Газета "Вестник" №50-2012

«ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ...»

Слова апостола Павла, вынесенные в заголовок, воспринимаются как итог жизни многих подвижников веры Христовой. Можно считать их и символом двух юбилеев, даты которых пришлись на текущий год. Во - первых, 530 лет тому назад родился митрополит Московский и всея Руси Макарий. И второй юбилей - прошло 465 лет со времени проведения первого из Московских Соборов, называемых Макарьевскими - Собора 1547 года, где  был прославлен великий чудотворец  Пафнутий Боровский. Он был канонизирован как общерусский святой.


Икона святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, написанная ко дню его канонизации на поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году
Этот Собор был созван специально для того, чтобы рассмотреть проблему прославления русских святых, создания им служб и житий. Надо заметить, что в истории Руси подобный собор был всего вторым и собирался он после большого перерыва. Предыдущая канонизация, страстотерпцев Бориса и Глеба, состоялась в 1072 году. Тогда прославление святых было впервые, и о таком  важном  событии  сообщалось в Лаврентьевской летописи.  Киевский митрополит  еще должен был получить  перед  этим благословение от Константинопольского Патриарха. Но уже в 1448 году Русская Церковь имела своего, самостоятельного Автофекального Митрополита Иону. При нем  прекратилась зависимость Русской Церкви от Византийской, что, однако, не помешало  продолжению и развитию между ними духовных связей.

 

В 1542 году на митрополичий престол был возведен святитель Макарий, бывший до этого архиепископом в Новгороде Великом. Его назначением озаботилась боярская группировка князей Шуйских. Сложное это было время для Руси.  (Впрочем, когда  какое-либо  время для нашей родины было легким?) Оставшемуся сиротой царю Иоанну  Грозному исполнилось 12 лет. Страной правили Шуйские, амбиции их были велики. Они то отступали, то получали большое влияние. (И, в конце концов, добились своего -  позже, в Смуту, правда, на короткое время, стал русским царем Василий Шуйский).  Они решили, что Макарий будет «своим», ручным митрополитом, и сделали все, чтобы сместить не покорившегося им митрополита Иосафа. Но и с Макарием они просчитались. Он во всем был личностью выдающейся. Влияние  и могущество митрополита было так велико, что уже через год он практически отстранил интриганов Шуйских от власти. Впрочем, существует и другая версия вступления  святителя Макария на Первосвятительскую кафедру. Об этом говорилось в Никоновской летописи: «По благодати Святаго Духа избранием святительским и изволением Великого князя Ивана Васильевича всея Руси наречен на митрополию Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова, в четверток четвертой недели святого Поста возведен на двор митрополичь, и поставлен на высокий престол Первосвятительства Великиа Росиа. А на поставлении его бяше архиепископ Досифей Ростовьский, и епископ Суждальский Ферапонт, и Смоленьский Гурий, Иона Рязаньский, Акакий Тверьской,  Васиан Коломеньский,  Досифей Сарьский, Алексий Вологотский». Из летописного свидетельства явствует, что святителя Макария поддерживали влиятельные  церковные иерархи.

Он был пострижеником Свято-Пафнутьевой Боровской обители. Этот древний монастырь Рождества Пресвятой Богородицы дал Руси немало выдающихся церковных деятелей - основателей и настоятелей монастырей,  храмов, церковных историков  - духовных учителей народа русского.

 

Пожалуй,  среди них, после  преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца, святитель Макарий был самой яркой личностью.

Родился будущий митрополит в Москве, в благочестивой семье. При крещении его нарекли Михаилом, во имя Архистратига Михаила. Много позже  историки, исследовавшие этапы его жизни, вычислили, что родился он, всего вероятнее, в 1482 году. В монастырь он пришел 13-15 лет от роду. Усердно занимался своим образованием, тем более, что в обители  среди многочисленной братии, живущей подвижнической жизнью, было у кого и чему учиться. Библиотека монастыря была  знаменита своим собранием рукописей. Среди них были и настоящие раритеты, например, упоминаемая известным исследователем М.П. Строевым рукопись - «Книга глаголемая Иаков. Списана бысть Иосифом новокрешенным от иудей в Африке при царстве Ираклиева, писана полууставом в XV веке». А в 1532 году, через девять лет после того, как Макарий покинул  обитель, здесь появится драгоценная святая книга - Евангелие, которое потом станет  государственной исторической реликвией. Оно теперь называется Боровским. Его в дар обители прислал святитель Макарий. (Сейчас уникальное Евангелие находится в отделе редких рукописей  Государственного Исторического музея в Москве).

 


Макарьевское, Боровское Евангелие,1532-33гг. ГМИ
Особым подвигом основателя обители преподобного Пафнутия было духовничество, этому с неиссякаемым старанием следовали все ученики Чудотворца,  в том числе, конечно, и   Макарий, который пробыл в монастыре 17 лет. Дату монашеского пострига   Михаила установить не удалось. А его небесным покровителем стал преподобный Макарий Египетский. В иконописной мастерской обители тогда  трудились прославленные иконописцы Митрофан и Дионисий. Были в те времена в монастыре и иконы Андрея Рублева. Поэтому здесь можно было учиться по лучшим образцам иконописи. Овладел иконописным мастерством и Макарий. В монастыре непрерывно шло строительство. И вполне вероятно, что  в украшении их участвовал и будущий Митрополит. В Пафнутьевой обители он сформировался как подвижник, иконописец и книголюб. Позднее об этом периоде жизни святителя напишут, что именно здесь  «душа и сердце его бесповоротно обратились к Богу, а очи отверзлись для истинной веры».

Все живущие в обители истово верили в святость преподобного Пафнутия. Ко времени пребывания  там будущего святителя Макария, кроме описания последних дней жизни Преподобного, созданного иноком Иннокентием, в монастырь было прислано Житие  Пафнутия Боровского Чудотворца, которое написал архиепископ Ростовский Вассиан (Санин). Он принял постриг от преподобного Пафнутия. В первое десятилетие XVI века в обитель был пожалован покров на раку преподобного Пафнутия из мастерской  великой княгини Соломонии,  в девичестве Сабуровой. (Этот покров сейчас находится в Русском музее в  Петербурге). Все это было сделано в прославление памяти преподобного Пафнутия.

 

Историки отмечают в характере святителя Макария черту, несомненно, возникшую  из преклонения  Преподобному, - чувство меры, стремление к дисциплине, к порядку, благолепию и  поиску  практического смысла в жизненных ситуациях. Пребывание святителя Макария в Свято- Пафнутьевом  Боровском монастыре стало в его жизни основополагающим.

Потом было успешное служение будущего митрополита  настоятелем в Можайском Лужецком монастыре и архиепископом Великого Новгорода и Пскова. Эти годы его служения наполнены большими делами,  и поэтому очень интересны, но придется ограничиться только сообщенными выше сведениями,  чтобы иметь возможность подробнее рассказать о том, что удалось свершить святителю Макарию,  как Митрополиту, и, в частности, о подготовленном и проведенном  им  Московском Соборе 1547 года.

Новый митрополит приехал в Москву в сиянии своей учености, со своими книгами, в том числе с созданными им двенадцатью томами Великих Четьи Миней. С ним прибыли  переписчики книг, художники и помощники. Юный великий князь Иван был очарован и стал проводить  много времени у митрополита. Он разительно отличался от тех придворных, которые окружали правителя-сироту. Зарабатывая себе привилегии в будущем, они бесконечно баловали подростка, потакая всем его  не всегда достойным наклонностям,  совершенно не утруждая его учебой. Благодаря такому воспитанию, сформировался у малолетнего Ивана тяжелый характер - капризный, жестокий. Он не признавал никаких нравственных запретов. Митрополит Макарий был, конечно, «лучом света» в этом темном царстве. И, к чести молодого великого князя, он смог это понять. Он навсегда приохотился к чтению.

 


Покровский собор в Москве («Василий Блаженный») воздвигнут в 1555-1560 гг. в честь взятия Казани. Святитель Макарий благословил строительство храма и освятил его
Святитель Макарий приложил много усилий  для воспитание государя. Для того, чтобы поднять  его политический престиж (для дел международных и внутри государственных) - митрополит, впервые в истории  России, венчает Иоанна IV на царство знаменитой шапкой Мономаха. И всего через два дня после этого святитель совершает еще один шаг, чрезвычайно важный для государства и Церкви. Начал работу Собор, на котором впервые в истории Русской Православной Церкви были прославлены сразу больше двадцати  русских святых.

Нужно ли говорить о том, насколько радостным было для Церкви это событие. Оно подтверждало, что верные  ученики Христовы своими подвигами в земной жизни осуществили Евангельские идеалы. И молитвенное общение с ними укрепляло веру и объединяло Церковь земную с небесной. В сборнике служб и Житий русским святым  о них сказано: «Они давали разумные советы, возвещали в пророчествах, они были руководителями народов. Мудрые слова были в учении их... Слава их не истребится. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу».  Было объявлено 13 имен подвижников, чью память праздновали общецерковно. Среди них четверо святых были прославлены как великие чудотворцы, в том числе и преподобный Пафнутий Боровский. Канонизовано местно на Соборе было 9 святых. Кроме того, было положено начало  празднованиям  памяти чудотворным иконам. Первой была названа икона  Богоматери Колочской. Среди участников собора  присутствовало девять иерархов Русской Церкви. Сохранилось семь копий так называемой Окружной  грамоты митрополита Макария, извещающей о деяниях Собора 1547 года. Все они были направлены в разные пределы Московской метрополии.

 

Этот Собор положил начало следующим канонизациям русских святых. Вместе с последующим Стоглавым Собором  был дан мощный импульс развитию русской культуры, книжности и литературы. Нельзя не заметить, как глубоко почитал митрополит Макарий своих наставников и предшественников по кафедре, прославив их на Соборах. Тогда были канонизированы преподобный Пафнутий Боровский,  Ферапонт Можайский, святители Новгородские и Московские. Но самое истинное их почитание проявилось у него  в продолжении  трудов святых и в подражании им.

 

Святитель Макарий возглавлял Русскую Церковь чуть больше двадцати одного года. Своим духовным авторитетом он длительное время положительно влиял на царя. Потом историки заметят, что он был для Иоанна Грозного своеобразным талисманом:  в те годы царь одержал немало  жизненно важных военных побед, и в его царстве было много созидательного. Характерно, что  при жизни Первосвятителя  царь не счел возможным ввести опричнину. По совету  митрополита Макария царь основал на Руси книгопечатание.

Этот выдающийся церковный иерарх после себя оставил в истории Макарьевские Великие Четьи Минеи, Макарьевские Соборы, Макарьевскую школу иконописи, Степенную книгу царского родословия, Судебник, замечательное эпистолярное наследие, основал знаменитую патриаршую библиотеку, по его благословению были выстроены многие знаменитые храмы. А идея Москвы как третьего Рима достигла наивысшего воплощения.

 

Свое служение он хотел завершить «молчальной жизнью в Свято-Пафнутьевом монастыре. Но царь его не отпустил. Когда митрополит почувствовал близость своей кончины, то отправил в Пафнутьев монастырь  наместнику и братии известие о своей немощи и просил прислать духовного старца. Приехал старец Елисей и читал митрополиту святое Евангелие до самого преставления святителя. Когда он скончался, очи ему закрыла рука старца из родной обители, сердце его остановилось, а душа отошла ко Господу.

Святителя Макария любили и почитали. Но вот парадокс русской истории: канонизировали его только в1988 году - на Соборе, проходившем в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси. Вместе с ним были канонизованы Дмитрий Донской, Андрей Рублев,  Игнатий Брянчанинов и Амвросий Оптинский.

 

Алла Тагиева   
Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.