Газета "Вестник" №25 - 2011 г.

Молиться или не молиться

Помните песенку из «Иронии судьбы» о тете? «Если у вас нет тети, то вам ее не потерять, а если вы не живете, то вам и не умирать». Так что «думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь...» Так и вспоминается бессмертный Гамлет. Или Лис из «Маленького принца», который мудро рассуждал о том, что «нет в мире совершенства»: «Там где есть куры, почему-то всегда есть охотники». На эту тему у православных есть свои пословицы: «Делаешь добро - ожидай неприятностей», «Усердно помолился  - готовься к искушению». 18429src_361

В моем любимом храме, где по выходным я пою на клиросе, у священника есть верная помощница,  раба Божия З. Ей исполнилось 80 лет, но ее трудолюбию, энергичности молодые позавидуют. Мы с ней дружим, несмотря на разницу в возрасте. У нас один духовный отец. Он и благословил ей читать акафист за дочку, чтобы та пришла к Богу.

Несколько лет назад у З. началась глаукома, она слепла очень быстро и сокрушалась, что не сможет теперь читать свою любимую Псалтирь. Духовный отец благословил ее на операцию. Знаю, что батюшка молился за нее. И вот прошло три года после операции, и теперь З. сокрушается, что медленнее меня читает. Когда я ей напоминаю о том, что несколько лет назад она не видела, сколько пальцев я ей показываю у самого ее носа, она успокаивается.

Акафист З. начала читать со всей присущей ей энергией. Каково же было ее удивление, когда приехавшая через месяц дочка спросила: «Мама, ты за меня молишься?» Услышав утвердительный ответ, дочь стала просить: «Мамочка, у меня начались сильные скорби на работе и в семье. Пожалуйста, не молись за меня больше!»

Да, в наше время, после десятилетий воинствующего атеизма, когда почти утеряны были традиции православного воспитания в семье, люди приходят к Богу, в основном, через скорби и болезни.

Такую ситуацию, как у З., я встречаю не в первый раз. Знаю женщину, которая молится за невоцерковленных детей такими словами: «Господи приведи их к Cебе без скорбей, без болезней, без искушений, только по моей молитве».

По этому поводу мой духовный отец сказал, чтонужно всегда добавлять: «Господи, да будет воля Твоя». Господь в силах привести людей к себе и без скорбей. Но если мы просим за них, а их сердца очерствели, то, возможно, Господь даст нам самим понести жертву за них. Могут быть скорби и у того, кто молится.

 

Духовный отец благословил З. читать акафист за дочку, чтобы та пришла к Богу. Каково же было ее удивление, когда приехавшая через месяц дочка, спросила: «Мама, ты за меня молишьсяУслышав утвердительный ответ, дочь стала просить: «Мамочка, у меня начались сильные скорби на работе и в семье. Пожалуйста, не молись за меня больше

 

 

Молитва за других - это дело нешуточное. Святые Отцы говорят: «Когда мы занимаемся чем-то житейским, мы понимаем причинно-следственную связь между явлениями, а когда занимаемся вещами духовными, у нас всякий здравый смысл, всякое рассуждение пропадает. Мы думаем, что когда мы молимся, то тут нет никакой тяжести, поскольку мы как будто ничего тяжелого не поднимаем, не потеем, телесно не напрягаемся, и вроде бы ничего особенного не происходит, будто бы все легко...»

Действительно, мы знаем законы физические, знаем, что если уронить бутерброд, то по закону притяжения он упадет, да еще и маслом вниз. А вот духовные законы мы не знаем. Когда мы молимся за себя или за других, то нам иногда кажется, что это нетрудно.

Но это не так. Когда мы помогаем кому-то нести тяжелый чемодан, мы знаем, что мы добровольно берем на себя часть тяжести. Мы можем устать, у нас могут заболеть руки, спина. А в духовном мире, когда мы молимся за других, мы должны быть готовы тоже принять на себя часть скорбей и искушений того, за кого мы молимся.

С особой осторожностью следует молиться о людях неверующих, умерших не по-христиански.

Святые Отцы говорят, что «вменяется в грех молитва о самоубийцах, неверующих, еретиках. Грех состоит в том, что человек дерзко отвергает законы, которые дал Церкви Дух Святой, и считает себя более милостивым, чем Церковь. Душа усопшего, не способная воспринять благодать, испытывает от такой молитвы еще большие мучения, как изнемогающий от жажды - при виде воды на дне колодца, которую он не может достать». Есть келейная молитва Оптинских старцев за таких людей.

Мне очень нравятся слова Митрополита Антония Сурожского: «Случилась ли беда с нашим другом, или что-то, касающееся непосредственно нас, или более общие события в пространстве и времени, порой мы оборачиваемся к Богу и говорим: «Господи, приди, помоги, помоги!» Очень часто наше заступничество этим и ограничивается... Разве наше заступничество не сводится часто просто к тому, что мы призываем Бога и напоминаем Ему о том, что Он должен был бы сделать?

Заступничество не состоит в том, чтобы напоминать Богу, что Он забыл Свои обязанности. Но когда мы молимся, не слышим ли мы в ответ, как передает Исайя в шестой главе своего пророчества, что Бог восседает на своем престоле и говорит: Кого мне послать? Часто ли нам случалось, любому из нас, услышав, даже как бы издали, из глубин совести, словно шепот, голос Божий, - часто ли нам случалось ответить: «Вот я, Господи, пошли меня! Пошли меня в сердцевину этой ситуации; я войду туда, я встану там, я пойду и останусь там, пока она длится. Не столько, сколько хватит моего терпения, не до того момента, когда эта ситуация покажется мне слишком болезненной, - я останусь там до тех пор, пока обе стороны находятся в ней, в солидарности, от которой я не отрекусь».

Продолжение следует.

Ольга Рожнева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.