Газета "Вестник" №25 - 2011 г.

Семьи разбиваются об эгоизм

s000927_674833_345Хасьминский Михаил Игоревич - кризисный и клинический психолог, майор милиции, один из организаторов Православного кризисного центра, созданного в 2006 году по благословению Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье - храме Воскресения Христова на СеменовскойПсихологическое образование Михаил Игоревич получил в Академии МВД России, более трех лет он работал психологом в хосписе для детей с онкологическими заболеваниями. Более пяти лет он работает психологом криисного центра. С самыми разными проблемами приходят сюда люди. Одним необходима реабилитация после смерти близких, после потери детей, другим - психологическая поддержка во время постигшей тяжелой болезни, третьим - нужна помощь после перенесенных террористических актов, несчастных случаев, стихийных бедствий. Нередко в цент обращаются люди, у которых  возникли проблемы в семье, или те, кто потерял семью. Наш внештатный корреспондент Идана Сатори беседует с православным психологом М.И.Хасьминским о томпочему сегодня распадается так много семей? Именно с этого вопроса и началась  беседа.

- Почему разрушаются плохо построенные здания, сооружения, дома? Потому что их плохо строили. Давайте зададимся вопросом: что надо, чтобы построить хороший, надежный дом? Правильно, одного желания и фантазий о том, какой он будет прекрасный, мало. Нужно сначала нарисовать эскиз, потом создать проект, который включит в себя все расчеты, просчитать качество и количество материалов, прочность конструкций. Потом мы начнем делать прочный фундамент, подводить коммуникации, возводить несущие конструкции. В самую последнюю очередь мы будем расставлять удобно мебель, создавать себе комфортные условия.

А что получается при создании современных семей? Встретились два человека, понравились друг другу, помечтали и решили создать хороший и красивый дом. Расчеты, эскизы делать не стали, фундамента нет, а есть только стремление пожить красиво. Кроме того, строители опьянены чувствами. Вы видели пьяных строителей? Не стоит удивляться, что они в итоге построят ужасный дом. При этом они, может быть, даже купят красивую обстановку в соответствии со своими фантазиями. Но дом не стоит на фундаменте. И в итоге он, конечно, падает...

У семьи есть свои законы. Свои правила есть даже у столяров, которые делают деревянные табуретки. А законы создания семьи гораздо сложнее...

Посмотрите: нас кругом окружают суррогаты. Мы едим колбасу, в которой нет ни капли мяса, смотрим фильм, в котором нет ни капли смысла, слушаем музыку, в которой нет никакой гармонии. А потом удивляемся, что чувства у нас тоже такие. Мы уже и не знаем, какими они должны быть!

При этом думаем, что настоящая любовь сама должна свалиться нам с неба. Нет, это невозможно. Истинное - дорогое. Для того, чтобы его иметь, надо прикладывать огромные  усилия. И мы гораздо больше озабочены тем, чтобы КАЗАТЬСЯ чем-то, а не БЫТЬ кем-то. Все мы похожи на колбасу, в которой есть всякие заменители, усилители, окислители, красители, но нет мяса. Зато у этой колбасы прекрасная внешняя упаковка.

- А как отличить истинные чувства от ложных?

- Истинные чувства приносят истинную радость. А не как у наркоманов: радость только тогда, когда принял наркотик, а потом - ломка. А потом опять принял - и снова «радость».

Истинная любовь - это жертва. Мать спасает ребенка и жертвует своей жизнью, солдат идет на смерть ради спасения Родины, Христос распинается ради всех людей! Посмотрите, вот это и есть настоящая Любовь. Вот она - добровольная жертва ради другого! Жертва -  синоним любви.

Если я жертвую ради другого своим временем, силами, желаниями, возможностями, при этом не требуя ничего взамен, не из-под палки, совершенно не имея своего интереса - то я люблю. Я просто хочу сделать для этого человека все, что в моих силах. Вот это Любовь! А если и он так же относится ко мне - то это обоюдная Любовь! И эта «любовь долготерпит,  милосердствует, ... не ищет своего» (1Кор. 13:4).

Все остальное - суррогат, внешняя видимость любви, а по внутреннему содержанию - обычная страсть. Все эти охи-вздохи, экзальтация, зависимости - это не Любовь. Это - антилюбовь и страсти.

Многие скажут, что настоящей любви в наше время достичь нельзя, что это идеальная, несбыточная мечта. Это не так. Настоящую любовь можно вырастить в себе, можно встретить, можно до нее дорасти. Но для этого надо убить в себе эгоизм, который делает нас слепыми, ведь эгоисты видят только себя.

- Многим непросто признаться в собственном эгоизме. Одни считают себя хорошими. Другие не имеют правильного представления, что это такое. Можно ли понять «стадию заболевания»?

- В каждом из нас предостаточно эгоизма. Для того чтобы это понять, надо быть честным перед собой. Показатель эгоизма - степень нашей жертвенности. Чем больше мы делаем для других людей, чем больше мы стараемся им помочь, чем больше чувствуем потребность отдать что-то другому, тем меньше в нас эгоизма. Только надо учитывать, что все это мы должны делать для людей безвозмездно, от чистого сердца, не надеясь на признание другого за сделанное нами. Мы должны просто отдавать, отдавать другому.

А теперь каждый может посмотреть в себя и увидеть, что ничем жертвовать не может. Все могут работать, но за зарплату, все могут подарить, но будут ждать ответный подарок, все могут дать милостыню, но такой мизер, который просто не будет значим для нас (мелочь, чтобы карманы не рвались), все жертвуют временем и силами ради другого, но рассчитывают получить не меньше. А если нас чего-то лишат, мы расстроимся и обидимся. От чистого сердца мы не можем сделать ничего, потому что чистого сердца у нас нет. Сердце наше загрязнено гордостью.

Еще можно определить степень эгоизма по количеству наших требований к окружающим.

Требования противоположны жертвенности. Чем больше мы предъявляем требований к людям, тем меньше в нас Любви, но больше эгоизма.

Продолжение

в следующем номере

Илана Сатори

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.