Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ольга) 29 сентября 2011г. Батюшка, благословите. У моей подруги эпилепсия, она пьет большие дозы очень серьезных таблеток, при этом она очень хочет родить второго ребенка, врачи разделяются во мнениях, одни говорят, что рожать можно, но с риском, другие категорически против, так как таблетки могут привести к уродству плода и придется делать аборт. Скажите, как должно поступать православной христианке: предохраняться, несмотря на то, что это грешно, или допускать беременность исходя из того, что если Господь дает жизнь, значит на то Его воля, даже, если родится нездоровый ребенок?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Если точно известно, что из-за приема сильных медицинских препаратов ребенок родится неполноценным, то есть причина тому   человеческое вмешательство, то не нужно это приписывать воле Божией. Если хотите знать какая воля Божия о человеке и каким Господь желает нас видеть, то посмотрите на Адама до его грехопадения. Первый человек был венцом творения: любовь к Богу и общение с Ним (совершенная молитва), совершенный разум и познание смысла вещей и явлений, здоровье, красота и святость. Именно такими Господь желает видеть всех нас - здоровыми и любящими своего Творца.
     Что касается церковного отношения к вопросу предохранения, то мнение Церкви уже давно высказано и отображено в Основах социальной концепции РПЦ. Там сказано, что контрацептивы абортивного действия, то есть убивающие зачатый плод на ранних сроках беременности, приравниваются у аборту (убийству). К ним относятся гормональные препараты и внутриматочная спираль (ВМС), а также экстракорпоральный метод оплодотворения (ЭКО).
     Что же касается неабортивного предохранения, например: прерывание, презервативы, цервикальные колпачки, календарный метод, - то их использование допускается. При этом Церковь обращает внимание супругов на цель и мотив использования допустимых методов предохранения. "Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом", - сказано в Основах.
Вопрос (Катерина) 6 сентября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. У моей мамы при благополучной и устроенной жизни несколько лет назад начались депрессии. Последняя депрессия вылилась в попытку суицида. И теперь вся наша семья переживает, что это может повториться. Как ей помочь и что нам делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Внешнее благополучие и устроенность не являются критерием благополучия внутреннего. Чаще всего бывает как раз наоборот. Статистика убедительно показывает, что самоубийства распространены преимущественно в экономически развитых странах, среди молодежи, и среди обеспеченных людей. На первый взгляд это противоречит элементарной логике - если ты обеспечен и состоялся в жизни, то что мешает жить дальше, и тем более не понятно, зачем убивать себя? Но это полностью подтверждает позицию Церкви, которая говорит о духовной опустошенности человека. Никакие земные блага не могут заполнить в душе человека неутолимую жажду Бога. Напротив, богатство помрачает сознание и подавляет память о Боге и вечности. Это приводит к бесчисленным страстям, которые приносят с собой душевную тяжесть и отчаяние (то, что светские люди называют - депрессией). Эта безысходность может в конечном итоге довести до самоубийства.Лекарство от этого - возвращение к Богу через исполнение евангельских заповедей. Покаяние, молитва и участие во всех таинствах Церкви, меняют человека, одухотворяют его, примиряют с Богом, вселяют радость, надежду и страх Божий в его сердце. А страх Божий, который является одной из самых важных добродетелей, никогда не допустит человека до самоубийства - одной из самых страшных ошибок в жизни.
Вопрос (Ольга) 5 сентября 2011г. Батюшка, подскажите, пожалуйста, можно ли православному человеку лечиться иглоукалыванием? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Относительно иглоукалывания (акупунктуры) нет единого мнения и все говорят по-разному. Но из всего этого перечня мнений можно вывести примерно следующее обобщающее заключение: как чисто медицинская практика, акупунктура не является запрещенной. Хотя до конца принцип ее воздействия на организм человека и его исцеления до сих пор остается неизведанным. Но вот присовокупление к  медицинской стороне этого метода любого рода оккультной смысловой нагрузки, которой богата вся китайская культура, является совершенно недопустимым. По благословению своего духовника христианин может обратиться за этими услугами к православному специалисту-акупунктурщику. При этом всячески нужно остерегаться шарлатанов, оккультистов и представителей различных эзотерических школ.
Вопрос (Елена) 17 августа 2011г. Здравствуйте! Мы с мужем в браке 9 лет, но к сожалению детей у нас нет. Очень огорчаемся этим. Много проходили обследований. Врачи предложили ЭКО (но был выкидыш), проблема по мужской линии. Данная процедура очень сказалась на моём организме, было много лекарств, стресс. Помогите советом. Мы любим друг друга и надеемся, что у нас всё будет хорошо. Мы очень хотим детей. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Церковь призывает своих чад к терпеливому несению своего жизненного креста и всецелому преданию себя воле Божией. И хотя причины вашего бесплодия нам (людям) не понятны, нужно со смирением принять свое положение. В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что на бесплодие нужно смотреть, как на особое жизненное призвание, которое у каждого свое. И очень часто это призвание оказывается нам не по вкусу. Если человеческой вины в этом нет, то всё-равно не нужно унывать. Альтернативным вариантом в данном случае считается усыновление ребенка. Но бывает (чаще всего), что люди сами виноваты в своем бесплодии. Причин тому много, от простого переохлаждения, до трансгенных продуктов. Тогда тем более не нужно на зеркало пенять.

Хочется пожелать вам терпения. Положитесь на волю Божию и не ропщите на свою долю. Люди часто винят Бога в своих ошибках и грехах, тогда как сами виноваты. И не забудьте покаяться в своем грехе - использование метода ЭКО, так как этот способ оплодотворения абортивного действия. Помощи Божией.  

Вопрос (Анастасия) 17 августа 2011г. Батюшка, благословите. Имею врачебное образование. Знаю положительные и отрицательные свойства прививок. У двух моих детей бронхиальная астма. У одного была реакция на прививку, хотя педиатры так не считают. Сама я, имея медицинские знания, избегаю прививок для моих детей, да и батюшка, которому я доверяю, так рекомендует. Но структуры настаивают, а я отказываюсь. Не самонадеянная ли я? Не подвергаю ли детей опасности?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Отец Власий (Перегонцев), который тоже имеет медицинское образование, говорит, что четыре вида прививок нужно делать обязательно: АКДС, Манту, вакцина против туберкулеза БЦЖ (Бацилла Кальметта-Герена) и от полиомиелита. Все остальные уже исходя из каких-то конкретных ситуаций.
Вопрос (Наталья) 6 июля 2011г. Батюшка, здравствуйте. После рождения второго сына, я не могу вылечить воспаление матки.  Прошло уже шесть лет. Врачи назначат, пролечусь, а через неделю опять всё воспаляется. Травы пила какие только можно при эндометрите. Исповедовалась, причащалась. Молюсь каждый день Богу и прошу у Него прощения. Батюшка, у меня муж хороший и дети хорошие. Я очень боюсь, что моя семья развалится из-за моей болезни. Помогите. Благодарна Вам.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Насколько мне известно (могу ошибаться), лечение травами при вашей болезни не настолько эффективно, как хотелось бы. Есть более продуктивные методы. Поинтересуйтесь об этом у врачей.

     Но важнее другое. Любовь не ограничивается лишь возможностью совокупления. Это гораздо более широкое понятие и может иметь место даже без супружеской близости. Будьте мудрой, верной, любящей, женственной, умеющей выслушать, понимающей, хозяйственной и нежной женой и ваш муж и дети всегда будут вас любить. А ваша семья никогда не развалится. Помощи вам Божией.

Вопрос (Тихомирова Наталья) 30 июня 2011г.

Обращение:Здравствуйте! Простите что обращаюсь! Горе и боль заставили меня к Вам обратиться! Я тяжело
болящая мать-одиночка (очень тяжелое неизлечимое заболевание головы), дочь страдает
заболеванием почек, недавно вышла из больницы и снова ложится в больницу с воспалением по геникологии. Помогаю по уходу за болящим лежачим заштатным священником.
     

Нам очень тяжело, у нас нет жилья, живем где приютят! Очень просим Вас если можете, помогите нам чем либо на жилье, лекарства, одежду и продукты! Простите нас! 
Благодарю Вас! Простите! Помолитесь пожалуйста о т.б. иером. Филиппе, дочери Татьяне!
Спаси Господи!

 Реквизиты:
Тихомирова Наталья Геннадьевна
Московский Банк Сбербанка России ОАО СДО 01115
Московского Банка Сбербанка России ОАО

ИНН 7707083893

КПП 775003009

к\\с 30101810400000000225

в ОПЕРУ МГТУ Банка России

счет МФР 30301810800006003800

счет получателя № 42307810138091733784

тел. 89636494544

Спаси Вас Господи!

Вопрос (Людмила) 26 июня 2011г. Здравствуйте Батюшка. У меня куча заболеваний, но я с ними как-то справлялась. Но на днях поспорила с цыганкой и у меня словно забрали все силы. Я не могу ничего делать, сил нет, слабость, головокружение, одышка. К врачу идти бесполезно. Может быть Вы посоветуете какую молитву почитать? У нас церковь без купола, можно ли ходить в такую церковь? Очень прошу вашей помощи и милости.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Наши болезни, это чаще всего следствия наших грехов. Поэтому не отвергая медицины, Церковь предлагает и свою помощь - это добродетельная жизнь и участие в церковных Таинствах. Живите достойно имени христианина: исповедуйтесь, причащайтесь, соборуйтесь, вкушайте просфору со святой водой и за все благодарите Бога. А также извлекайте уроки из своих неудачных жизненных опытов (ненужные споры и разговоры с неблагонадежными людьми).

     Что же касается "куполов", то Христос сказал, что где двое или трое собраны во имя Его, то и Он посреди их. Наличие купола при этом необязательно. Сейчас много православных храмов имеющих плоские крыши, но это не значит, что Христа там нет. Главное, чтобы с Символом веры (вероисповеданием) все было правильно. Помощи вам Божией.

Вопрос (Ольга) 21 июня 2011г. Здравствуйте, Батюшка! У меня вопрос по поводу ЭКО. После перенесенных операций я не смогу родить детей самостоятельно. Врачи советуют ЭКО, но ведь это грех. Я не знаю как мне поступить. Мне это не даёт покоя, может нам стоит усыновить или жить без детей?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

     Церковь еще в 2000 году однозначно высказала свою позицию относительно экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), которая помещена в Основах социальной концепции РПЦ. "Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью" (Основы соц. концепции РПЦ, проблемы биоэтики).

     В этом же документе дается указание и на то, как можно поступить супругам в этой ситуации. "Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений" (Там же).

    Вам проще в том смысле, что вы понимаете, что ЭКО - это убийство. Хуже когда люди не хотят этого принимать. Поэтому смиритесь под крепкую руку Божию и по обоюдному согласию поступите правильно - в соответствие с разумными советами Церкви. Помощи вам Божией.

Вопрос (ольга) 23 мая 2011г. Здравствуйте! Мой сын страдает неврозом навязчивых состояний, страхами перед действиями. Это можно назвать душевной болезнью? и можно ли ему помочь? Медики бессильны, назначают антидепрессанты.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) НЕВРОЗЫ

Профессор Д. Е. Мелехов

Неврозы, невротические реакции и затяжные невротические развития личности возникают в ответ на психотравмирующие ситуации у конституционально слабых или неуравновешенных личностей, в особенности тогда, когда они оказываются несостоятельными перед лицом непосильных требований или сверхсильных раздражителей окружающей среды. Разделяют неврозы истерические, навязчивые, фобические, ипохондрические, психастенические.
    К этим формам врач будет подходишь в поисках соматических и биологических причин и почвы, на которой они развились. Психотерапевт постарается устранить психотравмирующие причины или, по крайней мере, научить больного правильно на них реагировать.
    Опытный духовник поможет больному преодолеть моральные причины, дефекты воспитания, помочь больному достигнуть здорового уровня в духовной жизни, найти посильные и вызывающие интерес занятия и профессию, преодолеть моральные затруднения.
    Здесь психотерапевтическая работа часто связана с глубоким анализом душевных переживаний и многолетним воспитанием, "ведением" больного, психагогика (от греческого слова ago - веду), как вид психотерапии. В зависимости от убеждений и возможностей больного он часто обращается за этим к духовнику.
    Но даже и врачи-психотерапевты в этих случаях аппелируют к моральной стороне личности и обязательно обращают внимание на наличие совести и чувства вины у больного.
    Один человек видит в болезни выход и выгоду для себя (при истерии), у другого моральная реакция на симптом болезни возбуждает протест, будит совесть, способность к критике (Вайнзеккер). Американский психиатр Карпмен в своей классификации пограничных состояний (неврозов и психопатий) даже полностью отходит от медико-биологической точки зрения и придает решающее значение моральной самооценке больного и той реакции, которую вызывает больной у врача. По его мнению психопат может вызвать только отрицательную реакцию, ибо "психопаты бездушны, беззаботны, лишены чувства вины. Жизнь у них проходит в примитивном животном плане. Они не считаются с внешними обстоятельствами. Их поведение определяется животными инстинктами, не подчиняющимися диктату сознания. Они не способны на сложные эмоциональные реакции".
    Карпмен даже предложил заменить термин психопатия на термин анэтопатия (патологическое отсутствие морального чувства). Один из последователей его - Р. Миллер на этом основании предложил такой дифференциально-диагностический признак:
    Если у больного есть совесть и чувство вины - это не психопатия, а только невроз. У психопата нет совести и чувства вины. В лучшем случае, только чувство неудобства от тех или иных проявлений психопатического характера.
    Мы так подробно привели здесь эту крайнюю чисто морализирующую точку зрения для того, чтобы показать, что она далека от объективной медико-биологической и социальной характеристики психопатий, от научно-медицинского и психотерапевтического подхода. Христианский подход не заменяет, не подменяет медико-биологического подхода, а лишь его дополняет и обогащает.

Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор.

    В настоящее время около 400 миллионов человек больны той или иной формой психического расстройства. Из них примерно 80% страдают пограничными (на грани здоровья и болезни) нервно-психическими нарушениями, среди которых лидирующее место занимают неврозы. Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Неврозы. М.: Медицина, 1990). Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти приемлемый выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию.
     Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивости, вспышки агрессивности, злобности и т. п. Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, неприятными соматическими ощущениями, вегетативными дисфункциями.
     При неврозе человек сохраняет ясность мысли, критичен, тяготится своим состоянием, но подчас ничего не может изменить в себе. В книге Дж. Фурста "Невротик: его среда и внутренний мир" читаем: "Многие невротики справляются с преподаванием, исследовательской работой и другими видами интеллектуальной деятельности, но в то же время тщетно борются с личными затруднениями явно эмоционального характера". Тот же автор отмечает, что чувства невротика сильнее его интеллектуальных убеждений; ...эмоции невротика - продукт искаженного понимания им объективной ситуации.
     Термин "невроз" прочно вошел в нашу жизнь и неизвестен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы; неврозы достижения и одиночества; соматогенные и экологические, а также много иных разновидностей этого неприятного недуга. Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием смысла жизни, ценностными конфликтами. Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности, думается, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни. Впрочем, обо всем по порядку.
     Впервые понятие "невроз" было предложено в 1776 году Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности невроза, корнях его возникновения и механизмах формирования не становятся менее животрепещущими. Сегодня трудно найти в медицине другое понятие, трактуемое различными научными школами столь многозначно и противоречиво. Невротические реакции, которые могут возникать у человека вслед за тяжелыми потрясениями, конфликтами, соматическими заболеваниями или жизненными неурядицами, очень разнообразны. Проявления их преломляются личностью человека, особенностями его характера. Поэтому и взгляды на эту проблему отличаются полярностью. Причем на острие научных дискуссий находятся не только вопросы систематики неврозов, а само существование их как нозологической формы. Крайняя точка зрения некоторых психиатров выглядит примерно так: невроз - "нормальное поведение в ненормальном обществе". Другие точки зрения могут быть представлены следующим образом: церебральная дисфункция; вытеснение в бессознательное; регидность установок и догматический строй мышления; неумение прогнозировать конфликт и готовиться к нему; неверные стереотипы поведения; неудовлетворение потребности в самоактуализации и еще многие другие предположения. Одни исследователи относят истоки неврозов к некоторому своеобразию рассудка, другие к патологии эмоций, третьи - к процессу самопознания, четвертые - к психологической незрелости и инфантильности. Есть и такие авторы, которые склонны думать, что невроз - наследственное заболевание. Мнений много, но ясности нет.
     Некоторыми авторами высказывались мысли о том, что невротики страдают из-за неспособности любить себя (неврастения) или любить себя и других (психастения).
     Следует сказать, что каждое психологическое направление только тогда становилось состоятельным в глазах коллег, когда его представителям удавалось аргументировано и по-новому заявить о взглядах на невроз.
     В последнее десятилетие вопросы происхождения неврозов стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к неврозу как к легкой психической дисфункции в значительной степени изменяется. Принцип функциональности (легкой обратимости) не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших. Установлено, что в первые три года при неврозах выздоравливают лишь 10% больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями. Следовательно, невроз чаще возникает ввиду каких-то внутренних личностных механизмов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь "последнюю каплю", пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, развивается своеобразная "способность" реагировать на жизнь нервной слабостью, раздражительностью, навязчивостью или истеричностью. Одни причины (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными и вскоре их место занимают другие, а недуг вновь возобновляется.
     По моему глубокому убеждению, для понимания истоков невротических нарушений (как, впрочем, и других болезней) необходимо подняться на самый высокий личностный уровень и рассматривать эту патологию с позиции духовного начала, с позиции православного вероучения и святоотеческих писаний. И тогда во многих случаях будет обнаружен корень страдания - духовная слепота, игнорирование духовных потребностей, безбожие. Святитель Феофан Затворник указывает на то, что "естественное от ношение составных частей человека должно быть по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, таково тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим погряз в чувственность".
     Таким образом, невроз имеет в первую очередь духовную, а уже затем - психофизиологическую природу. Глубокий невроз - показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Формы его различны: неврастения (уныние, "плач души" или раздражительность, нетерпимость); истерия, которая тесно связана с грехами гордыни и тщеславия; невротические навязчивости ("умственная жвачка", склонность к излишней рационализации). Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение (об этом подробно пишет преосвященный Феофан Затворник в своих творениях). Грех определяет соответствующую духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем невротические проявления могут зависеть от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными. Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается сильным потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов - тайна, известная только Господу. На все воля Божия. И еще. Со времен наших прародителей человеческая природа повреждена грехом. Посему человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных. Невроз - лишь частный случай последствия греха. Всем нам надлежит, уповая на помощь и милосердие Господне, каяться и исправляться.
     Кто-то может спросить: "Бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан?" Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу таинствам покаяния и причащения. И милосердный Господь принимает кающихся, восстанавливает в них свою благодать и дарует душевный мир.
     Хочу поделиться своим психотерапевтическим опытом. На практике мне не приходилось наблюдать случаи выраженных неврозов или невротических развитий личности у людей, живущих благочестивой христианской жизнью. Среди православных иногда встречаются больные эндогенной психотической патологией. Но эти заболевания, как известно, не принадлежат к группе приобретенных и развиваются по другим механизмам.
     Чаще всего ко мне на прием приходят неверующие; либо те, кто не ведает истинного Бога (иноверцы, неоязычники). Немало и тех, кто находится в поисках истины. От психотерапевта может зависеть многое.
     Однако ныне среди психиатров и психотерапевтов верующих - меньшинство. В этом, на мой взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия насчитывает сегодня порядка 1000 психокоррекционных техник, пытаясь постоянно меняющимся образом помочь мятущейся душе. Но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, что требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников (в том числе и врачей). В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия оказываются далеко не всесильны и приносят лишь симптоматический эффект.
     Духовные корни есть у всякой болезни, но распознать их бывает подчас невозможно. Невроз выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем) что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна. И возникновение этого недуга вследствие душевных терзаний и угрызений совести может быть стремительным.
     Сложности, связанные с поиском причин возникновения неврозов, обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пытались и пытаются решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры Христовой. Духовность человека (пациента) либо подменяется образованностью, эрудицией, либо совсем не принимается во внимание, отрицается. Деятельность подобного рода исследователей сравнима с бегом по кругу. Истинных плодов такие труды не принесут. Кстати сказать, многие последствия духовного повреждения у человека, страдающего неврозом, описаны, на мой взгляд, верно. Я уже упомянул о патологии процесса самопознания, "невротическом" строе мышления и особенностях эмоциональной сферы. Однако прежде всего эти изменения произошли на духовном уровне, а уже затем как бы отразились в душевной жизни индивидуума. Причем все сказанное выше относится не только к неврозам, но и к широкой группе нарушений, составляющих так называемую "малую" психиатрию (акцентуации характера, приобретенные психопатии и др.).
     Хотелось бы, чтобы среди ученых, в том числе медиков и психологов, было больше верующих православных людей. Ибо деятельность человека не может быть вне мировоззрения. Дай, Господи, нам мудрость и силы, чтобы врачевать недуги душевные во славу Твою!
Православный календарь