Газета "Вестник" №20 - 2013

"Россия будет спасена Крестным ходом"*

       

 

14 мая текущего года в день памяти преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца вновь пойдет возрожденный Крестный ход. Выйдет из храма Покрова Пресвятой Богородицы на Васоком дойдет до Благовещенского собора, и по Молчановке, по Красивому повороту - на Рощу. Будет идти с ос-тановками на моление около храмов, указывающих путь к Свято-Пафнутьеву Боровскому монасты-рю.
Существует несколько красноречивых дат из истории этого Крестного хода. В 2013 году верующие соберутся в 21 раз. А впервые возрожденный Крестный ход прошел в 1993 году после девяностопя-тилетнего перерыва. В 1991 году монастырь был возвращен РПЦ, и ожили традиции наших право-славных предков. Как известно, стремясь уничтожить Православие, 23 января 1918 года безбожные власти издали указ об отделении церкви от государства и государства от церкви и начали грабежи и уничтожение православных святынь, запретив богослужения и Крестные ходы. А к тому времени Крестные ходы уже существовали по всей стране, без них казался немыслимым ежегодный цикл знаменательных для верующих дат. За многие годы своего существования в России они стали на-сущной потребностью. Крестный ход в память преподобного Пафнутия не был в числе древнейших, хотя можно считать, что началось все еще в 1533 году, когда Митрополит Московский Даниил с Со-бором епископов установил местное празднование памяти преподобного Пафнутия в день его пре-ставления ко Господу - 1(14) мая. 1 февраля 1547 года в Москве состоялся Собор, организованный митрополитом Макарием (митрополит Макарий - единственный из пострижеников Свято-Пафнутьева Боровского монастыря стал Митрополитом Московским и всея Руси). На Соборе, впер-вые в истории Русской Православной Церкви, были названы имена 13 подвижников из русского свя-щенства, дни памяти которых должны праздноваться общецерковно. В их числе был прославлен Ве-ликий Чудотворец Пафнутий Боровский. Но лишь в 1828 году, через 181 год после постановления Собора, благополучно закончились хлопоты по разрешению проводить в Боровске ежегодный Крест-ный ход в день памяти преподобного Пафнутия.
Это разрешение было получено по постановлению Святейшего Правительствующего Синода - одного из высших государственных органов России с 1721 по 1917 гг. Почему так много времени прошло со времени признания преподобного Пафнутия Великим Чудотворцем и его общецерковного почитания до разрешения Крестного хода? Просто надо вспомнить, какими были эти годы в истории России. Прервалась династия Рюриковичей, ожесточенно боролись за власть знатные бояре, по-лыхала Смута, бесчинствовала польская интервенция. И дальше воцарение Романовых, восста-новление страны, тяжелый раскол, другие приоритеты, выбранные Петром I и Екатериной II, убийст-во императора Павла, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов. В этих испытаниях, выпавших на долю России, совсем не кажется большим промежуток времени между решением Со-бора и постановлением Синода.
В 1828 году первый Крестный ход в Боровске был проведен очень торжественно, пришло много ми-рян и паломников, были губернские и уездные священнослужители в праздничных одеяниях, монахи в строгих черных рясах, высокое начальство всех рангов, блиставшее расшитыми золотом мундира-ми. Несли, высоко подняв, как положено, большой позолоченный запрестольный ажурный крест, святые иконы, цветные фонари, хоругви. Шествие сопровождали конные полицейские при полном параде. От храма к храму Крестный ход провожал праздничный, малиновый перезвон колоколов. Так проходил наш Крестный ход все 90 лет до октябрьского переворота. 90 лет существования - от ра-дости свершения мечты до грубого, жестокого запрета. Много это или мало? Конечно, Крестный ход стал основательно вошедшим в жизнь обычаем, который давал верующим взлет высоких порывов души, счастье единения с Богом и надежду на помощь от Господа и от скоропослушника возноси-мых молитв преподобного Пафнутия.
90 лет! Вдумайтесь - три поколения наших верующих земляков и предков приходили в этот ве-сенний день, как тогда называли, в подвижную, малую церковь, на соборную молитву - совместную для всех церковных общин храмов боровской земли. Понятно, как радостно после отмены запрета все встретили известие о том, что Крестный ход 14 мая в память Пафнутия, Боровского Чудотворца, возобновляется. А на следующий, 1994 год, вы-пали особые события - 550-летие Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и 600-летие препо-добного Пафнутия. Двойной праздник! Правда, по каким-то организационным причинам празднова-ние перенесли на 14 июня. В этот день с самого утра шел проливной дождь. Но и такое обстоятель-ство не помешало свершиться прекрасному празднику, который надолго запомнился всем присутст-вующим. У пограничной стелы Калужской области главы районной и городских администраций встре-чали Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Тысячи боровчан и гостей, уже пришедших с Крестным ходом, ждали Патриарха у стен монастыря и приветствовали высокого гостя. В своем от-ветном слове Алексий II поблагодарил всех, кто участвовал в восстановлении монастыря. «Они, - сказал Патриарх, - потрудились не только для восстановления святыни - монастыря, но и для святого дела возрождения духовности нашего Отечества». Это сейчас мы привыкли к безукоризнен-ному порядку монастырской архитектуры, а тогда это возрождение из развалин казалось настоящим чудом. Потом Алексий II отслужил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богороди-цы. Был заполнен не только храм, но и вся площадь перед собором и за воротами. Затем Крестный ход завершился водосвятным молебном у источника преподобного Пафнутия.
У стен монастыря шумела многолюдная ярмарка. А вечером под открытым небом около южных крепостных стен был дан прекрасный концерт духовной музыки. Мелодии величаво плыли над зер-калом монастырских прудов. Этот праздничный светлый день запомнился всем, кто присутствовал, многими событиями. Но особенно надолго остался в памяти тот духовный подъем, счастье от воз-можности так отметить память преподобного Пафнутия и ощутимого присутствия Святого Духа. Мно-гие тогда впервые услышали «Наказы» преподобного Пафнутия и поняли, что, несмотря на кажу-щуюся очевидность слов святого, сколько душевных трудов надо приложить, чтобы начать жить, следуя наказам Боровского Чудотворца. «Эй, чада, поспешите добродетельми!», «Храните сердце свое от лукавых помыслов...», «Если не прогневаете Единого - ничего не причинит вам гнев чело-веческий...» Всем хотелось приобщиться к соборной молитве из акафиста преподобному Пафнутию и запомнить эти слова, напрямую обращенные к нам: «Слышаще боровские людие, яко тобою греш-ные спасаются, недужные исцеляются, бесы прогоняются, голодные питаются и скорбящим утеше-ния бывают. Притекают к тебе и ближние, и дальние, как к реке, веселящей град Божий и людей. Прославися тобою Отец Небесный; мы же помним об этом, усердно тебя восхваляя». Не сразу возник обычай именно так проводить Крестные ходы. Традиции складывались веками - с раннехристианских времен. О Крестном ходе повествуется даже в Ветхом Завете. За далью времен нам трудно представить, что прообразом Крестного хода был и путь евреев из Египта в Землю Обе-тованную, и торжественное обнесение Ковчегом Завета стен Иерусалима, и перенесение Ковчега на-родом, ведомым царями Давидом и Соломоном. Со времени Нового Завета одним из самых древних стал Крестный ход, традиции, проводить который сохранились с IV века до нашего времени, - Крест-ный ход в Великую Субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Этот ежегодный Крестный ход движется вокруг Кувуклии в самом храме, совершая молитвенное прошение о схождении Благодатно-го огня.
Почему молитвенное торжественное хождение вокруг храма или знаменитого места, или в честь какого-то исторического события называют ходом Крестным? Он - продолжение церкви, поэтому должен иметь наверху крест, воздетый на высокое древке. Этот крест всегда хранится в алтаре за престолом, отсюда его название - выносной или запрестольный. Ход возглавляют священники, идущие с Евангелием, которое читается на остановках процессии.
Святые отцы определили цели, ради которых и свершаются Крестные ходы. Например, так говорит об этом св. Симеон Солунский: «Крестный ход идет для того, чтобы освятить людей и все, потреб-ное им - дома, пути, воду, воздух и самою землю, попираемую и оскверненную стопами грешни-ков». Таков древний, настоящий смысл и значение Крестного хода - действенного средства для возращения веры, благодати и страха Божия.
По промыслу самой Царицы Небесной верующие должны крепко сплотиться вокруг Единородного сына Ее Иисуса Христа.
На Руси Крестный ход возник не сразу после принятия святого Крещения. Традиции сложились позже, к началу XVII века. Во всяком случае, в летописях упоминаются эти даты Крестных ходов да-же в самых наших древних монастырях и храмах. Но вместе с традициями иногда учитываются и веяния времени. Так, в XXI веке сложился новый, неканонический вид Крестного хода - с примене-нием современного транспорта. Это - самолеты, вертолеты, космические спутники, которые пре-одолевают колоссальные пространства. Таким образом стали возможны Крестные ходы из Иеруса-лима в Россию, облет самолетом границ Российской Федерации в честь 2000-летия Рождества Хри-стова, благословленные Патриархами полеты над Россией космических кораблей со святыми икона-ми и Евангелиями. Возможности охвата Земли Крестными ходами увеличиваются, поражая вообра-жение, но суть их все та же - неистребимая сила веры и благодати, соборное моление Богу, все-общее покаяние, высокая духовность и надежда, что там, на небесах, молящихся слышат.

Алла Тагиева
*Иоанн Кронштадский
 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.