Газета "Вестник" №46 - 2011 г.

О христианском воспитании детей

О том, как правильно воспитывать детей в духе православной веры и что необходимо предпринять для того, чтобы они не уходили из Церкви, мы решили поговорить с клириком обнинского храма свв. кнн. Владимира и Ольги отцом Сергием Балахоновым. Итак, почему иной раз дети охладевают к вере?

 

 «Причин у этого явления может быть много, - заметил отец Сергий, - но основные, мне кажется, следующие: во-первых, многие из тех, кто вырос при храме и даже учился в воскресной школе, не привлекались к церковной жизни достаточно плотно. Мальчики, к примеру, не приучались осмысленно помогать священникам в алтаре, не изучали богослужение, не общались более тесно с батюшками, поэтому храм и все, что с ним было связано, воспринималось ими формально. когда молодые люди достигают переходного возраста, то у них происходит переоценка ценностей и своего религиозного опыта, появляются другие интересы, и их церковная жизнь зачастую остается в прошлом. Часто подросток, становясь старшеклассником, перестает ходить в храм потому, что сверстники, с которыми он дружит, туда не ходят и не понимают, для чего это надо. n1298_351

 Во-вторых, очень много зависит от родителей и от того, что ребенок видит в семье: насколько вера мамы и папы влияет на их жизнь и влияет ли вообще. Если он не находит в их церковной жизни что-то его вдохновляющего или, возможно, подросток видит какое-то лицемерие, формализм, то со временем вера может вызвать у него отторжение. До определенного возраста дети воспринимают то, что видят, не критически, то есть не анализируют, а ходят в храм из-за послушания родителям. А потом они начинают размышлять, почему так: вроде бы на словах - одно, а на деле - совершенно другое. Все это приводит к тому, что подросток отрицает веру вообще как навязанное родителями фальшивое мировоззрение. Видя маленькую ложь с их стороны, он считает, что все это - ложь  и не хочет идти по этому пути. Ребенку, который достигает переходного возраста, трудно бывает противостоять мнению окружающих людей, к тому же, разные пороки, в силу возрастных причин, начинают его волновать. Поэтому неожиданно для взрослых у подростка пропадает желание идти на исповедь, он как будто стесняется чего-то, у него появляется некая скрытность. И в общении с родителями он становится замкнутым. Они же по старой привычке - ходил же вроде до 14 лет - пытаются силой тащить его в храм. Большую ошибку совершают те, кто подростка, потерявшего к вере всякий интерес, старается насильно приобщать к церковной жизни. Если своего, глубокого, понимания веры и Церкви у него не сформировалось, никто этому не поспособствовал, то потребности ходить в храм у него, как правило, не возникает.

Бывает наоборот, когда дети еще в школьном возрасте приходят к вере раньше родителей и приводят их за собой в церковь. Знаю такую семью. Первым к вере пришел старший сын, потом уже родители, потом - младший, он гораздо моложе своего брата. Семья известная, теперь все они люди церковные. Старший  уже окончил институт, аспирантуру. Но суть в том, что я знаю их все эти годы, и кризиса переходного возраста, когда обычно дети перестают ходить в храм, я у них не видел. В этой семье есть любовь, искренность, это люди действительно пытающиеся жить духовной жизнью не только на словах.

 Как-то по вышеуказанной проблеме свое мнение высказал известный московский протоиерей Владислав Свешников. В одном из интервью он сетовал, что много детей, которые выросли у него на приходе и сызмальства участвовали в Таинствах, как только поступали в высшие учебные заведения, сразу прекращали свою церковную жизнь. И он, будучи опытным протоиереем, доктором богословия, на вопрос: «Почему это происходит?», - ответа не дал. Для него это осталось загадкой. Можно долго рассуждать о причинах выхода молодежи из Церкви, лежащих на поверхности... Но если копнуть глубже, то откроется еще много того, о чем мы не знаем».

 Далее батюшка рассказал о том, что действительно большая часть подростков, к великому сожалению, из Церкви уходит.

«...Всплывают в памяти эти лица, имена... - с болью произнес отец Сергий. - Часто вспоминаю тех, кто перестал ходить в храм, потому что это всегда боль. Среди них были даже те, кто прислуживал в алтаре... Слава Богу, есть и такие, кто смог преодолеть этот кризис.

 Уход детей из Церкви - это большая беда... Что-то с этим надо делать обязательно, потому что и у нас есть дети... С другой стороны, есть семьи священников, в которых дети, как и их отцы, встают на путь священства. Скажем, в Калуге служат несколько протоиереев, сыновья которых пошли учиться в семинарию, а не в светский вуз. И не потому, что папа так решил. Видимо, в этих священнических семьях что-то было заложено в детей, раз они прошли мимо этого возрастного кризиса. Значит, отношения между членами семьи построены на любви. И сами отцы стараются жить евангельской жизнью, тем самым подавая пример детям.

Нужно, чтобы при приходе детям было чем заняться, нечто их объединяющее. Ведь когда ребятам интересно ходить в храм не только для участия в Таинствах, но и для общения между собой в количестве гораздо большем, чем 2-3 человека, то среда, которая окружает их в школе, во дворе, да где угодно, будет для них менее интересной. А значит, они будут увереннее чувствовать себя в обществе, их никак нельзя будет назвать белыми воронами, на которых показывают пальцем.

Мы должны знать, что такое явление, как массовый отход детей от церкви в переходном возрасте, а то и раньше, есть, и необходимо пытаться что-то этому противопоставить. В первую очередь, между родителями и ребенком должны быть искренние отношения. А во-вторых, недопустимы ложь и лицемерие в церковной жизни. У ребенка в этот сложный период должно быть доверие к священнику, духовнику, чтобы он мог с ним поговорить не только в рамках исповеди, но и просто, по-дружески, и чтобы к этому общению стремился сам взрослеющий человек...

На нашем приходе проблема привлечения молодежи (в рамках внебогослужебной работы), с Божьей помощью, решается через движение разведчиков. Причем, это не скауты, а именно разведчики - похожее направление. Воскресная школа в этом активно участвует. Будучи нашими прихожанами, дети до определенного момента ходили в воскресную школу, а потом с благословения настоятеля ими занялись инструкторы-разведчики. Это верующие люди, наши же прихожане, которые давно занимаются с детьми по этой десятилетиями проверенной методике, разработанной еще в дореволюционной России, более ста лет тому назад.

Национальная Организация Разведчиков Добровольцев «Русь» (НОРД «Русь») ставит своей целью внешкольное воспитание детей и молодежи в православном и патриотическом духе, дополняющее воспитательную деятельность семьи и школы. Эта уникальная системы духовно-нравственного и патриотического воспитания включает в себя, в том числе, и лучшие образцы миссионерской педагогики. В Москве существует их центр при храме свщмч. Антипы Пергамского, отделения НОРД «Русь» есть и в Екатеринбурге, в Твери, в Тольятти, Обнинске...

 Так вот прихожане нашего храма участвуют в этом движении разведчиков, некоторые более 10-ти лет, с подросткового возраста. Они выросли в этом движении, минуя упомянутый кризис и оставаясь при этом людьми воцерковленными, а ныне активно занимающимися воспитанием детей.

 Когда я был еще мирянином, студентом МГУ, то ездил несколько раз в их лагеря, мне там нравилось. В дальнейшем я не стал вступать в их организацию, потому что, помимо учебы в МГУ, учился параллельно в Свято-Тихоновском богословском институте, пономарил на своем приходе - нагрузок тогда хватало...

На 2-3 недели я уезжал вместе с разведчиками в Тверскую область. Туда приезжали группы, как правило, еще из 4-5 городов. Ребята каждый день занимались по разным предметам, сдавали зачеты. Центральным действием была большая ролевая игра (историческая реконструкция). Предварительно ребята изучали тему предстоящей игры, готовились к ней: облачались в богатырские доспехи, вооружались мечами и копьями. Все это производило сильное впечатление на детей: старые города, князья, например, тверской, московский и т.д. Обнинцам, кстати, в тот год выпало по жребию быть татарами... Помню, ходили собирали дань. А потом, естественно, против нас восстали. Боевые действия, осада по всем правилам, попытка договориться. Даже ночью можно было ожидать подвоха. При этом в игре существуют строгие правила, за выполнением которых следят специальные судьи. Серьезных травм на моей памяти не было. И несколько дней дети этим живут, их это захватывает, интересно заниматься не только мальчишкам и юношам, но и девушкам.

Во время пребывания в лагере разведчики ведут себя как воцерковленные православные христиане. Ежедневно у них проходят совместные молитвы: утренние и вечерние, перед и после трапезы. Каждую неделю к нам приезжал священник из Твери и служил Литургию в лесу. На это у него было благословение архиерея. Батюшка привозил с собой антиминс. Мы своими руками делали алтарь, алтарную преграду. Дети причащались, исповедовались, в выходной день или в праздник служились молебны.

Отделению этой организации в Обнинске уже больше 20 лет. Каждую неделю у разведчиков проходят сборы, есть уроки, как-то и мне довелось проводить там занятия по православию. В младшей группе занимаются около 20 человек, в том числе, дети священников.

Система, на мой взгляд, достаточно хорошо себя зарекомендовала, наблюдаю за деятельностью этой организации более 10 лет, знаю ее основателя в Обнинске. Сейчас почти все дети нашей воскресной школы входят в эту организацию. Знаю много взрослых прихожан, которые выросли в этой организации. Сейчас они ходят к нам в храм, как и раньше».

Беседовал Андрей Сигутин

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.