Газета "Вестник" №20 - 2013

Смерти нет!

ОБ ОДНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КОНЧИНЕ НА ПАСХУ
 
В ночь на Пасху, в начале полунощницы, прямо во время пения «Волною морскою» в моем родном храме умерла пожилая прихожанка. Положила поклон перед Плащаницей, приложилась, упала, и тут же сердце ос-тановилось.
Вокруг засуетились, конечно, - сразу же скорую вызвали, все врачи, которые в храме были, сбежались - массаж сердца, искусственное дыхание - да только все напрасно. Скорая помощь приехала только минут через двадцать, сделать уже ничего не смогла.
Тело рабы Божьей Надежды (так ее звали) увезли, а душа, должно быть, шла крестным ходом в честь Вос-кресшего Христа с ангелами.
И вот ведь что интересно. Всю жизнь хожу в этот храм, все время ее видела стоящей возле Казанской иконы Божией Матери, приветливую и тихую, а как-то внимания не обращала.
После службы стали про нее вспоминать.
Что до пенсии она работала медсестрой в поликлинике, ее там помнят и тепло вспоминают. Что она очень любила пешие паломничества по Москве. Что она, всю жизнь проведшая в храме, до конца дней своих ходила в воскресную школу. Что первую и Страстную недели Великого поста она ничего не ела. Что на службы она ходила чуть ли не каждый день. Что за пять минут до своей кончины она к Пасхе подарила своему духовному отцу сто рублей. Что она очень любила молиться и дома и все переживала, что телевизор мешает - супруг ее часто смотрел новости. Но она не роптала и не осуждала, а укоряла себя. Что Великим постом она уже не-важно себя чувствовала и часто говорила: «До Пасхи бы дожить! Ну, как Господь даст!»
И другие вроде бы мелочи, а вроде и не мелочи - камушки в мозаике, из которых складывается какая-то удивительно красивая и радостная картина достойной и праведной человеческой жизни. И, кажется, именно эта картина, так напоминающая канонично написанную икону, называется святостью.
Святые такого типа - живущие в миру, в семьях, верные мужья и жены, заботливые отцы и матери - при жизни не пользуются славой чудотворцев и великих молитвенников. Потом их Церковь прославляет как «пра-ведных». В Предании встречаются рассказы других святых, в том числе пустынников-аскетов, с радостью и даже удивлением замечающих, что эти люди, которым для доброй христианской жизни не нужны были ни пус-тыня, ни удаленный монастырь, во многом превзошли великих святых монахов - преподобных отцов и мате-рей.
Я не очень люблю всякие околоцерковные пасхальные народные приметы. Именно в Чистый четверг надо убираться в доме, печь куличи и красить яйца, на Пасху должно выглянуть солнышко, а кто умирает на Пасху, идет в рай без мытарств. Складывается у меня впечатление, что очень уж они упрощают понимание Пасхаль-ного торжества.
Но солнышко в этом году выглянуло как раз в Великую субботу, а раба Божья Надежда умерла, как жила - в храме, в молитве и в ожидании Воскресения. И очень естественно звучало изумленное и почти радостное восклицание всех свидетелей этого события: «Да, такую кончину заслужить надо!»
Отпевать ее будут на Светлой седмице под непрекращающееся «Христос воскресе!» и радостный канон Пасхи.
«Смерть, где твое жало?» Ты всего лишь счастливый конец доброй истории - жизни, ставшей предислови-ем к Вечности.
Мария Сеньчукова
 
Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.