Газета "Вестник" №48

Историчность Иисуса Христа

Откуда мы знаем о Христе? Из книг Нового Завета. Авторы новозаветных текстов утверждают, что они были очевидцами жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа.

 

«Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2 Пет. 11:16).

 

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - возвещаем вам» (1 Ин. 1:1).

 

«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, - то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:1­4). Евангелист Лука стал учеником Христа не с самого начала. Некоторые эпизоды он описывал со слов других участников событий (12­ти апостолов, Богородицы), некоторые -  от себя.

Да и сам простой тон Евангелий говорит об убежденности авторов в своих словах.


 

 

 

Подлинность Библии

Для христианина вопрос подлинности Библии - это вопрос доверия Богу: конечно, Бог может сохранить Свое слово точным на протяжении веков. Но скептически настроенный человек хочет разобраться: может быть, новозаветные тексты были составлены не I веке, а написаны или дописаны позже?

 

Происхождение текстов Нового Завета

Книги Нового Завета написаны в таком порядке (Р. Х. - 4 г. до н.э.):

Евангелие от Матфея -ок. 38 г. по Р.Х.;

Евангелие от Марка -ок. 40 г. по Р.Х.;

Евангелие от Луки -ок. 45 г. по Р.Х.;

Деяния Апостолов, Послания ап. Иакова, Иуды, Петра, Павла -ок. 58 ... 70 г. по Р.Х.

Послания ап. Иоанна, а также Апокалипсис - до 90­х г. по Р.Х.;

Евангелие от Иоанна - 100 г. по Р.Х.

 Эти книги были обращены к поместным  церковным общинам или отдельным людям: Евангелие от Матфея - к еврейской христианской общине, Евангелие от Марка - к римской, Евангелие от Луки и Деяния Апостолов - написаны ап. Лукой к некоему Феофилу, Послания ап. Иакова и ап. Петра - к евреям­христианам, находящимся в рассеянии, Послания ап. Павла - к общинам г. Рима, Коринфа, городов Галатии, г. Ефес, г. Филиппы, г. Колоссы, г. Фессалоники, к ап. Тимофею, к ап. Титу, к евреям­христианам г. Иерусалима и других городов Палестины. Цель новозаветных книг - точная передача вероучения (Лк. 1:1­4).

Оригиналы новозаветных текстов изначально хранились в церковных общинах. По свидетельству Тертуллиана (217 г.), подлинники посланий ап. Павла Римлянам, Фессалоникийцам, Филиппийцам, Коринфянам хранились в этих городах. По свщмч. Петру Александрийскому (311 г.), в его время подлинник Евангелия от Иоанна хранился в Ефесе. Бл. Иероним Стридонский (IV в.) писал, что еврейский текст Евангелия от Матфея хранился в Кессарийской библиотеке. В 476 г. на Кипре при открытии мощей ап. Варнавы нашли переписанное им Евангелие от Матфея, оно хранилось в Костантинополе до 1204 г.

В христианской общине каждого города были рукописные копии Евангелий, Деяний и Посланий Апостолов для чтения в церкви. Во время гонений начала IV в. в Римской Империи был издан эдикт о сожжении христианских книг, но некоторые ранние копии сохранились. Сохранилось много рукописей, начиная с III века. Самые ранние полные тексты Нового Завета - это Синайская рукопись  335 г. и Ватиканский кодекс 340 г.

Новозаветные тексты цитируются у христианских авторов. В цитированиях Отцов Церкви III в. можно найти весь Новый Завет, за исключением 13 стихов.

 В общем итоге есть ~ 24000 ранних рукописей Нового Завета, расхождения в них составляют ~ 0,5%, и нигде по вопросам вероучения. Самые ранние рукописи датируются на несколько десятков лет позже времени написания. Для сравнения, следующий по сохранности древний текст, «Илиада» Гомера, есть в 643 рукописях, расхождения ~ около 5% текста, самые ранние списки датируются на 500 лет позже написания.

Получается, что новозаветные тексты, как они сейчас есть в греческом оригинале, написаны в I в. И они не были доработаны позже. Во­первых, сама христианская религия подразумевает благоговейное отношение к Священному Писанию. Во­вторых, даже если кто­то захотел бы «подкорректировать» Новый Завет, то внести правки во все тексты по всем церквам, плюс в сочинения, где они цитируются, да еще изгладить их из памяти христиан было бы не реально.

 

Другие подтверждения
датировки I веком

Анализ текстов Евангелий (Мф, Мк, Лк) и Посланий ап. Павла указывает на то, что они написаны ранее 70 г. I века, когда был разрушен Иерусалимский Храм. Например, в Послании к евреям ап. Павел убеждает отказаться от храмовых жертвоприношений, в других посланиях выступает против соблюдения христианами Моисеевых обрядов, а эти обряды предполагают богослужение в Храме. В Евангелиях (Мф:24, Мк:13, Лк:21) есть пророчество Христа о разрушении Храма, но не добавлено, что оно сбылось (хотя ветхозаветные пророчества, сбывшиеся на Христе, евангелисты часто упоминали).

В Новом Завете много исторических подробностей. Если бы тексты писались позже I в., этих подробностей в тексте либо не было бы, либо в них были бы ошибки. Например, наместничество в Иудее Пилата в начале I века, подтверждается римскими историками, а также археологически: найден камень с надписью, посвященной императору Тиберию и подписанной Понтием Пилатом. Найдено захоронение Каиафы (Мф.26:3), первосвященника, осудившего Христа; тротуар Ераста, управляющего общественными зданиями Коринфа (Рим. 16:23); погребение Иехоханана, распятого иудея, подтверждающего реальность казни через распятие с прибиванием гвоздями; надписи о чиновнике Сергие Павле с Кипра (Деян.13:7); надписи на арке I в. в Фессалониках, где начальники города называются политархами (ранее это слово употреблялось только в Деян. 17:6); алтари «Неведомому Богу» (Деян. 17:23); надписи в Ефесе, где начальник города, отвечавший за порядок, называется грамматевс (Деян. 19:35 на греч.); и др.

У Юлия Африкана (221 г.) есть полемика с историками о происхождении «тьмы по всей земле» во время распятия Христа (Мф.27:45). «Таллос в своей «Истории» приписывает тьму солнечному затмению - как я считаю, без веских на то оснований» - как дальше объясняет автор, потому что затмение не может случиться в полнолуние,  «Флегон пишет, что во времена Тиберия было полное затмение солнца при полной луне, и длилось оно с шестого до девятого часа». По крайней мере, об этом затмении было известно и вне Иудеи.

 Упоминаемые в Новом Завете лица (Ирод Великий, другие цари, Иоанн Креститель и др.) и исторические детали подтверждаются римскими и другими нехристианскими историками и писателями I века, например, Иосифом Флавием, Тацитом, Филоном Александрийским.

 

Историчность
Иисуса Христа

Пусть новозаветные тексты действительно написаны апостолами в I веке. Но как мы можем убедиться, что апостолы не выдумали Иисуса?

Кроме апостолов, о Нем должны были знать жители Иудеи, «ибо это не в углу происходило» (Деян. 2:32), а также причастные к Его аресту и казни Пилат и римские солдаты. Жители Иудеи, принявшие Христа как Мессию, устно проповедовали о нем (об этом говорит резкий рост христианства в Римской империи в I в.).

Иудеи, не принявшие Христа как Мессию, говорили о Нем мало, и еще меньше - хорошего, но сами упоминания есть и отразились в Талмуде.

Из римских солдат предание сохранило рассказ о Лонгине­сотнике, уверовавшем во Христа. Об остальных сведений не сохранилось, но если они не верили в Христа как Бога, то было бы странно, если бы они начали широко говорить о Нем.

Еще о Нем могли знать историки тех лет, собиравшие сведения о событиях в Римской империи. Действительно, о Христе упоминается даже у нехристианских авторов.

 

Упоминания о Христе
у нехристианских авторов

Иосиф Флавий (37­100 гг.), римский историк еврейского происхождения, иудей. Есть два отрывка, где он упоминает о Христе. Первый: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так названные христиане, именующие себя таким образом по Его имени» («Иудейские древности»).

 Правильность этого перевода оспаривается, потому что есть другой, мусульманский перевод, в котором не называют Иисуса Христом (т.е. Мессией, Который был обещан в Ветхом Завете): «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным и был он известен своей добродетельностью, и многие люди среди евреев стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть, но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым. Таким образом он был, может быть, Мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».

Еще есть цитата из книги Оригена (185­254 гг.) «Против Цельса»: «Флавий не считает Иисуса Христом». Это по крайней мере значит, что Флавий упоминал в «Иудейских древностях» об Иисусе.

Второй отрывок - про смерть Иакова Праведного, сводного брата Иисуса (Деян. 15:13): «Аннан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент (для удовлетворения своей суровости). Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями» (Аннан - правитель после Феста, Деян.24:27).

Тацит (56­117 гг.), римский историк, писал про пожар в Риме, приписываемый Нерону: «Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. ...Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками; распинали на крестах; обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады» («Анналы»).

Светоний (жил между 75 и 160 гг.), римский историк, писал в «Жизнеописании 12­ти цезарей» про Клавдия: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима», и про Нерона: «Наказаны были христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия» (Христа он написал через «е», но на латинском это греческое слово возможно написать и так).

Переписка Плиния Младшего (ок. 61-113 гг.), правителя Вифинии в Малой Азии, и императора Траяна (правл. 98-117 гг.): «Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. ...Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. ...Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того, похулилили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков. ...Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отреклись. ...Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. ...Дело, по­моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям». В ответ Траян одобрил гонения.

Лукиан (ок. 120-180 гг.), греческий сатирик, высмеивающий христиан: «До сего времени они чтут того великого мужа, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь этот новый культ. ...Эти безумцы убеждены, что они бессмертны, что будут жить вечно, поэтому они презирают смерть и идут на нее добровольно. Их первый законодатель им внушил, что они друг для друга братья с тех пор, как они отреклись от эллинских богов. Они обожают своего распятого мудреца и живут по его закону. Они с презрением смотрят на земные блага и считают их общим достоянием» («О смерти Перегрина»).

Еще Иисус Христос упоминается в письме сирийца Мары Бар­Серапиона, где он говорит о том, что немилость Бога падает на тех, кто преследует мудрых людей: «А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей [Сократа, Пифагора и Христа]».

 Также Он упоминается в нескольких местах в иудейских Талмудах (иудеи­талмудисты не считали Его  Мессией, но не отрицали ни существования, ни чудес, приписывая их колдовству): «Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из Назарета). В течение сорока дней перед этим ходил перед ним вестник, возвещавший, что его, Иешу из Назарета, намерены побить камнями за то, что он занимался колдовством, обманывал и сводил Израиль с пути истинного». «И вы полагаете, что у Иешу из Назарета было право оспаривать свой приговор? Он был обманщик» и т.п..

Косвенно подтверждают историчность Христа цитирования нехристианских авторов у христианских писателей (в полемике с ними). Также христианские авторы ссылаются на известные в их время источники. Например, Иустин Философ (150 г.), обращаясь к императору Антонину Пию в «Апологии христианства», отсылал его к докладу Пилата, который, как считал Иустин, должен был сохраниться в императорских архивах.

 

Другие подтверждения
историчности Иисуса Христа

Косвенные подтверждения - реликвии, относящиеся к Иисусу и хранящиеся сейчас в православных и католических церквах (Соборе Парижской Богоматери и др.): Терновый венец, гвозди, частицы Креста, часть надписи с Креста («Иисус Назорей- Царь Иудейский»), Хитон, Сударь (погребальная пелена на голову), Плащаница. Исторически путь этих предметов прослеживается с IV в. Также почитаются места, связанные с распятием и погребением Христовым: Голгофа, Гроб Господень. Доказать отношение к Иисусу можно, наверное, только для Туринской Плащаницы: следы на ней совпадают в деталях с евангельским рассказом (но о ней и Храме Гроба Господня нужно говорить отдельно).

Кроме того, существование Иисуса не оспаривалось в I в. Ведь как сразу после начала апостольской проповеди, так и тем более после разрушения Иерусалима в 70 г. в разных городах Римской империи было много жителей Иерусалима. На праздник Пасхи в Иерусалим обычно съезжалось до 1,5 млн. иудеев - и все они могли бы свидетельствовать против апостолов, что Этого Человека не существовало, но такого не было.

То, что в I в. был Иисус, называемый Христом (Мессией), вел добродетельную жизнь, проповедовал учение, был распят на кресте Понтием Пилатом при императоре Тиберии и что после Его смерти ученики считали Его живым и распространяли Его учение - имеет подтверждения по крайней мере не меньшие, чем существование других исторических личностей. В чем расходятся верующие и неверующие - так это в вопросе Его божественности.

http://stratilate.livejournal.com/386354.html

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.