. Он прямо говорил, что дьявол восстал на Церковь Божию и покушается Ее уничтожить. А настоящее зло еще впереди. История показала, насколько мудрым и дальновидным он оказался. Святейший Патриарх Тихон умер преследуемый и больной в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 1925 года с молитвой на устах. И сегодня Церковь, которую он спас, живет, растет и с помощью Божией укрепляется.

Прочитав послание Святейшего Патриарха Тихона  богоборческой власти, мы поймем, какого сильного и мудрого  Пастыря дал Христос своей Церкви в тяжкие времена гонений.

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.