Газета "Вестник" №7 - 2013

Поучения Амвросия Оптинского

Лечиться - не грех

Спрашиваешь меня грешного, - в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудесного исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет; потому что все от Господа Бога, и лечебные средства, и сами лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям; а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая при том, что все зависит от Всеблагого и Всемогущего Бога, Который Един, их же хощет живит или мертвит. <...>

От скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: "тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой". Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самих скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной, светло-блаженной жизни на небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их.

 

Не ропщи

Сожалею, что твое здоровье в настоящее время очень слабо... Но святой Лествичник и болезнь называет подвижничеством, и притом подвижничеством отраднейшим, хотя и невольным. Отраднейшим потому, что на произвольное подвижничество охотников мало, и тут может примешиваться возношение, осуждение других; а в невольном болезненном подвижничестве нечем человеку погордиться, нести же его человек несет, как-нибудь, хотя и невольно, по нужде - уж некуда деваться.

Произвольное и невольное подвижничество равно усмиряют плоть, а последнее иногда посылается еще и для истребления возношения. Поэтому старайся в болезни благодушествовать и благодарить милосердие Божие за невольное вразумление.

...Более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа. Преподобный Исаак Сирин пишет: "Бог все немощи человеческие несет, ропщущего же не терпит, аще не накажет".

Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попускается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием.

<...> не ослабевай в терпении, и понуждайся смиряться пред Богом и пред людьми, и заботься об искреннем и истинном покаянии и исповедании. <...>

 

Не смущайся

Когда устанешь, полежи и отдохни, и опять вставай. Твори, пока будут силы и пока будет возможно, должное и полезное и спасительное; а в неисправности и в немощах кайся, но не смущайся; а со смирением взывай ко Господу, как и мытарь: "Боже, милостив буди мне грешной!"

Понимаю твое неудобство; но как это изменить на удобство, не вижу средств и возможности, кроме одного евангельского средства, указанного Самим Господом: "в терпении вашем стяжите души ваши". Крепко держись за это средство и умудряйся во спасение, изо всех сил уклоняясь от суетного и душевредного. Не ты одна так рассуждаешь, а и многие: если бы наперед знали да ведали, что так будет, то иначе бы повели дела свои. Теперь уж изменять обстоятельства неудобно и поздно, а повторяю: умудряйся во спасение.

О долге много не заботься. Силен Господь исправить и эту тягость. Только начни с того, чтобы уклоняться от неполезного и суетного, отзываясь (отговариваясь) старостью и болезнью.

www.pravoslavnaya-biblioteka.ru

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.