Газета "Вестник" №25 - 2011 г.

ШАГ ВЕРЫ

Беседа Андрея Сигутина со священником Анатолием Черновым, бакалавром богословия, заведующим воскресной школы обнинского храма Рождества Христова. 

 

- Вернемся к теме бизнеса... Многие православные предприниматели говорят: у нас такие законы, что невозможно честно платить все налоги - разоришься. Это правда или нет?663962_352

- Мой бизнес начинался тяжело: в 90-е годы подняться было очень непросто, хотя ныне, считаю, это сделать еще сложнее. Не знаю, как сейчас, потому что от предпринимательской деятельности отошел, фактически, четыре года назад, но уже тогда тенденции были понятны. Возникает такое ощущение, что действительно загоняют предпринимателя в угол, где бизнесмен встает перед страшным выбором: брать грех на душу или просто тихо, честно умереть. И не только в законах дело, а в общей морально-нравственной обстановке в стране.

- Считаете, надо как-то законодательство усовершенствовать?

- Не только законодательство... Россия отличается от других государств одной интересной особенностью: строгость Закона компенсируется необязательностью его исполнения. Эта формула была выведена более 200 лет назад. Но тут дело в другом: аморальный настрой общества, когда тот, кто работает честно, считается дураком, а тот,  кто пытается служить Родине, - идиотом. Насаждается культ обогащения любой ценой. Если мы эту тенденцию эгоизма, духа наживы не переломим, то какие бы законы ни принимались, ничего хорошего из этого не получится. Если человек не служит Богу и людям, то за что бы он ни взялся, все будет извращено, искалечено, порушено и, в конце концов, он останется у разбитого корыта.

- Что бы вы могли сказать о духовных основах русского предпринимательства?

- Сегодня духовные основы русского предпринимательства выродились, их нет. Когда читаешь о дореволюционных богобоязненных купцах и предпринимателях и сравниваешь их с современными бизнесменами, то приходишь к страшному выводу: мы находимся перед духовной пропастью. И те, для кого бог - золотой телец, кто пытается эту идеологию тиражировать, ведут нас именно туда, куда идти нельзя. Люди, превращаются в скотов, если теряют духовность, совесть и страх Божий. Как говорил классик, «если Бога нет, то все позволено». И мы свидетели многочисленных случаев, когда, независимо от обилия имущества, неверующий индивид теряет человеческий облик. Это страшно.

- Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?

- Я не знаю, как это делать в современных условиях.

- А из своего опыта, когда вы были предпринимателем...

- Опыт имеет две стороны: начало бизнеса, когда стало получаться и была обстановка подъема, и сегодняшний день... Сейчас в стране идет какое-то бездуховное зарабатывание денег. Не могу сказать, что нет людей с совестью. Будучи старостой прихода и занимаясь закупкой материалов для ремонта здания воскресной школы в Юхнове, куда бы ни обращался, как только говорил, что для воскресной школы, все предприниматели делали скидку от 7 до 10% тут же, без разговоров: на любой шуруп, на любую панель, кирпич. Это оставляет надежду, что народ наш не потерял окончательно совесть и страх Божий.

- Сложно ли в России заниматься бизнесом?

- Я думаю так: по-честному заниматься бизнесом в бесчестной стране невозможно. Не надо тешить себя иллюзиями. Рассказывают, что еще в сталинские времена один старенький батюшка, глуховатый, исповедовал совсем глухую бабушку, которая работала продавцом в магазине и получала нищенскую зарплату. Вот та бабушка и говорит: «Не своруешь, так... семье-то есть нечего». И осталась в народе молва о словах этого батюшки: «Воруй... но знай меру». Поэтому, еще раз повторюсь, в обстановке бесчестия и массового обмана жить белой вороной невозможно.

Говорят, во времена советской власти был такой анекдот. Американцы выкрали чертежи секретной подводной лодки, собирают на своем заводе - выходит паровоз!... Еще раз выкрали - опять паровоз получается. Тогда в недоумении директор ЦРУ направляет нашему верховному командующему телеграмму, в которой признается: два раза выкрали документы, собираем - получается паровоз. Получил в ответ: вы же забыли два вагона изменений... Поэтому теория - одно, а практика - совершенно другое. Как говорят в Одессе, почувствуйте разницу.

- В Православии нужны думающие люди и профессионалы своего дела?

- Думающие люди и профессионалы в любом деле нужны, потому что, как известно, «кадры решают все». Никакими общими лозунгами и маршировками строем не брались вражеские укрепления, не выигрывалась ни одна битва. А духовная битва идет постоянно, но не с людьми, а с духами злобы поднебесной.

- Сейчас много говорят о миссионерстве. Привести в храм хорошо, а дальше-то что будем с людьми делать?

- Мы прекрасно понимаем: камни сами по себе никого лучше, добрее не сделают. Другое дело, что наше богословие в красках, иконы, уже производят какое-то действие в душе человека. При вдумчивом взгляде на них, порой, для него открывается смысл евангельских событий, пробуждается совесть, где-то в недрах души зарождается мысль: «Что я в этом мире должен сделать?». Имея перед глазами примеры святых подвижников Божиих, слушая молитвы и молясь вместе со всеми, мы становимся едины в нашем устремлении к Богу. Ведь особенность нашего богослужения - соборная молитва, когда мы молимся все вместе. Евхаристия - совместная молитва христиан перед Святыми Дарами.

66575_348Приход человека в храм пробуждает в нем страх Божий и осознание того, что за все, совершенное в этом мире, он будет отвечать. И, возможно, это остановит его перед пропастью греха и направит его жизнь в нужное русло, в ней появится новый смысл. Смысл Православия - обожение человека. Это не значит, что он станет Богом. Через работу над собой и борьбу со своими страстями он сможет воспринять те качества, которые были явлены Господом нашим Иисусом Христом в Его земной жизни, и стать богоподобным. А свидетельством веры будут добрые дела, по слову апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Человек сам по себе не может сделать ничего доброго, потому что мы со своими страстями, со своей покалеченной природой часто не способны отличить добро от зла. Не имея духовного компаса, мы не знаем, ни куда идти, ни как идти. Нам без помощи Божией не обойтись.

- А Евангелие надо ежедневно читать?

- Чем больше изучаешь Евангелие, тем становится интереснее, тем больше узнаешь. Каждый раз читаешь Новый Завет и находишь что-то для себя новое. Каждый раз. Слово Божие настолько глубоко - на все времена.

- Знакомый алтарник признался, что он стал понимать церковно-славянский язык только после пяти лет хождения в храм. Многие говорят, что не понимают языка богослужения. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

- Очень важный момент: хождение в церковь. Вот ключевое слово - «хождение» Когда я просто ходил в церковь, тоже были многие моменты непонятны. Но когда я вошел в алтарь, стал участвовать в службе, то этой атмосферой не мог просто надышаться... Службы стали казаться короткими, они стали понятными. Когда сам читаешь по церковнославянски, ты живешь этим. Например, когда шестопсалмие читаешь, там некоторые псалмы как будто про тебя написаны. Вопль Давида к Господу, его разговор с Богом как будто от тебя написан. Ты в этой ситуации находишься, ты вопиешь, ты просишь: «Господи, помилуй!» То есть сам по себе церковнославянский язык для изучения и понимания несложен. Для этого надо почитать на нем самому, услышать его красоту. На слух это одно, а почитать самому - многое откроется: настолько мелодичен и глубок этот язык.

 

Беседовал А. Сигутин

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.