Газета "Вестник" №20 - 2013

Что нужно сделать, чтобы действительно ощутить Пасхальное чудо

АФОНСКИЙ СТАРЕЦ ЕФРЕМ

 

Чтобы действительно почувствовать Пасху и поистине увидеть свет Божественного Воскресения, необходимо очистить свои чувства от всякого страстного движения: «Очистим чувствия и узрим в неприступнем свете Воскресения Христа блистающася и радостию гласяща», - говорит песнопевец Иоанн Дамаскин.

 

Монастырь святого Антония,

основанный старцем Ефремом 

 
Старец Ефрем Филофейский
 
 Окончание. Начало в № 19.
Монашество обладает силой для победы над эгоизмом, только эту силу нужно взять в свои руки и одержать с помощью Божией победу, которая определит нашу вечную участь. Смиренные узрят Бо-га в ином мире. Гордые будут лишены Царствия Небесного. Человека гордого спросят среди проче-го на Суде: ощущал ли он, видел ли в себе эгоизм, подвизался ли против него, следовал ли настав-лениям, руководящим к смирению. Возмущаемые эгоизмом, мы, хотя и видим в себе зверя, но не хотим его удушить, а часто даже добровольно закрываем глаза, притворяемся, что не видим, отво-дим взгляд в сторону. Это и есть эгоизм.
Почему, чадо, ты не ведешь подобающей брани? Жизнь нам не принадлежит. В любую минуту мы можем ее потерять; свернется ярмарка, на которой покупается Царствие Небесное, а потом, потом - смерть: очи сомкнутся, и мы постигнем, что с нами сделал наш эгоизм, но назад пути уже не бу-дет. Мы будем просить, чтобы нам разрешили возвратиться назад, будем молить, чтобы вернули хотя бы минуту из всех прожитых нами лет, но и минуты этой мы, увы, не получим. Тут-то и станет страшно!
Мы не познали на деле, не прочувствовали сердцем, что значит смерть, не ощутили того, что бу-дет чувствовать душа, когда станет восходить на Небо; какие мысли будут у нас, когда мы станем проходить воздушные мытарства. Никогда мы непосредственно не переживали того, как себя будет ощущать душа, когда непреложно осознает, что уже не вернется к прежней земной жизни, что пере-шла в вечность - в Жизнь, которой не будет конца, что в случае недоброго ответа она вечно будет пребывать в аду с бесами, никогда не увидит Света, не узрит и не изведает Бога.
Потом уже нам явится осознание, что остальные-то братья находятся на Небесах, празднуют веч-ную Пасху, пребывают во славе Божией, облеченные в дарованные Богом брачные белые одежды. Душа тогда откроет для себя, что остальные братья вошли на брак к Жениху, что находятся в Не-бесном чертоге, что для них эта жизнь во Свете уже никогда не прекратится. Ничего такого мы ни-когда еще не переживали и потому душевно слепы. Наше сердце духовно мертво, оно не чувствует.
Несколько раз у меня было подобное чувство во время молитвы. Однажды я спал и среди ночи проснулся, ум был абсолютно ясный, даже больше чем ясный. Когда человек вдруг внезапно просы-пается среди ночи, ум его обычно затемнен. Со мной было не так. Состояние ума и сердца было та-кое, что я на самом деле чувствовал, словно уже ушел из жизни и перехожу в вечность. Чувство не-определенности было очень сильно: «Что будет теперь, как я посмотрю на Судию; что ждет меня в случае вечного осуждения?» Тогда я на самом деле почувствовал, что отхожу, и ощущал присутст-вие Судии, реальность ада, вечности; это было состояние, которое я не могу описать словами. Днем я подумал: «Так вот что случится с душой, когда я закрою глаза. Что же мне делать теперь? Если теперь у меня было такое страшное невыразимое чувство реальности, то что будет, когда на самом деле Божиим повелением я окажусь вне тела?»
Все это показывает, что очи души у нас закрыты и мы ничего предстоящего нам не чувствуем; не чувствуем - не значит, что не верим. Теоретически мы все понимаем, но сердце наше остается безучастным. Почему же оно безучастно? Потому что пусть не все оно, но хотя бы часть его остает-ся нечистой, потому и не чувствует. Мы не приложили достаточного усилия, не претерпели боль, чтобы исцелиться от эгоизма. Сердце не страдало, не перенесло боли от исторжения корня эгоизма - потому и такие результаты.
Мы должны обязательно хотя бы постепенно начинать видеть, чувствовать свой эгоизм, а потом ополчиться на него и объявить войну ему. Когда нас обличают, когда делают замечания, то станем укорять именно себя, осуждать, бичевать, принимать на себя вину, а человека, который нас обличил - оправдывать, благодаря Бога, Который таким образом заботится о нашем очищении. Подвизаясь таким образом, мы постепенно будем освобождаться от страстей, сердце будет очищаться, корни страстей начнут исторгаться, а мы станем, наконец, в состоянии ощутить душевное здравие, живо прочувствовать реальность иной жизни и тогда-то сможем узреть свет Божественного Воскресения.
«Воскресение Христово видевше», - мы проговариваем эти слова, но видим ли Пасхальное чудо на самом деле, чувствуем ли? Нет! Я лично - нет! А когда увидим? - Только когда удостоимся очищения!
Станем же бороться против эгоизма, вооружась молитвой. Пусть молитва «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» по возможности не прекращается даже ночью. Тело без души разлагается, начинает источать зловоние, делается источником заражения. То же самое происходит с душой, ко-гда в ней нет молитвы. Всегда будем держать перед своим мысленным взором задачу - как бы уничтожить этого зверя, живущего внутри нас, наш эгоизм, и будем постоянно молиться. Разольем благоухание молитвы в своем малом храме Божием, который есть тело и душа человека. Телом и духом своими станем прославлять Святого Бога.
Необходим подвиг! И первыми должны принять подвиг начальствующие. Мы должны показать до-брый пример, и остальные должны подвизаться, глядя на нас, дабы всем братством удостоиться праздновать вечную и бесконечную Пасху спасения нашего в ином мире, в вечной жизни, в Горнем Иерусалиме, в непреступном Свете, в пресветлом Свете, в бесконечной радости Божией, где Анге-лы предстоят и в песнопениях непрестанно и вечно прославляют Бога в Троице! Аминь.
http://agionoros.ru
Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.