Газета "Вестник" №16-2012

Преподобный Амвросий Оптинский

Окончание. Начало в № 15.

 

Намерение коренным образом изменить жизнь и навсегда поселиться в монастыре созрело у Александра Михайловича в 1839 году. С целью удостовериться в том, что его желание верное и согласуется с волей Божией, он вместе со своим семинарским приятелем предпринял im3276_348паломничество в Троице-Сергиеву Лавру к святым мощам всероссийского аввы преподобного Сергия Радонежского. По пути к мощам преподобного они посетили Тамбовского подвижника - затворника Илариона, известного даром прозорливости и духовного рассуждения, подвизавшегося в Троекуровском монастыре Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Троекуровский старец, благословив Александра, без колебаний определил его судьбу, сказав: «Иди в Оптину. Ты там нужен». Обращение за благословением и советом к почитаемому в Тамбовской губернии старцу Илариону свидетельствует о том, что Александр сохранял в своем сердце полученные в детские годы наставления следовать благочестивой православной традиции начинать всякое дело с благословения и совета опытного духовника. Несмотря на полученное благословение, Александр Гренков еще некоторое время проявлял нерешительность и откладывал уход в Оптину пустынь; ему препятствовали обязанности учителя в Липецком духовном училище. В октябре 1839 года он отпросился у ректора училища священника Филиппа Кастальского на субботу и воскресенье навестить родных, но сам направился в Оптину пустынь и обратно в училище уже не вернулся. О случившемся ректор училища подал докладную в Правление Тамбовской духовной семинарии, где она была рассмотрена и приложена к делу. В ноябре 1839 года из Оптиной пустыни Александр Гренков отправил прошение на имя Преосвященного епископа Тамбовского Арсения (Москвина), в котором, «прописав разные причины своей неспособности продолжить учительскую должность, просит уволить его от означенной должности и выдать ему на шесть месяцев билет, в коим бы он мог, при слабом своем здоровье испытать себя в образе монашеской жизни». Ознакомившись с прошением, епископ Арсений передал его на рассмотрение Правления семинарии, которое решило «учителя Гренкова, как не имеющего расположения более продолжить училищную службу, от должности уволить». Данное решение было утверждено епископом Арсением, и с этого времени послушник Александр на законных основаниях остался жить в Оптиной пустыни.

«Случай Гренкова» имел свои последствия и напрямую отразился на положении преподавателей духовных училищ губернии. 9 декабря 1839 года епископ Арсений, уволив Александра Гренкова от должности преподавателя, направил в Липецкое духовное училище распоряжение: «Для предупреждения подобных непозволительных отлучек от должности на будущее время учинить следующее: 1) начальникам училищ подтвердить строжайше, чтобы они: а) господ учителей вверенных им училищ в учебное время без особого разрешения семинарского Правления никуда, даже на краткое время, не увольняли, а в вакационное время на отлучку их в города и села Тамбовской епархии выдавали им от себя билеты, в другие же епархии не выдавали вовсе; б) о самовольных отлучках учителей из города, в которых находятся училища, на какое не было расстояние и время, на другой день об отлучке доносить семинарскому Правлению; в) обратить ближайшее внимание на поведение господ учителей, как служащих образцом и примером для учеников». Кроме того епископ Тамбовский благословил «отобрать ныне же от всех учителей училищ их семинарские аттестаты, да и впредь отбирать оныя от студентов, назначенных в училищные должности, при самом определении к сим должностям». Поступок Александра Михайловича Гренкова дал повод епископу Арсению ввести строгий режим для преподавателей духовных училищ губернии, который сохранялся на протяжении всего периода управления им Тамбовской епархией.

Подвизаясь в Оптиной пустыни, преподобный Амвросий в письмах духовным чадам часто цитировал стихи псалмов, духовно-нравственное и воспитательное значение которых постиг еще в юные годы, исполняя послушание чтеца в храме села Большая Липовица. Приведем некоторые из этих цитат: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1); «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118:165); «Сказано: многи скорби праведным» (Пс. 33:20); «Закутайся в смирение, тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет» (Пс. 24:10).

Оптинский подвижник хорошо знал и любил народные пословицы и поговорки, которые слышал от родителей и от простых крестьян своего родного тамбовского села. Старец умело применял их в разговоре. Нередко свои наставления он излагал с меткой рифмой: «Правда груба, да Богу люба»; «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать - и всем мое почтение»; «Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение»; «Жить можно и в миру, только не на юру»; «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем»; «Смотри, Мелитона, держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко»; «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я»; «Чтобы жить в монастыре, нужно терпения не воз, а целый обоз»; «На полгода ваша мода»; «Кто нас корит, тот нам дарит, а кто нас хвалит, тот у нас крадет».

Почитание преподобного на его родине, в Тамбове, началось не сразу, хотя при жизни старца к нему обращались за духовным руководством многие монашествующие Тамбовской епархии, а в особенности монахини Козловского Боголюбского монастыря. В советские годы в Козлове отбывали ссылку Оптинские постриженники: преподобный Севастиан (Фомин), исповедник иеромонах Дионисий (Карпов). Весьма почитаемая в настоящее время в Тамбовской епархии схимонахиня Серафима (Белоусова) в свое время неоднократно посещала Оптину пустынь. Много в деле прославления преподобного Амвросия Оптинского на Тамбовской земле потрудился протоиерей Василий Тигров, служивший в храме села Сурава Тамбовского уезда и являвшийся благочинным 7-го Тамбовского округа. По его инициативе и по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) в Тамбове в 1912 году, к 100-летию со дня рождения преподобного Амвросия, было учреждено Амвросиевское братство, а открыто - в 1913 году. Оно имело своей целью открытие общежития для беднейших учеников Тамбовской духовной семинарии в доме по улице Приютской, 54 (ныне улица Энгельса), в котором в годы учебы в семинарии жил будущий старец Амвросий. Для открытия общежития братство организовало сбор средств на выкуп дома. К сожалению, этим планам не удалось осуществиться.  Другая не менее важная цель, стоявшая перед братством, заключалась в просветительской деятельности с целью популяризации духовного наследия старца. По приглашению братства город Тамбов посетил миссионер и писатель В.Д. Быков, автор книги «Тихие обители». Он с большим успехом выступил с несколькими лекциями о преподобном Амвросии и Оптиной пустыни. В 1915 году братством была издана брошюра о прикованной к одру болезни и ослепшей тамбовской подвижнице Марии Черновой, находившей для себя большое утешение в наставлениях старца о том, что страдания смиряют человека и научают его спасительному терпению. Руководитель Амвросиевского братства протоиерей Василий Тигров в 1912 году посетил Оптину пустынь и свои впечатления о поездке описал в очерке «Святой уголок», который был опубликован в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Братство предлагало одну из улиц города Тамбова назвать Амвросиевской, но начавшаяся в 1914 году война не позволила осуществить эту инициативу. 

Причисление Оптинского подвижника к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси в 1988 году стало ярким свидетельством и выражением глубокого почитания старца Амвросия в русском народе. Это почитание не померкло ни в годы гонений на Церковь, ни в годы так называемого «застоя». Как когда-то со всей России к нему спешили за благословением и назиданием его современники, так в настоящее время в Оптину пустынь устремляются миллионы почитателей, чтобы помолиться перед святыми мощами преподобного и получить духовное утешение. На Тамбовской земле в его память создаются духовно-просветительские центры, проводятся научно-богословские конференции. Надеюсь, что в 2012 году удастся осуществить инициативу Амвросиевского братства 1912 года и присвоить одной из улиц города Тамбова название «Амвросиевская». В селе Большая Липовица, на родине преподобного Амвросия, близится к завершению строительство храма в его честь. Освящение храма запланировано на осень 2012 года, когда состоится празднование 200-летнего юбилея со времени рождения старца.

Мудрое, прозорливое слово подвижника возвращало страждущих с пути безудержного стяжания земных благ на путь терпеливого собирания сокровищ духовных, добродетелей христианских, главной из которых является любовь. Словами апостола Павла старец говорил, что «любовь все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует. Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, такому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать и тем, и другим».

Духовное наследие преподобного Амвросия Оптинского давно стало неотъемлемой частью истории и культуры России. Сохранить это наследие - значит верно, глубоко и всесторонне его осмыслить, сделать органической частью мировоззренческого поведения человека, мерилом нравственности в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, духовной основой жизни для народонаселения России, отправной точкой в творчестве выдающихся представителей отечественной науки, литературы и искусства. Созидательная деятельность человека не может быть бездуховной. Жизнь, свободная от духа и от религии, приводит к внутреннему саморазрушению человека. Российское государство и общество стоят перед необходимостью восстановления преемства отечественной нравственной традиции.

Выражаю надежду, что празднование 200-летнего юбилея со дня рождения преподобного Амвросия положит начало активным трудам ученых богословов, историков, филологов, краеведов по всестороннему изучению эпистолярного наследия Оптинского старца, а также исследованию малоизвестного тамбовского периода его жизни, где родился, возрастал и где началось духовное становление личности этого святого подвижника и молитвенника о богохранимой Земле Русской и ее народе.

Епископ Тамбовский

и Мичуринский Феодосий

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.