В этом разделе Вы можете задать интересующий Вас вопрос одному из священников Свято-Пафнутиева монастыря (при публикации вопроса в графе "Священник" требуется выбрать имя отвечающего священника).
Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (Анна)2 февраля 2015г.
Добрый день, отец Фотий !
Вчера меня бросил мой любимый. Раньше я плакала, жалела себя, а теперь у меня нет ни слёз, ничего. Я очень хочу семью, родить детей, вступить в христианский брак. Но я запуталась и не знаю, мой ли это человек, хоть он меня и бросил. В общем я запуталась в себя, но никогда мне не было так легко, как сейчас. Каждый день молюсь святым Петру и Февронье, Господу, Богородице, Матронушке о помощи в любви. У меня вопрос на самом деле вот какой: как заполнить пустоту, которая появилась в моём сердце? Мой молодой человек был у меня первым, и я согрешила до брака , у нас была интимная близость. Хотя я верующий человек и всегда мечтала один раз и на всю жизнь. Молодого человека зовут Александр. Если Господу будет угодно, помолитесь пожалуйста за нас и наше неразумие. Спасибо !
Ответ (Фотий (Мочалов), иеромонах )
Молитесь и уповайте.
Вопрос (Владимир)4 декабря 2014г.
Здравствуйте! Мне хотелось бы узнать, в службе очень часто мы произносим "Господь". Например, во время чтения канона Св. Андрея Критского повторяется распев после каждого стиха "помилуй мя Боже, помилуй мя" или в службе любому святому, которая в распечатанном pdf файле занимает 34 листа, буквально через каждое слово произносится "Бог" или "божественый". Не является ли это поминовением Бога в суе , преизбытком? Спасибо за ответ!
Ответ (Иосиф (Королев), епископ Можайский)
Произносится имя Божие напрасно (всуе), когда упоминается без должного благоговения, в пустых разговорах, шутках.
Апостол Павел учит нас непрестанно молиться, т.е. призывать Господа. По опыту святых людей известно, что частое произношение имени Божия ослабляет и искореняет в нас страсти. Св. Иоанн Кронштадский пишет, что призывание имени Божия, имени Пресвятой Богородицы и имен святых необходимо для того, чтобы приблизить Бога, Богородицу и святых к сердцу, чтобы ощутить их присутствие, чтобы они откликнулись на молитву: "Часто поминаем мы на ектениях Пречистую Богородицу, всех святых и отдельно Христа Бога, для того, чтобы приблизить эти имена к умам и сердцам верующих, и чтобы показать близость к нам всегдашнюю Господа Бога, Пречистой Богородицы и
святых, как Главы и членов тела".
Вопрос (Ирина)6 мая 2013г.
Христос воскресе!
Отец Роман, к вопросу Романа об окончании супружеского воздержания: прежде всегда встречала, что они дозволяются с Фомина воскресенья, после Светлой седмицы. Эти правила не строгие?
Второй вопрос: подруге, собирающейся крестить дочку, ответила на ее вопрос, что 2-х крестных мам приглашать нельзя (боится обидеть отказом подругу своей мамы). Как смогла, объяснила, почему на мой взгляд это недопустимо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Спасибо за информацию. Да, некоторые священники ссылаясь на то, что венчать можно с Фоминой недели, утверждают, что и Светлая седмица предполагает воздержание. Но венчание это одно, а супружеская близость - другое. И я не стал бы первое непременно связывать со вторым. Можно посмотреть и с другой стороны, может и наоборот - духовная радость соединяется и с радостью телесной. Я думаю, что пасхальное воздержание уже дело сил и способностей. Сможешь - неси, не сможешь - не неси, но "опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор.7:5).
Что можно сказать насчет крестных мам. В принципе это возможно. Просто две женщины поручаются за младенца и по жизни будут ему помогать в духовном возрастании. Ведь крестный вообще может быть один, но мы следуем традиции привлечения двух крестных для одного крестника. Но не нужно этого делать (привлекать двух мам) только из угождения человеку. Восприемничество - это большая ответственность, а не роль, которую можно получить по дружбе (как подтверждение дружбы). Вызываясь (соглашаясь) быть крестной, женщина добровольно вступает в пожизненный подвиг молитвы за своего крестника. Это серьезный труд, а не представление перед камерами друзей!
В любом случае, допустимость или не допустимость этого будет определять священник совершающий таинство.
Вопрос (Марина)4 мая 2013г.
Я маловоцерковленный человек и к 26 годам уже успела наломать дров... теперь окончательно запуталась... помогите советом или наставлением. В 18 лет я вышла замуж и по наставлениям некоторых людей мы обвенчались даже. Начинали мы греховно - с блудного сожительства и так бы еще долго жили если бы я не сказала ему, что либо мы живем как брат с сестрой, либо мы венчаемся. Он долго сопротивлялся, в конце концов согласился. Я мечтала о жизни в православной семье, где все соблюдается и молитва совершается, но моего мужа начало "колбасить" в храмах и он отдалился от этого, я очень боролась и молилась за него сначала и сама не поняла как тоже понемногу отошла от Церкви и молитвы. Я прожила с ним 6 лет и поняла, что я не счастлива, я стала раздражаться на него и перестала исполнять супружеский долг и просила Бога, чтобы муж мне изменил и я нашла причину уйти от него... (ужас конечно), но за что боролась на то и напоролась... Он-то мне как чуть позже выяснилось изменял, но беда в том, что я влюбилась в другого... знала, что будет моей душе плохо и все же ушла от мужа, мы развелись, он через год женился снова и у него дети, теперь уже 4 года как мы в разводе, но я до сих пор люблю человека, из-за которого ушла от мужа. Мы вместе не жили, мы просто общались и дружили, он ухаживал... конечно уже после развода с мужем, но все же я в какой-то момент сдалась и согрешила с этим своим возлюбленным. Потом он уехал в другой город, я его ждала, мечтала об отношениях, через 3,5 года он вернулся и предложил жить вместе, сказал, что не может без меня... Беда только в том, что он не крещеный, однако уважительно относится к моей вере и во время великого поста не претендавал на близость по моей просьбе. И я сказала ему, что меня отлучили от причастия и что надобно нам хотя бы в ЗАГСе расписаться, но для него все должно быть взвешенно и обдуманно и проверенно, я не могу доказать ему, что это неправильно жить до брака... он считает, что мы тоже будем жить как семья и хранить верность друг другу, и что узаконенный государством брак не добавит для него ответственности, тем более, что о церковном пока не может быть и речи... Простите, что так сумбурно все, но вот я думаю теперь: мне вообще-то можно с этим человеком строить семью после того, что я натворила и не получится ли, что я опять давлю на человека и это повторит прошлую ситуацию? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Мужчина, который хочет "просто жить" без регистрации не надежен. Если, как он говорит, он и без того ответственный, так что же ему мешает расписаться? Пусть подтвердит свои слова на деле. А то на словах - мы ответственны, а как дело касается юридических вопросов и заверенных печатями обязанностей, так это уже и не важно, это просто печати и штампы, а наши чувства выше всего этого. Всю эту "философию для легкомысленных женщин" пусть оставит для кого-нибудь другого и следует проверенным путем.
Вы не давите не на кого, а, напротив, поступаете правильно - либо расписываемся, либо остаемся друзьями. Ваша позиция верна и продолжайте ее держаться и впредь. А уж если мужчина начинает юлить и любыми способами добивается близости, то это настораживает. Вообще то, что он неверующий может потом сыграть с вами злую шутку. Сейчас он даже на постное воздержание готов, но при этом, пренебрегая законностью отношений, стремится к блудному сожительству. Что-то не сходится.
Поэтому избегайте греха и мужчин, которые не считают блудные отношения за грех. Слушайте Церковь. Не допускайте падений, но придерживайтесь того, что избрали. А если его это не устраивает, что ж, значит вам не по пути.
Вопрос (^^^)25 апреля 2013г.
Батюшка Роман. Простите, если вопрос будет несколько глупым. А, может быть, и нет. Слышала версию, что одному мужчине какой-то батюшка сказал, что знакомиться (с девушкой) в пост нельзя. Правда ли это? Если речь идет не о каких-то греховных отношениях, а просто о знакомстве и начале невинного общения между М и Ж в пост.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Я думаю, что это личное мнение этого священника. Это просто трудно себе предствить: Простите, вас как зовут? А девушка в ответ молчит и только еще сильнее перебирает четки. Меня Михаил, а вас? Но девушка убегает сломя голову, так как помнит батюшкин завет - не знакомиться в пост:) Право, смешно. Я вполне верю, что оно у него на чем-то основано, но я лично не вижу препятствий для знакомств в период поста. Зачатие и супружеская близость - другое дело, но общение никогда не запрещалось.
Вопрос (Марина)31 марта 2013г.
Здравствуйте, батюшка. На душе уже 2 дня смута. Посоветуйте, как поступить правильно. Некоторое время назад я принимала разово определенный препарат контрацептивного действия после близости с мужчиной, особенно не понимая принцип его действия и думая, что он предотвращает наступление беременности, не давая оплодотворению произойти. 2 дня назад на одном из православных сайтов из ответа священника я узнала, что в Основах соц.концепции РПЦ существует деление контрацепции на абортивные и неабортивные. Начала читать на эту тему - нашла отличие, т.е. абортивные принимаются после близости и не дают оплодотворенной клетке прикрепиться к матке - т.е. срывают наступление беременности и убивают зачатое. Я в шоке - всегда считала себя противницей абортов и даже, когда нам на 1 узи сказали с мужем, что у ребенка врожденная патология, мы отказмлись т.к. аборт - большой грех, хотя несколько врачей нам советовали его.
Теперь почитав на сайтах и разобравшись в действии лекарства, кот. я принимала несколько раз в своей жизни, я поняла, что его прием приравнивается Церковью к аборту, .т.к. никто не сможет сказать, что зачатия не было. Хотя препарат принимается в течении первых 3 дней после близости, т.е. на очень маленьком сроке. Я не оправдываю себя, но в голове полная каша, т.е. я возможно убийца собственных детей, мне никто не мешал ведь сразу разобраться в механизме препарата, но возможно ведь и зачатия не было. Как исповедовать, как молиться о прощении (готовлюсь в ближ. время к исповеди и соборованию, теперь думаю, а допустят ли меня?).
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Замечание ко всем женщинам, девушкам и девочкам: Ох уж эта жуткая женская логика! Этот вопрос можно было написать двумя предложениями! Люди добрые (женского пола), если вы не можете излагать свои мысли кратко, то, пожалуйста, делайте это хотя бы без ошибок! Ваше море ошибок невероятно трудно исправлять! И низкий поклон тем, кто следит за этим.
Теперь ответ: Очень плохо, что мы до всего доходим задним числом. Официальный церковный документ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви появился на свет еще в 2000 году. За это время ознакомиться с ним была уйма времени. К сожалению, наше православие часто ограничивается лишь свечками да записками, а потому в ход вступает наш "задний ум", которым русский человек силен. Да только печально, что кто-то должен из-за этого страдать (или умирать, как, например, абортированные дети). То есть, я к тому, что вы, надеюсь, вынесли из этого урок на всю жизнь и во всех остальных вопросах?
Отвечу кратко, так как все время потратил на исправление ошибок в вашем вопросе. Вам нужно покаяться в возможном убийстве или, как минимум, в отсутствии рассудительности при выборе контрацептивов.
P.S. Насторожило слово "мужчина", с которым вы вступили в близость. Очень надеюсь, что речь шла о муже.
Вопрос (Фотиния)29 марта 2013г.
Батюшка, готовлюсь к исповеди. Если вне брака с мужчиной была близость, но ничего "инвазивного", это все равно грешно? Как правильно назвать этот грех? Это все равно блуд?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Конечно это блуд. Господь сказал, что даже если кто посмотрит на другого с нечистыми мыслями, то уже прелюбодействовал с ним в сердце.
Вопрос (Татьяна)12 февраля 2013г.
Здравствуйте, отец Роман! Разве может супружеская жизнь быть без страстности, ведь это намного больше и другие отношения чем, например, работать в коллективе где приходиться смиряться, терпеть? Любовь и уважение несомненно важные вещи, но ведь между женщиной и мужчиной должно быть и иное, на чем строятся супружеские отношения, как Вы считаете?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Во-первых, кто сказал, что ее быть не должно? Было сказано, что, цитирую - "это не главное при заключении брака".
А во-вторых, супружеские отношения (на мой взгляд) строятся на любви и доверии, а не страстности, которая сейчас есть, а после полового акта остыла. Страсть при супружеской близости - это одно, и близость не может быть без страсти. Это очевидно. Но ставить страсть во главу угла именно при создании семьи, руководствоваться этим мимолетным явлением в этом архиважном вопросе, где допустимы только постоянные величины - простите, но вы жестоко ошибаетесь.
"Страстная любовь со временем утихает. Уменьшается сексуальное взаимное влечение (сексуальная взаимная привлекательность) супругов. Вместе с этим, поскольку в страстной любви удовлетворение сексуальной страстью является основой, происходит охлаждение отношений между супругами и в других сферах семейной жизни. Далее, как неизбежное следствие, начинается поиск других партнеров для возобновления, хотя бы временных, но страстных былых отношений и т.д. Таким образом, брак, основанный на страстной любви, как правило, обречен на самоуничтожение. Такой брак просто не логичен, порочен и является временным" (П.В.Добросельский. Супружеские отношения и грань греха. С.102).
Вопрос (Анна)7 января 2013г.
Батюшка, простите за мое обращение к вам с этим вопросом. Я вижу как много вы здесь отвечаете, но я не знаю к кому мне еще обратиться. Одна женщина в церкви направила меня к отцу Власию, однако я понимаю, что к нему приезжают люди с более тяжелыми недугами и я не хочу его отвлекать. Очень кратко постараюсь описать, что мне не дает жить спокойно. Мне 30 лет, встречаюсь с молодым человеком 8 лет, 3-4 года назад моя карьера пошла в гору, у него все наоборот, - умер его отец. Почти 3 года он практически ничего не зарабатывает, никак не получается встать обратно на ноги, как будто не дает ему что-то. Его друзья посоветовали обратиться к женщине, которая якобы снимает порчу и т.д., помогает с материальными вопросами. Мы к ней приехали, ему она сказала, что на нем сильная порча и безденежье, она начала его лечение - читает молитвы, но за помощью по поводу денег она обращается не к Богу. Мне она сказала, что во мне темная сила и она не дает мне возможности нормально жить, я забираю энергию людей и т.д., я злая и это во мне эта сила говорит. Батюшка, мой прадед канонизирован, есть его икона в церкви 40 Севастийских мучеников (Иоанн Хренов), я всегда считала, что он ратует за меня на небе и когда у меня была авария и я чуть не умерла, то он помог мне. А эта женщина говорит, что это нечисть меня спасла, т.к. живет во мне. Она предложила мне тоже к ней ходить, это стоит немалых денег, у нас есть друзья, которым она помогла, люди выкарабкались из долговых ям и т.д. Если бы не было примеров, я бы плюнула и ушла, но меня действительно сильно беспокоит то, что сказала эта женщина. Я часто гневаюсь, бываю раздражительной, действительно не всем людям со мной комфортно, говорят, что у меня сильная энергетика, вдруг она права? Я ходила в церковь на службу, но мысли о ее словах все равно меня разрушают. Извините еще раз, я пойму если вы не ответите, просто подскажите, куда мне обратиться. Спасибо!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Во-первых, что это за - "встречаюсь"? Если имелось в виду - 8 лет блужу с ним, то срочно прекратить грех и покаяться! Либо вы с ним расписываетесь, либо перестаете иметь близость, которая позволительна только супругам.
Во-вторых, срочно покаяться в обращении к колдунье (и вам, и вашему другу)! Никаких "лечений" ни в коем случае не начинать. Если уже начали, резко прекратить и покаяться на исповеди! Служители тьмы дают только смертельные советы, от которых потом волком выть будете. У вас родственник святой, а вы чем занимаетесь? Лучше б своему прадеду молились, чем по колдунам шляться!
Если желаете исправиться, преодолеть свои страсти (раздражительность и т.п.), то надо над собой работать, молиться, посты соблюдать, в таинствах участвовать. Для начала пройдите полную исповедь (с 7 лет). И читайте духовную литературу. Вы ведь ничего не знаете ни про веру, в которой, надеюсь, крещены, ни про грех и его последствия. Забудьте про тех, кто там из ям выкарабкался. Сегодня они с дьявольской помощью получили какой-то материальный достаток, а завтра потеряют все до нитки. А после смерти и душу свою навеки потеряют. Так как дьявол никогда не работает даром. К сожалению, люди понимают это слишком поздно.
Говорю еще раз - никогда не обращаться к дьяволу за помощью, как бы тяжело не было! Только к Богу. Постигайте Его волю и Промысел и учитесь молиться Ему. Это очень важно. От молитвы (с верой возносимой) зависит все! Все, что с верой ни попросите у Бога - получите, сказал Господь.
Вопрос (Юлия)2 ноября 2012г.
Благодарю, Батюшка, за ответ! На Ваши слова "Торопиться выходить замуж не нужно. Имея печальный опыт первого брака...", есть очень наболевшая тема нашего времени. Сейчас многие не то, что замуж звать, напротив, сами не хотят никаких обязательств, а хотят жить просто так. А мне жить в блуде страшно. Поэтому возникает вопрос, как быть - то есть не торопиться выходить замуж, пытаться потянуть подольше дружбу, чистые невинные отношения, не потеряв при этом "друга". Простите.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Нужно узнать человека получше, его интересы, взгляды, страсти, степень ответственности, отношения с родителями и т.д. Если он наркоман, то нужно хорошо подумать перед тем, как расписаться. Не то, чтобы совсем подольше, но довольно, чтобы узнать избранника. Некоторые священники советуют быть друзьями не меньше года. Говорят, что этого времени достаточно. Естественно, это "узнавание" не должно распространяться на половую близость (повсеместное явление). Полноценными супружеские отношения становятся только после регистрации.