Газета "Вестник" №7 - 2013
Защита прав детей в России, или уничтожение семьи?
Доклад Елены Тимошиной на заседании секции «Сложные
вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений: электронные
документы, ювенальная юстиция». Секция проходила 25 января 2013 года
в Международном фонде славянской письменности и культуры в рамках Международных Рождественских чтений.
Защита прав детей является важнейшей обязанностью любого государства и общества. Однако защита прав детей не может быть реализована отдельно от родителей, без защиты их прав, поскольку дети и родители - это одно целое не только в традиционном и нравственном смыслах, но и в правовом отношении, учитывая установленное законом право родителей быть представителем интересов своего ребенка по всем вопросам и нарушение прав ребенка есть прямое нарушение прав самих родителей. Такой подход основан на естественности родительских прав, то есть высшей и неотчуждаемой их природе. Обладание человеком естественными правами не связано с фактом их законодательной регламентации, тем не менее, родительские права находят закрепление в законодательстве России.
Естественные права родителей закреплены в Конституции РФ (например, согласно ст. 38 «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей»; ст. 55 гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина») и в Семейном кодексе РФ (на основании ст. 1 «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав»). Этот принцип автономии семьи и невмешательства кого-либо в дела семьи, был разъяснен Конституционным Судом РФ в своем определении от 26.05.2011 № 875-О-О, который указал, что данный принцип является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства.
То есть обладание родительскими правами означает, с одной стороны, обязанность заботиться о своих детях, с другой стороны, право родителей выбирать самостоятельно формы и содержательную сторону воспитания, решать множество иных вопросов, касающихся обеспечения жизненно важных потребностей ребенка, его досуга, образования, лечения, защиты и так далее.
Тем не менее, последнее время все чаще появляются попытки ограничения родителей в их естественных правах.
Так, закон «Об охране здоровья граждан» закрепляет за лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста и страдающим наркоманией, право лечиться только по своему согласию (ч. 2 ст. 54 «Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья»), тем самым, лишая родителей права лечить своих детей от наркомании по собственному желанию. То есть обязанности заботиться о своих детях (в том числе уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего на основании ст. 156 УК РФ) остались, а прав, которые давали бы возможность их реализовывать, уже нет.
Также умаляют права родителей практически не нужные паспорта здоровья учеников, посредством которых производится излишний сбор информации о семье. Например, для чего школе, не имеющей возможности оказать материальную помощь нуждающимся семьям, знать всю информацию о доходах родителей? Или с какой целью, не обладая ресурсами оказания медицинской помощи, школе нужно знать детальную информацию о состоянии здоровья школьника, включая сведения о прохождении родов, перенесенных операциях, травмах, здоровье всех внутренних органов ребенка - всего того, что не имеет отношения к учебе?
Навязывание родителям сексуального образования детей, которое сегодня проходит если не через школу, то посредством книжной и печатной продукции, которая все чаще появляется на полках «детская литература» в книжных магазинах - еще один пример попытки ограничить родительские права на выбор доступной для ребенка информации и защиту детей от развращения.
Нововведением в области посягательства на частную жизнь в целом и родительские права в частности является планирование проведения массовых обследований детей с 14 лет на предмет их «репродуктивного здоровья», в ходе которых предполагается составление для каждого ребенка специального (закрытого для родителей) «паспорта репродуктивного здоровья» (см.: Пособие по обследованию состояния репродуктивной системы детей и подростков / Е.В. Уварова, Д.И. Тарусин // ФГУ Научный Центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова «Росмедтехнологий» (2009)). Среди прочего, в руководстве при «диалоге» с мальчиками 12-15 лет рекомендуют обсуждать с ними темы мастурбации и онанизма, если «термины не знакомы подростку, можно воспользоваться слэнговыми синонимами мастурбации в подростковой среде». «Детям от 13 до 15 лет, с учетом уровня их психосоматического развития, можно задавать следующие вопросы: Знакомо ли паспортизируемому подростку понятие «половая жизнь»? Имели ли место половые контакты?...» При этом «одним из наиболее важных элементов беседы является предоставление подростку гарантий конфиденциальности... врач гарантирует, что сказанное внутри кабинета не будет доведено до сведения родителей без его, подростка, разрешения». Врачам вменяется в обязанность разузнавать информацию об условиях жизни и материальном достатке семьи ребенка: о площади квартиры, финансовом положении родителей, наличии компьютера, доступа в интернет, наличии у ребенка свободных денег, психологическом климате в семье, совместном проживании с предыдущими поколениями (бабушками, дедушками), наличии в семье лежачих больных, инвалидов, качестве и количестве питания (в том числе, о ежедневном употреблении мяса, рыбы, птицы, фруктов, овощей) и др.
Эти обследования, поддерживаемые государственными программами, фактически препятствуют родителям ограждать детей от развращения и позволяют собирать излишнюю информацию о семье.
Продолжегие в следующем номере.
Е. М. Тимошина,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Всероссийского НИИ МВД