Газета "Вестник" №43 - 2011 г.

О последствиях проведения мероприятий под названием

В настоящее время (2002 г.) в российских школах и в большинстве школ Москвы уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллоуина, получившего широкое распространение первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением 252216_333английского языка, а затем и в других. Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных «дню святого Валентина, Хеллоуину», не имеющихничего общего ни с христианской нравственностью, ни со святьми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.

Краткая историческая справка. Все в Хеллоуине берет свое начало в языческих ритуалах. По мнению известного культуролога Дж. Дж. Фрезера, Хеллоуин - ночь перехода от осени к зиме - в древности связывалась с духами умерших, якобы бродящих вблизи домов и собирающих дань в виде пищи и питья. В XIX веке через иммигрантов из Ирландии в Америке появляется сохранивший элементы верований древних кельтов языческий обряд поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства. К началу ХХ века в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хеллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, ломать скамейки. В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хеллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хеллоуин - развлечений, на которые выделяются миллионы долларов. Для детей считается нормальным копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития

А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году  в спортивном зале школы в присутствии учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из «двоечников». Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования. Многие учителя после проведения праздника отмечают большие сложности, возникающие в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.

Что происходит с ребенком в процессе подготовки и «празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архитипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются: общая деморализация сознания школьников,  участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле, Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как «дня всех святых» (что является ложью - никакая церковь не празднует этот день 31 октября) осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к Православной Церкви, святости, святым.

осуществляется вестернизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развлечений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала». Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций и культурных форм, в частности, праздников, календарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт: Хеллоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошающий кошельки родителей;

идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами - вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября; происходит активная танатизация сознания (от греч. танатос - олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. f_10035946_345Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. Психосемантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей - подростков-убийц и самоубийц: навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале XX веке была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - возраст 5-6 лет!

Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям. Соответственно:

- необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий;

- считать недопустимым его проведения в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения;

- необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков;

- необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры (например, организовать конкурс на лучший проект праздника класса, школы 31 октября).

Директор Института педагогических инноваций РАО, докт. психол. наук, член-корреспондент РАО, профессор В.И.Слободчиков, доктор психологических наук, главный специалист ИПИ РАО, профессор               В.В.Абраменкова

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.