Газета "Вестник" №4 - 2013

Культурные факторы семейной политики

половое воспитание

 

Раздельное обучение не означает, что надо обязательно вводить школы для мальчиков и школы для девочек. Хотя такое и было до революции, сейчас достаточно просто ввести классы мальчиков и классы девочек, в которых программы будут несколько различаться. В подростковом возрасте это важно еще и из-за того, что начинаются первые влюбленности. Подростки - как парни, так и девушки - в силу своего возраста все делают в классе с оглядкой на то, как они выглядят в глазах представителей противоположного пола. Конечно, они и друг перед другом (парни перед парнями, а девушки перед девушками) хотят выглядеть более взрослыми, но в присутствии противоположного пола все усиливается. Это заметно влияет на процесс обучения. В тех учебных заведениях, где проводили эксперименты по раздельному обучению, отмечалось улучшение усваиваемости.

 

  

Окончание. Начало в №3.

Обычно в качестве аргументов против раздельного обучения высказываются опасения, что мальчики будут робеть пред девушками, не имея опыта общения с ними, что будет отрицательно влиять на создание семьи. На самом деле все как раз наоборот. Опыт общения мальчиков и девочек в классе скорее отрицательный и вовсе не способствует созданию семьи. Например, мальчикам для создания будущей семьи полезно впитывать благоговейно-романтическое отношение к женскому полу. А они получают опыт дергания за косички, толкания, подножек и насмешек над девчонками.

Семейные пары, которые учились в одном классе, - это единичные случаи. Как правило, в таких парах муж получил правильное мужское воспитание и уже на школьной скамье был на голову выше своих сверстников по внутренней зрелости. Такие пары - это исключение из правил.

Проблема перехода на раздельное обучение, конечно, не может быть быстро решена. Самое большое препятствие на пути ее решения - это то, что она не осознается как серьезная проблема. Первым шагом на пути решения этой проблемы могло бы быть внедрение раздельного обучения как широкого эксперимента. Это необходимо из-за того, что традиция такого обучения потеряна, и придется потратить немало времени на накопление опыта. Может быть, всеобщий переход на такое обучение даже невозможен. Например, раздельное обучение возможно только в городских школах, где есть параллельные классы. Но и в сельских школах, где нет параллелей, проблема тоже может, хоть отчасти, решаться. Ведь и в сельских церковно-приходских школах было совместное обучение. Но эти школы были немногочисленны, и там вполне можно было учитывать особенности каждого ребенка. Сейчас, например, учителя могут учитывать особенности восприятия материала детьми в зависимости от пола и предъявлять к ученикам разные требования. Хотя для этого необходимо, чтобы подготовка самих педагогов включала в себя подробное рассмотрения вопроса половозрастной психологии.

Раздельное обучение в школе важно, но исправлять ситуацию надо, начиная не со школы, а еще с детского сада. Уже с трехлетнего возраста воспитание мальчиков должно отличаться от воспитания девочек, поэтому работа детских садов тоже должна быть перестроена. В самом лучшем случае - это создание раздельных групп. Такие детские сады уже существуют. В одном из таких детских садов мальчики и девочки находятся в соседних группах. Они вместе гуляют на улице, иногда при проведении каких-нибудь мероприятий ходят друг другу в гости. Обстановка в этих группах совершенно разная: у мальчишек - аскетическая, у девочек - наоборот, и занавески с кружевами, и на столах салфеточки да вазы с цветочками. Сама обстановка в комнатах уже пропитана духом мужественности и женственности. И играют с детьми в группах по-разному, поскольку психологи уже давно отмечают, что игрушки и игры у мальчиков и девочек тоже разные. Мальчишки больше конструируют, изобретают, игры же девочек больше настроены на выполнение определенных правил («классики», «резиночки»).

 

 О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
 

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

Святитель Иоанн Златоуст

 

 

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце,  - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, - именно Он хочет чистого сердца: Блажени чистии сердцем (Мф. 5:8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца - Христос:  но живет во мне Христос (Гал. 2:20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача - вселить верою Христа в сердце.

Святой праведный
Иоанн Кронштадтский

 

Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих.

Преподобный Нил Синайский

 

Сейчас треть детей рождается в неполных семьях, а это значит, что нехватка мужского воспитания достигает катастрофического размера. Треть всех мальчиков не станут полноценными мужчинами, и треть девочек не смогут создать правильные отношения с мужьями. Детсадовский возраст (с 3 до 7 лет) - это время, которое никак нельзя упускать в воспитании мужских и женских качеств детей. Эта проблема должна решаться.

В конце этой темы еще добавлю, что современная школа представляет собой некий конвейер по обучению детей. И через этот конвейер пропускаются все подряд без учета особенностей человека. А ведь многие совершено не вписываются в эту систему обучения, и тогда школа, как некий жесткий механизм, начинает ломать детские души. Например, есть ребенок, у которого родители пьют. Сам он, на удивление, добрый и отзывчивый, не пьет и не курит. Но учиться он совершенно не может, поскольку все его внутренние душевные силы уходят на то, чтобы разобраться со своими проблемами в семье. Ведь любить родителей и видеть, как они спиваются - это крайне нелегкое испытание и для взрослой психики, не то что для детской. В школе он попадает в разряд двоечников, над ним начинают подсмеиваться. Как правило, такие дети защищают себя или тем, что начинают огрызаться и хамить или надевают на себя маску клоуна. На уроках от него всем учителям только мука. И хотя внимательный учитель понимает, что сам подросток не виноват, но обстановка в классе от его присутствия становится совершенно не рабочая. Приходится выгонять ученика, да и он сам вскоре все больше прогуливает уроки. Ему и так не до учебы, а теперь к семейным проблемам добавляются проблемы в школе. Психика ребенка этого совсем не может выдержать. А вся проблема в том, что ему школа действительно не нужна. У него совершенно другая судьба. Лет бы сто назад он спокойно пошел бы в подмастерье, научился бы какой-нибудь профессии и стал бы отличным (!) мастером, потому что душа-то у него добрая и работать он любит. Но сейчас он в подмастерье идти не может, и потому ему приходится идти по жизни с ярлыком ненормального ребенка, которого надо сдать в спецшколу. А жить с таким ярлыком тяжело, многие от этого начинают пить и хулиганить. «Ведь если я ненормальный, значит, мне все можно. Если вы меня отвергли, то почему я должен соблюдать ваши законы?» - с таким мироощущением живет отвергнутый обществом человек.

Это не обвинения школе, это - беда нашей цивилизации, которая все хочет поставить на конвейер: и производство молока, и бутылок, в которое будет наливаться это молоко, и воспитание детей.

Священник Илья Шугаев

 «Культуролог.Ru»

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.