Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 42 - 2014 г.

Храм Покрова Прясвятой Богородицы на Высоком- жемчужина русского деревянного зодчества

Земля на Высоком, где преподобный Пафнутий Боровский подвизался 33 года, словно вышла со страниц древней монастырской рукописи: деревянный храм Покрова на погосте,  в окружении кленов, цветов и туй, благословляет город, украшенный множеством старинных храмов и сохранивший прелесть и обаяние русской провинции молитвами своего чудотворца.

Высокое – это место, где святость и красота Божьего мира открываются в радостной и благодатной реальности, царящей над миром и суетой. Это место торжества духовных законов и их воплощения в нашей жизни.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком — один из старейших в России  памятников деревянного зодчества. Его неповторимая архитектура произвела впечатление даже на богоборческую власть, которая в начале 20­х гг. XX в. поставила его на учет Отдела по делам музеев Главнауки НКП как памятник первой категории. Сегодня в Калужском областном художественном музее хранятся иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов иконостаса храма, датируемые второй четвертью XVII в., и небольшая икона Божией Матери Петровской, написанная в 1690 г. Авксентием Рязанцем. В Государственном историческом музее г. Москвы хранятся несколько икон, в числе которых двусторонняя выносная икона первой половины ­ середины XVI в. «Спас Нерукотворный» и Богоматерь Знамение.

Покровский храм на Высоком – явный пример особого благоволения Пресвятой Богородицы к этому месту. В начале XVII века, во время польско­литовской интервенции, когда  «литовские люди и поляки» сожгли и разграбили Боровск и Высоко­Покровский монастырь, указами царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. монастырь был отстроен заново и получил одну из жемчужин русского деревянного зодчества – церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Во время оккупации Боровска наполеоновской армией в 1812 г. храм чудом уцелел, хотя, по преданию, сам Наполеон приказал церковь сжечь, как сожгли стоявшую неподалеку деревянную Сретенскую церковь. Хранимая Покровом Пресвятой Богородицы уцелела не только церковь, но и деревянная часовня, поставленная на месте упокоения родителей преподобного Пафнутия.

Во время Великой Отечественной войны в алтарь попал немецкий снаряд, но чудом не разорвался, оставив небольшую дыру в стене.

Светлая, радостная атмосфера Покровского храма, где молитва продолжается более шестисот лет, создает особое умиротворенное молитвенное настроение и дарит уникальный духовный опыт искренней молитвы и живой веры. Это святыня, от встречи с которой жизнь меняется к лучшему.

Храм особо почитаем семейными парами и многодетными семьями. Считается, что родители преподобного Иоанн и Фотиния помогают в укреплении брака и решении семейных проблем. Сюда приезжают крестить детей из Москвы, Калуги, Обнинска, Малоярославца и многих других городов.Здесь  находятся мощи праведной Анны, помощницы в чадородии, блаженной Матроны, великомученицы Анастасии­узорешительницы, великомученика Георгия Победоносца и многих других православных святых.

Сюда приезжают первые лица Российского государства и многие известные общественные и церковные деятели России.

Из истории Покровского храма: Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком построен на месте Высоко­Покровского монастыря, основанного в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем и учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Никифором (день памяти 9 февраля (ст.ст). В 1414 году сюда пришел двадцатилетний отрок Парфений, внук татарина­баскака и сын благочестивых родителей Иоанна и Фотинии, чтобы посвятить свою жизнь Богу.

Он принял постриг от настоятеля Маркелла с именем Пафнутий и был отдан под руководство преподобному Никите Серпуховскому, настоятелю Серпуховского Зачатьевского монастыря (день памяти 1 мая (ст.ст), ученику преподобного Сергия Радонежского. Семь лет инок Пафнутий был в послушании у преподобного Никиты, поучаясь от него монашеской жизни и иноческим добродетелям, и за свое смирение и добросердечность приобрел любовь и почтение братии. Когда игумен Маркелл скончался, братия выбрали его игуменом монастыря. 

Около 1426 г. святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, рукоположил инока Пафнутия в священный сан. Тридцать три года подвизался преподобный Пафнутий в Высоко­Покровском монастыре, где был настоятелем и духовником. 

В начале XVII в. в Высоко­Покровском монастыре было два храма: каменный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянный — во имя Входа Господня в Иерусалим, и деревянные кельи. В 1610 г. монастырь, как и сам город, сожгли и разорили «литовские люди и поляки». Как написано в летописи, в 1615 году и 1618 годах жалованными грамотами царя Михаила Феодоровича велено было Пафнутиеву монастырю тот Покровский монастырь вновь строить и владеть по­прежнему вотчинами и всеми угодьями, принадлежавшими ему.

В Дозорной книге 1621 года появляется запись: «а ныне поставлена церковь древяна Покрова ж Пречистыя Богородицы, а в церкви образа, и свечи, и книги, и всякое церковное строение Пафнутьева монастыря». Так были построены новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, окруженной с трех сторон крыльцами,  колокольней над ними и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря, откуда еще не раз привозили иконы и предметы церковной утвари.

Из Пафнутьева монастыря в Высоко­Покровский присылали жить и монахов — в 1701 г. это были иеромонах Пахомей да старец Герасим. Обитали они в двух кельях «о двух жильях верхних». В верхних кельях находились иконы, а в окнах стояли шесть «окончин стеклянных». В окнах «исподних келий», то есть нижних, стояли 13 «окончин», еще ниже располагался деревянный погреб. Все монастырские строения окружал забор в форме четырехугольника,  в заборе имелись большие створчатые ворота, подле которых находилась большая калитка. Ворота и калитка были покрыты тесом. «На воротех образы Деисуса, писаны на красках».

По описи 1763 года в монастыре значатся «деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при церкви колокольня деревянная, на колокольне три колокола небольших, при церкви с трех сторон паперть; две келии на одних сенях, крыты тесом; погреб деревянный; конюшня, кухня, ворота створчатые с калиткой. Огорожен монастырь был забором, мерою на 150 саженях».

С 2000 года Покровский храм стал подворьем Свято­Пафнутьева Боровского монастыря, и с этого времени богослужения в нем совершают насельники обители.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь