Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 32 - 2016 г.

«Сообщить детям импульс живой веры»

 Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, педагог, писатель, член Союза писателей России, был приглашен на творческую встречу с прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы в д. Тимашово настоятелем этого храма протоиереем Антонием Сомиком. Усердием отца Артемия для поклонения была привезена икона Пресвятой Богородицы «Всецарица», перед которой настоятель храма совершил молебное пение. Отец Артемий совершил помазание людей освященным маслом от чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица». По окончании молебна все прихожане смогли приложиться к привезенной иконе. А дальше состоялось удивительное трехчасовое общение протоиерея Артемия Владимирова с прихожанами на тему «Как жить – не тужить», после которого батюшка счел возможным ответить на несколько вопросов корреспондента Елены Голуб.

Батюшка, как отроку в современном мире приобрести способность жить и не тужить?

– Наши отроки – существа несамостоятельные, всецело зависящие от среды своего обитания и от тех взрослых, кто заботится о детском мире, в котором раскрывается отроческая душа. Как правило, дети копируют взрослых и в первую очередь перенимают от них отрицательные черты. Если родители или учителя позволяют себе раздражаться, гневаться, теряют спокойствие, самообладание, дети мгновенно перенимают подобный недуг. Если рядом с ребенком находится улыбчивый, спокойный, выдержанный, доброжелательный взрослый, который сохраняет теплоту расположения, то ребенок заимствует такие качества, как сдержанность, умение властвовать собой, не выплескивать эмоции, особенно дурные, на окружающих людей.

На мой взгляд, жить – не тужить для отрока означает вовлеченность в курс учения, занятий, правильно организованный досуг. Туга, хандра и печаль начинаются от безделья, незнания, чем же заняться. Когда день школьника распланирован и он переходит от одного занятия к другому, когда исключено влияние улицы с ее соблазнами, то в детях побеждают естественная живость и та радость бытия, которая отличает ребенка от взрослого. Остается лишь благодарить родителей, которые не жалеют ни времени, ни сил, чтобы привить ребёнку прилежание, благие навыки в учении. Тогда его детство становится золотым.

– Что необходимо знать родителям для того, чтобы дать православное образование?

– Православное образование призвано не только научать, но и ограждать. Как священник и педагог убежден, что те родители, которые отдают своего ребенка в воскресные школы, верно поступают. Первейшая задача родителя и педагога – предохранить дитя от курения, мата и разврата, способствовать его нравственному выживанию в современных условиях. Поэтому нельзя не приветствовать тех родителей и детей, которые ориентированы на православные учебные заведения. Разумеется, в своих ограждающих подходах взрослые должны иметь известную педагогическую меру, ведь важно не уклониться в чрезмерную опеку и в неоправданный либерализм.

Безусловно, сейчас трудно учить и еще труднее учиться. Молодежи усиленно навязываются совсем другие идеалы и кумиры: супермены и мафиози. На место христианских добродетелей приходят авантюризм, грубая сила и ловкость рук. Тем не менее, мы должны найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов торгашества и делячества. Вот почему сегодня православные стараются привить своим детям вкус к ценностям родной истории и культуры. В этом смысле хорошие результаты дает углубленное изучение русской словесности, церковнославянского языка, прочих древних языков, родиноведения и расширенных курсов отечественной истории.

Нельзя также забывать, что дитя – это все же суверенное существо, почтенное Богом даром свободы, и, как бы того ни хотели родители, нельзя запрограммировать дитя на путь преподобного Серафима Саровского или преподобного Сергия Радонежского. Здесь легко «перегнуть палку» и добиться противоположного результата. Главное в обретении веры ребенком – вовсе не богословское семинарское образование, но общесемейная атмосфера благоговения перед Святыней, уважительное отношение отца и матери друг к другу, ощущение живой связи с Церковью, особенно – в воскресные и праздничные дни, непрестанная молитва родителей за детей. Дети, погруженные в эту благотворную воспитательную среду, формируются как настоящие личности, они обязательно определятся в своих склонностях, интересах и призвании, и родители не постыдятся, на кого бы их чада ни решили выучиться: на инженера, бухгалтера или врача. Главная задача воспитания – не ограничивать детей на каждом шагу и не запрещать делать все, что не по нраву взрослым, но сообщить детям импульс живой веры, заронить в их сердца огонек смысла, огонек разума, чтобы они пронесли по своей жизни как главное свое достояние свечу веры, возжённую руками педагогов и родителей.

– Иногда случается, что ребенок из воцерковленной семьи в подростковом возрасте резко прекращает посещать храм и участвовать в таинствах исповеди, Причастия. Как вернуть такого отрока к вере, в храм?

– Когда отрок выходит из детства и в нем начинают действовать страстишки, гордыня, начинается своеволие, строптивость, то теряется гармония ума и сердца, уходит безмятежное состояние душ. Родители, воспитатели должны понимать, откуда дует ветер и не смущаться переменой такого состояния.

Безусловно, когда речь идет о многодетной семье, там места для своеволия меньше. Дети вовлечены в труды по дому, старшие заботятся о младших… И переходный возраст проходит незаметно как для родителей, так и для самих подростков.

Современные родители должны быть готовы к таким временным изменениям в характере, а также, не изменяя собственному укладу, собственным привычкам благочестия, должны преимущественно сосредотачивать свое внимание на нравственных аспектах в воспитании, независимо от того, ходит ли дитя в храм. Каждый ребенок с раннего детства обязан знать, что нельзя брать что-либо без спроса, связываться с плохой компанией, должны избегать соблазна курения и т.д. Главная задача родителей, чтобы дети выросли честными, чистыми, целеустремленными, добрыми, и если на данный час они потеряли влечение к молитве, взрослые должны быть готовыми оказать им помощь и защитить их сердце от соблазна. С юных лет необходимо настраивать на то, что они сильные, смелые, крепкие, должны защищать родителей, братьев и сестер, что у них есть определенный набор обязанностей по дому, которые за них никто не сделает.

– Как взрослым ориентировать детей в духовной жизни?

– Родители, прежде всего, должны объяснить ребенку такие исходные понятия, как долг, ответственность, честь, порядочность. Важно развивать в детях прилежание, усидчивость и серьезное отношение к труду. Не нужно думать, будто воспитание духовного в детях никак не связано с их практическими навыками в труде и учебе. Дитя научится служить Господу лишь тогда, когда оно прежде привыкнет служить своим отцу и матери, служить ближним, служить Родине.

– Отец Артемий, что вы рекомендуете прочитать школьникам во время летних каникул?

– Предлагаю прочитать полную версию «Робинзона Крузо», – автор Даниель Дефо. В этой книге отшельник поневоле молится Богу, чтобы его не зажарили дикари. Также замечательная книга «Елена-Робинзон. Приключения девочки на необитаемом острове», автором которой является Отто Эмиль Гранстрём. Когда был подростком, читал роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Здесь говорится о высокой, чистой, честной и благородной любви. Рекомендую роман «Приключение» Джека Лондона, книги, написанные английским писателем Джеральдом Дарреллом.

Беседовала Елена Голуб

Галерея (1)

Другие статьи номера
Православный календарь