Газета "Вестник" №30 - 2010 г.

За крест честной и свободу золотую

Бог даровал сербам вождя Карегеоргияkaradjordje_petrovic_486

В одном из великих переселений сербского народа, во главе с патриархом Арсением IV Иовановичем Шакебентом, переселились и предки Карагеоргия, вероятнее всего, из херцеговинско-черногорских возвышенностей в Шумадию. Это переселение  возникло вследствие австрийско-турецкой войны 1737-1739, в которой участвовали сербы.

Некоторые семьи перешли через Саву  и обосновались в разных областях, другие же остались в заброшенных землях Белградского Пашалука.

Все источники указывают на то, что Карагеоргий родился в Вышевце (Смедеревской Ясенице) в день Св. Георгия, в 1749 году, от отца Петра и матери Марицы. Имя святителя, по которому был назван, обозначило и всю мученическую жизнь Карагеоргия.

Георгий рос  среди густого леса на берегу реки Рачи, с малых лет привыкал он к жарко палящему солнцу, суровому холодному ветру, снегу и дождю. Отважный, мужественный,  с искренней верой, зная молитву с малых лет, он рос истинным сербским витязем. За свою жизнь он осознал, что серб может и хочет идти на разные уступки, чтобы избежать насилия, то есть платить оброк и налог. Но образ Божий цены не имеет, и рабом человек может только Богу быть, и только такая жизнь называется жизнью, а когда вопрос встаёт о чести и образе, тогда серб безусловно выбирает смерть земную ради вечной жизни. В том духе тогда росло всё поколение сербов, и Бог даровал им день освободительного восстания и великого вождя Карагеоргия.

На Сретение Господне 1804 года  встретились сербские главари,  по воле предков и молитве потомков, чтобы избрать среди равных вождя Карагеоргия.  А он, ведомый промыслом Божьим, обратился  к своему мученическому народу и своим храбрым князьям. Подобно Святому Лазарю, он произнес  свою речь как молитву:

«Так, братья наши, призываю вас встать с оружием в руках против неприятеля, который идёт на нас, чтобы биться. Мы ни на кого нападать не станем, а ото всех, кто на нас идёт, будем обороняться. Лучше в своей Вере и в своём Отечестве умереть, чем Веру свою попрать. Поэтому в Святом Евангелии говорится: если правую Веру имеешь, то спасёшься. Потому лучше в своей Вере умереть, чем перед Богом и народом осуждённым быть. А Бог всемогущий поможет нам!  Я полагаюсь на усердие ваше, которое вы имеете к Православной Вере и  Отечеству, полагаюсь на храбрость вашу, которую показывали до сих пор, и не сомневаюсь, что не пожалеете сил и крови своей ради любви к Вере и Отечеству и потомству нашему. А в Боге Всемогущем наша великая Надежда».

Свобода есть самый большой дар каждому человеку и каждому народу. Со времени принятия Святого Крещения принял сербский народ этот дар, и по сей день сербы жертвенно воюют за свою Свободу - так как для неё сотворён, и она его сотворила. И эта свобода не какая-нибудь, а наибольшая из всех, Христоликая Свобода, в которой есть Крестное Страдание, а с ним и Победа Воскресения. Оттого наша борьба есть борьба за Крест Честной и Свободу Золотую.

В каждом веке и в каждом поколении сербского народа всегда была возможность на опыте познать полноту исторической сути. Оттого и всякое падение подтверждало, что сербы являются христианским народом, оттого народная история всегда содержала в себе самостоятельный внутренний смысл, выходящий за границу времени и проистекающий из самого Царства Небесного.

Так вождь Карагеоргий, следуя примеру святого князя Лазаря, устремляет сербов  к Небесному своду и возносит весь свой народ над внешней историей. Только кровь праведника наполняет смыслом сербское пророчество:

«И тогда явится Тот, который до сих пор был молчалив и бесстрастен. Бог заговорит о нём, братья, из каждой звезды, из целой Вселенной, из нас самих: « Не бойся, Я с тобой! Для меня ты жертвовал и ради меня терпел; знай, что это Я через тебя жертвовал и терпел. Не жди награды от тех, кто хуже тебя, которые не знают, что творят, но от Меня жди награду, так как ты Моё дело выполнял, терпи и веруй, что у Меня окончательная победа!»

И когда услышим этот святой Божественный голос, мы забудем обо всех ударах, которые нам нанесла земная неправда и неблагодарность. Наше сердце успокоится, а наши лица воссияют верой в Бога, как лицо первого христианского мученика Стефана. И тогда мы будем в состоянии, как и он, молиться о неразумных и неблагодарных в этом мире: Господи, прости их, и не вмени им это во грех! Аминь.

 

Генеральские способности вождя ustanak_349

Когда французский генерал Женей 28 апреля 1804 года предпринял попытку примирить сербов с турецкими властями, турки подожгли на Врачаре бедные сербские лачуги. Для вождя Карагеоргия это стало поводом прекратить всякие переговоры и приступить к мобилизации добровольцев. Уже в начале мая 1804 года Карагеоргий в Обреновце (Палеже) приветствовал своё войско  словами:

- Добро пожаловать, братья, сербские соколы!

В мемуарах одного священника записано: «Когда воины впервые увидели своего вождя, они пели от радости. Можно было бы сказать, что не только они пели, но и вся природа, каждый листочек им подпевал».

Все единогласно признали в лице Карагеоргия предводителя восстания. Быстро прибывали добровольцы с оккупированных территорий. Осенью того же года под его командованием уже находилось 33.000 воинов.

Военная тактика сражений коренным образом отличалась от принятой в то время, так называемой, линейной. Главным оружием сербских добровольцев были палки и железные прутья. Не было времени обучать людей военному делу по европейскому принципу профессионального войска. Бои шли без линии фронта, малочисленными группами молниеносной маневренности, что подразумевало самостоятельность бойцов и великую инициативу старшин. Всё это действовало под решительным руководством Карагеоргия с единой целью освобождения Отечества.

Напрасно многие писатели пытаются сравнивать Карагеоргия с Наполеоном. Однажды сам французский император после битвы на Асперне в 1810 году, отвечая на вопрос генерала, кого он считает лучшим воеводой в мире, ответил:

«Легко мне быть великим во главе нашего великого и отлично подготовленного войска, распоряжаясь огромными военными средствами. Но там, далеко на юге, на Балканах, живёт один князь, который произошёл из простой крестьянской семьи и который собрал вокруг себя голоруких пастухов с гор без всякого оружия, в его распоряжении единственная вишнёвая пушка, а ему удалось поколебать Оттоманское царство...  Это Карагеоргий Петрович, кому сегодня и принадлежит наибольшая слава воеводы мирового значения". Что же заставило Наполеона поставить Карагеоргия выше всех ?  Об этом говорит один из биографов вождя Константин Ненадович: «Знал Наполеон, что Карагеоргий с двумя пистолетами за поясом и ружьём в руках, с четырьмя чабанами встал против сильного  султана, который господствовал в трёх частях света: в Европе, Азии и жаркой Африке. Без пушек и денег вёл  10 лет победоносную битву».

Особенностью руководящих способностей Карагеоргия можно признать практическое применение принципов военного искусства, подчинённое личным правилам и стратегии борьбы против преобладающей оккупантской силы.

 

 Что значит сербский национализм?

Национализм сербский есть универсально христианский, никак не узкий и глупый шовинизм. Святосавский сербский национализм можно было бы определить так: устраивать свой дом, а при наличии сверхсил и богатства - помогать каждому народу устраивать его дом. Или: Служить Христу Богу на своей земле и в своём Отечестве, а при возможности служить Христу Богу и по другим землям, близким и далёким, вплоть  до России и Горы Синайской, даже и на краю вселенной. Христианский национализм в универсальности, а универсальность в христианском национализме. Только сербы и русские являются носителями этого идеала из всей православной семьи народов Божиих на земле. Есть ли что-то более спасоносное для мира?

Сербский национализм это:

Рама, в которой находится икона Христова.

Дом, в котором хозяин Христос.

Брак, который благословляется Христом.

Село и город, в котором  начальник Христос.

Держава, в которой Христос царь.

Искусство, в котором Христос  красота.

Школа, в которой Христос учитель.

Церковь, в которой Христос первосвященник.

Борьба, в которой Христос воевода.

Страдание, в котором Христос главный

страдалец.

Мучение, в котором Христос мучается

через невинных детей.

Мрак, в котором Христос единственная свеча.

Рабство, которое выносимо только со Христом.

Восстание против неправды с хоругвями

Христовыми.

Победа с песней: Христос воскресе.

Песня, прославляющая имя Христово.

Веселие, на котором ангелы Христовы

с людьми хороводят.

Сербский национализм подобен ткани истории сербского народа, основой которой является Христос, а уток составляют святые и мученики Христовы. Это молитва до последней слезы и до последней капли пота. Это пост, пока не станут очи в два раза больше. Это жертва за Христа всего имения и самого себя. Это снежная чистота в девичестве и ангельская верность в браке Христа ради.

Это счастье в одиночестве, счастье в браке, счастье среди друзей, счастье в побратимстве, счастье в хижине и на престоле, счастье в обоих мирах во имя Христа Бога.

Вот почему говорится, что тяжело быть сербом. Но это говорится сербскими соседями и предателями, которые в раму национализма ставят ту картину, которую противники Христовы вкладывают им в руки. А наш путь весь лежит под знаком Креста и Свободы. Знак Креста несёт в себе зависимость от Бога, а в знаке свободы лежит независимость от людей. Ещё знак Креста  подразумевает хождение за Христом и борьбу за Христа, а знак свободы несёт в себе освобождение от страстей и всякой душевной гнилости.

Святитель Николай

Сербский (Велимирович)

 Перевод Екатерины Василевич

(в сокращении)

Публикуется впервые

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.