Газета "Вестник" №7 - 2013

Наш ответ Стиву Джобсу. Беседа с Н. Бреевым, директором издательства «Никея»

Окончание. Начало в №6.

- Трудно было запустить и раскрутить издательство? Расскажите подробнее, как вы начинали?

- На каждом рынке есть свои пороги входа. Условно говоря, если вы хотите открыть автосалон по торговле автомобилями, вам нужно какие-то средства в это вложить, достаточно серьезные. Чем серьезнее отрасль, тем серьезнее стоимость входа на рынок. Мы начали в издательстве практически с нуля, у нас не было никаких привлеченных средств на издание большого количества книг, мы начали с самого простого - с практики. Взяли доступные нам средства, издали одну книгу, вторую. Первая - естественно молитвослов. Чтобы сразу хорошо стартовать, нужно что-то такое - самое популярное. Мы затратили на первые издания не очень большие деньги, буквально 100 тысяч рублей. Православный рынок книгоиздания таков, что вы можете войти с одной книгой. Вы просто называете себя издательством, собираете контакты людей, которые существуют в православном книжном мире, и просто обмениваете свою книгу. Существует система книгообмена. Вы звоните в разные издательства и говорите: «Вот у меня есть молитвослов, он стоит столько-то, а я хочу взять какое-то количество ваших книг». И вы просто обмениваетесь: привозите им свой молитвослов, а у них забираете их книжки. И у вас вместо одной книжки ассортимент из 200 книг. При этом, если у вас неплохой молитвослов, вы можете взять книжки, в которые вложено много труда. Соответственно, эта система книгообмена позволяет войти с минимальными затратами в рынок.

- Приходилось слышать, что система книгообмена тормозит православное книгоиздание...

- Да, это засасывает. Дальше вы начинаете издавать книги ради книгообмена. Часто доходит до абсурда: книжки издаются не ради того, чтобы понравиться розничному покупателю, читателю, а ради обменщика в другом издательстве, который смотрит, какие вышли новинки, и выбирает, на что поменять свои книжки.

- А какие хиты спроса? Почти все светские издатели говорят о том, что издательство не выживет, если не будет выпускать детективы и прочую развлекательную литературу.

- Чем профессиональнее обменщик, тем он ближе к реальности, тем адекватнее его деятельность, он понимает, что нужно розничному покупателю. Но таких профи считаные единицы. Православные книгоиздатели мало знают о том, что по-настоящему нужно современному читателю. Специфика нашего рынка была сформирована годами советской власти, когда открылись храмы и монастыри, а литературы не было. У моего отца остались книги, переписанные буквально рукой, при этом достаточно серьезные по объему. Это Евангелия, духовные стихи (канты), поучения святых отцов, всякие выдержки. Например, добывался какой-то репринт, и с него списывали. Книги издавались подпольными маленькими тиражами, распространялись неофициально. Церкви не давали возможность вести свободную книгоиздательскую деятельность. Когда у Церкви появилась эта возможность, то стали печатать огромное количество той литературы, которую жаждала вся Церковь: святоотеческие труды и другие первые необходимые книги. Тогда не стояла задача напечатать какую-то литературу для воцерковляющихся. Хотя единичные попытки были. И до сих пор многие издательства нацелены скорее на тех людей, которые в Церкви. Это хорошо, это нужно. Но это все сформировало замкнутый облик православного книгоиздания. Вместо того чтобы выйти на книжные прилавки светских магазинов, издавали только для себя, для своего церковного народа. Эти книги были непонятны, как космос, для тех, кто в ту пору торговал на светском рынке детективами. Да и сейчас не особенно приветствуется светскими магазинами. На светском книжном рынке тоже существовал книгообмен несколько лет. Потом он закрылся, потому что он неэффективен, он убивает здоровую конкуренцию.

- То есть в православной издательской среде конкуренции не существует?

- Она существует в том виде, в котором не хотелось бы ее видеть. Когда 20-30 издательств меняются друг с другом, торгуют одинаковым ассортиментом книг и пытаются найти себе место на не очень большом православном рынке, то часто бывают и какие-то пересечения, и попытки занять место с помощью низких цен. Последние два-три года рынок бушевал от скидочных страстей. Издатели обвиняли друг друга в огромных скидках. Чем можно заинтересовать клиента, если у вас все то же самое, что и в Сретенском монастыре, и в Даниловом, и в «Никее»? Такая конкуренция выражается не в росте качества и количества изданий, а в абсурдном понижении цен, что не способствует ни единству православных книгоиздателей, ни росту самого рынка, ни повышению качества.

Невысокое качество - также обратная сторона медали книгообмена. Вы, скажем, выпустили прекрасно оформленное издание, книгу с очень хорошим содержанием, над которой работала масса людей: журналисты, редакторы, художники, верстальщики, корректоры, дизайнеры, словом, вы вложили в книгу душу и деньги. А другой выпустил кое-как молитвослов. Вы свою книгу меняете на этот молитвослов. Вы расширяете свой ассортимент, потенциально увеличиваете продажи, но также отдаете свою замечательную, взлелеянную книгу другим издательствам, которые по вашим же ценам, а то и ниже, ее продают. В итоге легче сделать много дешевых и незатратных проектов и обменять, чем работать над новыми и затратными. В каком-то смысле все это - из-за того, что практически никто не вкладывает в православное книгоиздание серьезные ресурсы, как денежные, так и профессиональные, а ведь книга и вообще слово - самый сложный и многогранный продукт, требующий знаний и ресурсов.

Именно в этом проблема книгообмена, и недавно, проанализировав ситуацию, мы поняли, что «Никея» не сможет дальше развиваться в плане качества, и сделали серьезный шаг, выйдя из системы книгообмена. Теперь мы не будем продавать замечательных книг, к примеру, Сретенского монастыря, но зато мы намного больше внимания будем уделять выпуску собственных книг и другим собственным проектам.

- Вы собираетесь завоевывать светский рынок, а там конкуренции не боитесь?

- Завоевывать - некрасивое слово. Но конкуренция - это очень хорошо! Дело еще в том, что на светском рынке ее практически нет. Системно и профессионально с православной литературой там немногие работают, как таковой сегмент отсутствует, его надо развивать и продвигать. Есть замечательное издательство «Дар», которое образовано при светском издательстве «Белый город», есть небольшой православный отдел у «Эксмо», есть разовые издания и серии. Но страна большая, тем много. Они делают одни замечательные книжки, мы делаем другие замечательные книжки, здесь я никакой конкуренции не вижу, только соработничество. А светские издательства нам не конкуренты, потому что мало что понимают в данной теме. Наверное, это то же самое, если бы я пришел и начал рассказывать атеистам про научный атеизм. Светские издательства пытаются сделать свои религиозные отделы. Но не получается, потому что они нацелены в первую очередь на прибыль и подгоняют содержание своих книг под потребителя. А у нас все-таки другая задача - подстроиться под потребителя не по содержанию, а, может быть, по форме и рассказывать на понятном и интересном языке.

Андрей Кульба

www.pravoslavie.ru

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.