Газета "Вестник" №12-2012

Отношения в семье

screenhunter_12feb.1416.01_347Окончание. Начало в № 10.

В странах с высокой рождаемостью редки разводы. Психология дозволенности убийства ведет к распаду личности и семьи. К.Г. Юнг видит причину душевных расстройств и заболеваний в «блокировании психической энергии» (цит. по Т. Флоренской), в уходе от трудностей, в неосуществлении жизненного призвания.

На первом месте в распаде семейных добрых отношений стоит так называемая «любовь до брака», которая до революции именовалась не прикровенно, а прямо «блудом». Студент из Индии на семинаре о семье сказал так: «У вас любовь до свадьбы, у нас - после свадьбы». Психилогически свобода жизни в грехе действует самым страшным разрушающим образом. Человек не чувствует никаких ограничительных рамок для действия своих страстей, живет в плену у них и не боится никаких разрушений: ни семьи (найду другого), ни своей личности, ни детских судеб (вплоть до убийства). Отказ от своего духовного «Я» делает человека духовно слепым, не понимающим и не желающим понимать глубинные процессы жизни человеческой. Такой человек не понимает прежде всего себя, а как следствие - и окружающих. Главная причина расторжения почти всех браков - это «психическая изоляция»  при физической близости.

В Православии есть такое понятие, как чувство «благоговения». При свободе жить во грехе благоговение перед тайной чужой души, перед ее красотой, которая должна еще раскрыться (вся жизнь для этого), теряется. Революция изуродовала  человеческие души. Если гармония человеческой души заключается в уравновешивании экстравертных (активных внешних) своих тенденций и интровертных (глубинных внутренних), то революционная мораль отменила существование невидимого, тайного, а значит и духовное «Я» человека. Человек перекосился в сторону экстравертности преимущественно, а более редкие интроверты замкнулись на своих переживаниях в рамках эгоизма. Разрубание дерева пополам и отказ от его второй половины - духовной, делает дерево мертвым. Омертвела человеческая душа - мертвеют семейные отношения - вымирает народ.

Духовное «Я» человека всегда напоминает ему о требованиях духовной любви, любви жертвенной. Любовь жертвенная есть призвание любого человека. Такая любовь сообразуется с волей Божией и вызывает «чувство пребывания в небе, будучи вне неба» (свт. Иоанн Максимович. Илиотропион или сообразование человеческой воли с Божественной волей), то есть дает чувство полного удовлетворения, счастья и радости в душе, что положительно наполняет семейные отношения и облегчает любые скорби. «Нет никого богаче того человека, который носит в сердце своем всегда Христа и благодать Его», - говорит прав. Иоанн Кронштадтский.

В наше время, которое напоминает время духовного одичания народа в период монголо-татарского ига или  Смутного времени, расторжение и венчанных браков идет сплошным потоком. В нашей Калужской епархии даже висит образец прошения о развенчивании брака. За него очень стыдно,  это показатель духовности «верующего» народа. Исчезло из сердец понятие «жертвенная любовь», оно подменено понятием суррогата: любовь блудная или любовь эгоистичная. Удовлетворяя свои страсти, каждый тянет одеяло в свою сторону, в результате оба (или плюс дети) остаются раздетыми.

Я никогда не понимала, как может любовь прекратиться, «перестать», по апостолу Павлу, если она есть. Мне всегда было до крови больно, когда это происходило, хотя я была до 29 лет некрещеной и не знала христианства. Мне до сих пор, когда это происходит в семьях верующих, с  воцерковленными людьми, больно так, как будто повторяется моя собственная трагедия. Если человек в беде: отпал от Бога, потерял смысл жизни, духовные ориентиры, запил или охвачен другой страстью, разве не должна обостриться, «заболеть» и любовь сама желанием выздоровления? Разве не должны мы сказать вместе с апостолом Павлом, что желаем быть отлученными от Христа за братьев своих? Это значит забыть о себе до совершенного «нуля» и плакать в молитве и в жизни за тот идеал, который потерян по нашей вине. Пусть это будет с падениями, но все же выбор. Господь знает нашу немощь, Он восполнит недостающее. Если этого не происходит, то любви или не было (было, некое приспособление), или она затоптана в грязь нашего себялюбия и гордости.

«Сердце - это ад, куда нисходит Христос,  освобождая душу человека. Он сошел во ад, чтобы освободить души праведников, и теперь так же сходит в тот ад, который зовется глубиною сердца» (Митр. Иерофей (Влахос). «Православная психотерапия»). Это надо понять и признать каждому христианину, который желает спасения, и призывать для управления своими решениями Иисуса Христа, чтобы не впасть в потворство своим страстям, чтобы идти неуклонно в своем предназначении, чтобы не терять смысла собственного бытия, собственной полезности и нужности.

Тамара Александровна считает, что именно «от нравственного состояния женщины зависит жизнь общества», потому что проблемы воспитания, от которых главным образом зависит будущее человека, ложатся на нее в несоизмеримо большей мере, чем на мужчину. Думаю, что это богоизбранность женщины отобразилась на судьбе Марии Магдалины, которая стала «апостолом апостолов». И требование Божие подчиняться жене мужу своему есть тоже подтверждение этой богоизбранности. Это значит, что женщина должна обладать большим смирением, чем мужчина, и тем быть выше его, чтобы исполнить свое предназначение на земле, а именно духовное воспроизводство человечества. Я выдвигаю не крайнее мнение, не умаляющее роль мужчин, но частный взгляд православной женщины на проблему современной семьи.

Т.А. поднимает проблему невыполнения заповеди Божией жене подчиняться мужу. Она разворачивает перед читателем осмысленную картину того, как «власть над мужчиной убивает любовь, извращает супружеские отношения». Она делает это на конкретных примерах людей, обращавшихся к ней за помощью психолога. Так же она говорит о «перевертышах»  полового воспитания, о том, что это «не безобидные явления», но «извращения мужской и женской психологии».

И  опять приводит конкретные случаи. Оказывая психологическую помощь, объясняя людям, что надо жене быть женственной и подчиняться мужу, мужу - мужественным и главой семьи, т.е. поменять свои роли, когда наоборот, Тамаре Александровне всегда удавалось помирить желающих развестись. Она говорит, «что любовь - это не только эмоции, но и разумная воля».

Есть в книге Т. Флоренской раздел: «Педагогика доверия». В нем она рассматривает внутренний мир ребенка, влияние на него неблагополучных условий жизни, разбирает теорию «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского (т.е. разбивает ее в прах), рассматривает понятия счастья, наказания и ищет пути разумного воспитания ребенка. В результате прочтения этого раздела я могла бы сказать, немного по-своему, так:

1. Важное условие воспитания  - это любовь, но любовь разумная.

2. Любовь разумная подразумевает:

- не уходить от трудностей в воспитании в «балование» детей (исполнение всех их желаний);

- руководствоваться не эгоистическим Я, но духовным;

- не перекармливать нотациями, не навязывать их (они ведут часто к обратным результатам, к нравственной глухоте);

- научиться достойно переносить страдания, смысл их в собирании воедино душевных сил человека, они образуют цельную личность, избавляют от всяческих  расслаблений;

- понимать наказание правильно, т.е. этимологически - дать наказ, научить, смысл наказания - приблизить ребенка к его духовному «Я»;

- не «лепить» ребенка по своему «образу и подобию», но выявлять его неповторимую индивидуальность и помогать ей развиться;

- необходим творческий подход в деле воспитания, активный поиск форм воспитания, чтобы не потерять доверия ребенка (без него невозможно вообще никакое воспитание).

Т.А. говорит о таком важном понятии как «мера в искусстве воспитания», которая является и самым главным, и самым трудным. Если ребенку многое запрещать, он не сможет это вытерпеть и будет делать то, что хочется, но тайно. И это - крах для родителя, потому что «послушание - норма душевной жизни, основа душевного мира».

Человек, имеющий опыт жизни в собственной семье по христианским законам, может помочь другим научиться жить по Евангелию в семье и в обществе, может стать миссионером в маленьком или в большом смысле, может не только стать добрым христианином, но и святым. Если относиться ко всему, как к средству собственного возрастания в духе и истине, как это делал прп.Феодор Студит, то:

1. мы выполним с помощью Божией заповедь любви;

2. не дадим погибнуть православию из-за демографического кризиса;

3. будем иметь мир и радость в душе;

4. будем соучастниками Промысла Божия о нас и о ближних наших, понимая этот Промысел.

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.