Газета "Вестник" №52 - 2013

Пост — это время увидеть себя настоящего

   

На некоторые вопросы о духовной природе поста  отвечает священник Максим Первозванский,

главный редактор журнала «Наследник», отец 8 детей..


 

 

- Святитель Тихон Задонский сказал, что телесный пост без духовного - ничто, многие постятся телом, но не постятся душой. В связи с данной цитатой возникает вопрос: разве мы не должны поститься душой все время, а в посты соблюдать именно воздержание в пище?

- Для того чтобы ответить на данный вопрос нам надо определить, что такое пост. Говоря о воздержании в пост, следует иметь в виду, что это воздержание не от того - что плохо, а от того - что неплохо. Такого рода воздержание имеет место не только в пост. Например, если у нас траур, мы воздерживаемся от развлечений, то есть воздерживаемся от вещей вполне приемлемых в другое время. От того, что само по себе плохо, мы действительно должны воздерживаться все время. Но нет ничего плохого, например, в том, что я пью молоко, или читаю книги, или слушаю музыку. Мне это нравится, я не причиняю никому этим вреда, даже самому себе. Но в этих действиях, хотя и безвредных, есть нечто общее, а именно: я делаю то, что мне нравится. Да, существуют недопустимые действия: вредные, греховные, опасные, но их я не совершаю, я просто делаю то, что мне нравится. В пост же я сознательно воздерживаюсь от того, что мне нравится.

Исходя из этого принципа, некоторые священники говорят, что дети должны в пост воздерживаться от сладкого (вместо продуктов, предписанных церковным уставом). Это рекомендуется по двум причинам. Во­первых, чтобы не   испортить растущий организм достаточно серьезным воздержанием. Во­вторых, поскольку все дети любят сладкое, с целью ограничить их именно в том, что им нравится. Я сейчас не буду говорить, надо это делать или нет, правильно это или неправильно. Я хочу показать принцип поста - воздержание от того, что нам нравится, к чему мы очень привязаны, к чему мы привыкли, но то, что само по себе неплохо.

- Почему во время поста постоянно возникают вспышки раздражения, злобы и прочий негатив?

- Если говорить языком чисто психологическим, то современный человек постоянно живет в стрессовом состоянии, а снимает он этот стресс, делая то, что ему нравится, то, что его расслабляет. Когда же он лишает себя этого, то стресс обостряется, и человек начинает срываться, гневаться, осуждать и т.д. Таким образом, пост позволяет увидеть свои собственные страсти, которые начинают лезть наружу. В этом, в частности, один из смыслов поста - увидеть себя истинного. Мы очень часто живем, не видя самих себя. Даже если мы весьма склонны к каким­то страстям, например раздражительности, то мы к ним уже привыкли и не замечаем. Пост же их обостряет и дает нам возможность увидеть свои страсти.

Следует заметить, что для некоторых верующих пост является просто актом послушания Церкви, потому что в силу привычки он ничего у них уже не обостряет. Многие и в обычное время ведут достаточно воздержанный образ жизни, да и пост составляет 200 дней в году. Но хотя для некоторых пост ничего не обостряет, все же большинству людей пост позволяет видеть себя со стороны. Ты видишь, в какое состояние ты приходишь и не можешь с собой справиться. Это лишний повод понять, что ты раздражительный человек, и начать с этим бороться.

Но это не повод не поститься. Надо знать об этой закономерности, быть к ней готовым. Также следует усугубить молитвенное делание. Если вы не читаете утреннее и вечернее правило постоянно, надо начать читать. Может быть, стоит совершать поклоны, может быть, стоит в храм ходить почаще. В пост мы занимаемся попыткой очистить свою душу, а для этого душу надо заполнять. Не сказано «уклонися от зла», но «уклонися от зла и сотвори благо». Это означает, что если мы не будем свою душу заполнять благом, то она будет заполнена злом. В этом смысле полезно было бы духовное чтение, которое тоже является элементом поста. Если вы читаете, например, хорошую историческую литературу, то может быть имеет смысл заменить ее в пост на духовное чтение с тем, что бы ваши помыслы и чувства обращались к вещам возвышенным.

- Как найти разумную середину, свою меру воздержания?

- Во­первых, опытным путем, во­вторых, советом опытного наставника, священника, если таковой имеется. Но во втором случае важно понимать, что, не живя в монастыре под постоянным присмотром духовного наставника, а появляясь в храме периодически и подробно беседуя со священником раз в месяц, а кратко исповедуясь раз в одну - две недели, у вас нет такой возможности, чтобы священник реально видел, наблюдал и вел вас. Поэтому свою голову отключать не надо. В большинстве случаев священник просто транслирует некие правила. Не всегда у него есть возможность подойти индивидуально. Бывают ситуации, когда человек живет по послушанию. Но в большинстве случаев это не так. Поэтому не стоит даже «играть» в это и думать, что мы живем по послушанию, когда на самом деле мы живем по совету. Конечно, духовник должен быть в курсе того, как вы поститесь, чего вы себя лишаете. И, безусловно, к совету батюшки стоит прислушиваться, у него есть опыт, он вам что­то подскажет, предостережет.

Известно, что фарисеи очень тщательно придерживались закона, в том числе в отношении поста, но это им не помешало отвергнуть Бога. Что Вы думаете по этому поводу?

Важно понимать следующее: когда человек начинает совершать какое­либо доброе дело, нести подвиг телесный или духовный, появляется серьезное искушение - считать себя выше других. Например, если ты начинающий православный человек, то ты себя считаешь гораздо хуже всех остальных православных, но уж в сравнении с теми кто вне, ты считаешь себя выше. Этого надо стараться избегать. Не надо считать, что пост является вашей заслугой, это лишь способ помочь самому себе. Это не заслуга, не подвиг в том смысле, что вы совершили что­то великое и теперь стали лучше, чище и выше других. Мы не должны высокомерно или осуждающе относиться к другим.

- Но ведь пост объективно делает нас чище и выше. А раз делает, то разве не в порядке вещей было бы чуть­чуть этим погордиться? Разве это не нормально?

- Нет, это не нормально. Это как раз тот негатив, которого хотелось бы избежать, но получается очень сложно. Почему фарисеи стали именем нарицательным в истории, хотя это были конкретные люди, и не надо думать, что самые плохие? Фарисеи были потенциально лучшей частью израильского общества, это люди, которые старались исполнить закон. Сейчас в России 80% населения называют себя православными, но реально пытаются жить по заповедям, посещают храм Божий и исполняют церковные правила очень немногие. Это как раз те самые современные фарисеи, в хорошем пока что смысле этого слова. Другое дело, что исполнение правил, стремление жить по правде, так как правильно, очень часто приводит к превозношению своей собственной праведностью. Человек замыкается на мысли, что раз я это совершил, значит, я теперь хороший, я теперь чего­то достоин.

- Что же с этим делать?

- Дело в том, что с Богом вообще нельзя играть в игру: Ты мне - я Тебе. То есть рассчитывать на то, что если я что­то сделал, значит, я стал чего­то достоин. Это в принципе не работает. Кто из нас чище и лучше - это очень спорный вопрос. Не случайно говорится в Священном Писании, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное. Что они реально лучше нас, верующих? Нет, просто в них искренней и чище стремление быть лучше, стремление быть с Богом, стремление ко Христу. В этом опасность законничества: душа, наполненная чем­то псевдодуховным, оказывается закрыта к восприятию собственно Бога.

Относительно того, что с этим делать. Во­первых, надо понимать, что все мы очень разные и Господь призвал не праведников, а грешников к покаянию. Апостол Павел говорит - не много среди вас умных, не много среди вас разумных, не много среди вас знатных, высокородных. То есть, на самом деле, мы, люди, пришедшие в Церковь, только призваны стать солью земли и светом мира. И нам постоянно приходится слушать по этому поводу   заслуженные упреки: «Вы такие православные,ё ходите в храм, но посмотрите, какие вы. Да вы просто плохие люди даже по общечеловеческим критериям: злые, завистливые, неправедно осуждаете, что­то от других постоянно требуете». Сколько раз мне приходилось слышать от мужей прихожанок ответ на вопрос: «Почему ты в храм не ходишь?» - «А туда моя жена ходит. И каждый раз она возвращается такая злая, так на меня набрасывается. Что же я там буду делать? Я не хочу таким становиться, я лучше буду в Бога верить потихонечку, у себя дома». То есть исполнение правил церковной жизни не означает, что мы уже стали лучше. Опять­таки,  это не значит, что мы не должны соблюдать установления и перестать ходить в храм. Это тоже будет неправильно.

Пост надо рассматривать как борьбу, а не как период, за который ты становишься лучше. В современных школах и современных семьях, даже православных, реально не учат искусству вот этой самой невидимой брани, невидимой войны. А мы, начиная соблюдать пост, вступаем в войну, борьбу с древним врагом рода человеческого, опытным, искусным, могущественным. При этом не прилагаем усилий, чтобы изучить правила в этой борьбе или  просто пренебрегаем серьезностью положения, прямо как в   анекдоте. Василий Иванович попал в Японию и имел там встречу с каратистом. Возвращается, его спрашивают: «Ну и как?» А Василий Иванович отвечает: «Да как - дурак он. С голой пяткой против шашки полез». Так и мы - с голой пяткой лезем против шашки. Мы не понимаем, как действует против нас враг. И в этой войне мы идем под барабанный бой с гордо реющими знаменами,   думая, что сейчас мы это пулеметное гнездо легко завоюем, а реально этого не происходит. И очень много пострадавших.

- Не посоветуете что­нибудь почитать на эту тему?

- Пожалуйста. «Невидимую брань» Никодима Святогорца, «Что есть духовная жизнь и как на ее настроиться» Феофана Затворника «О духовной жизни» Нила Сорского. Надо элементарно знать, как устроена душа, какие законы в ней есть, что такое помыслы, которые мы принимаем, как к ним относиться. Надо понимать, как это все работает, а мы не понимаем и ловимся на простейших минных полях, которые расставлены, еще далеко не доходя до позиций. Мы отказались от мяса или кладем тридцать поклонов в день, читаем правило и Покаянный Канон и думаем, что спасены. Но это же глупо и наивно. Работа над душой - сложнейший процесс. Попробуйте реально отказаться хоть от одной своей привычки, попробуйте изменить свою душу хотя бы на пять сантиметров. Да ничего не выходит. А мы мним себя, что мы во святых. И это одна из главнейших проблем, которая существует в массовом масштабе, и я не знаю пока, как к ней приступать.

Страсти наши никуда не исчезают, они только укрепляются, находят для себя новые формы, трансформируются, мимикрируют, дрейфуют из одной формы в другую. Изменить себя очень сложно, стать реально лучше - это сложнейший процесс, который очень немногим оказывается по плечу.   Но это не значит, что мы погибаем. Стал ли разбойник на кресте более совершенным? Приблизился ли он к святости? Почему его Бог спас? Потому что он признал свое несовершенство. Несовершенство реальное, объективное.

- Так каких же установлений придерживаться среднестатистическому верующему мирянину не так давно воцерковленному?

- По неписанному правилу растительное масло едят всегда, а рыбу едят до второго января. Со второго января начинается безрыбный пост. Получается так, что в Новый год рыбу есть еще можно.

- Есть ли еще что­то важное, что надо понимать относительно поста?

- Есть несколько смыслов, ради чего мы соблюдаем пост. Мы говорили о том, что воздержание поста обостряет наши чувства, но, с другой стороны, оно и обостряет нашу способность к восприятию вещей духовных. Сытое брюхо к учению глухо, и к молитве оно глухо тем более. Поэтому, чтобы мы могли почувствовать Бога и вести осмысленную духовную жизнь, нам необходимо быть сколько­то сдержанными.

www.otechestvo.org

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.