Газета "Вестник" №44 - 2013

Сирия — страна чудес

Дамаск

 

Как только ваша нога с трапа самолета ступает на сирийскую землю, вы попадаете в сказки «1000 и одной ночи». Над вами - прозрачный купол сверхсовременного  дамасского аэропорта. Блестят стекло, мрамор и металл. Многокрасочный мозаичный мраморный пол имитирует восточный ковер. А вокруг такое количество ярких,  необыкновенно красивых цветов с самыми экзотическими запахами! (В 1998 году я впервые, в составе группы московских журналистов, телевизионщиков и известинцев, прилетела в Сирию. Затем я бывала здесь  неоднократно, последний раз в 2004 году,  все было задолго до жуткой войны, которая сейчас губит эту прекрасную страну).  

Идем к выходу. За прозрачными стенами - южная ночь с низкими, невероятно крупными звездами.  И вполне естественно наше волнение:  кто нас встретит, хорошо ли гид говорит по-русски, сколько нам ехать до Дамаска. Ждем. Оглядываемся в поисках. Но вместо гида к нам подходит группа мужчин-сирийцев. Человек шесть. И... на чистейшем русском языке приветствуют нас. Говорят, что сразу узнали, что именно мы - те  русские журналисты, которых они встречают. Представляются по именам и рассказывают, что они все, правда, в разное время закончили  факультет журналистики МГУ в Москве. Естественно, тут же среди нашей группы находятся однокашники,  тоже выпускники МГУ, начинают вспоминать популярных преподавателей, знаменитый в то время студенческий театр МГУ, в спектаклях которого  принимали участие многие студенты тех лет. Все перезнакомились, шутки и смех,  приехавшим вручили букеты. И тут мы спохватываемся: «А где же гид?» А они в ответ добродушно улыбаются. «Какие гиды, неужели вы думаете, что мы доверили бы гидам встречать наших русских коллег и показать им Сирию? Нет, нет  и нет! Кто знает нашу любимую Сирию,  ее историю, ее людей, ее города и достопримечательности лучше нас?»  Мы приятно удивлены таким поворотом дела. Но очень рады гостеприимству хозяев. Однако пора двигаться, время позднее, и все порядком устали. Мы намекаем, что хотели бы быстрее оказаться в отеле. «Нет ничего проще, машины нас ждут. Но у нас, как положено, есть два выхода. До города неблизко, и если кто-то хочет, тех мы можем подвезти переночевать в ... гостиницу христианского монастыря. Он приблизительно на полдороге до города. Вас там уже ждут, а утром можете побывать на службе, помолиться у чудотворной иконы, написанной апостолом Лукой. А кто хочет в отель, тот проедет дальше, в отеле «Хилтон» тоже вас ждут». Надо ли говорить, что большая половина нашей группы  решила ехать в монастырь.

В автобусе один из сирийских журналистов, который представился как Искандер (по-русски Саша), кратко рассказал нам об истории обители, где мы найдем приют. Когда узнали, куда мы едем, мы просто ахнули. Это был один из самых знаменитых сирийских монастырей  - Седнайской Божьей Матери. Готовясь к поездке, мы, конечно, штудировали литературу по Сирии  и уже многое себе представляли. Забегая вперед, скажу, что именно Искандер чаще всего знакомил нас с христианскими достопримечательностями Сирии. Он был христианином.

Монастырь был основан в 547 году императором Юстинианом. По преданию,  место для  святой обители ему указал олень, посланный самой Божией Матерью. Как все сооружения этого периода, он имеет вид крепости. Его построили на очень высокой скале.  Сейчас он разросся, превратившись в огромный комплекс построек  более поздних времен. Первой настоятельницей монастыря  стала сестра императора. По ее просьбе сюда из Иерусалима была привезена икона  Богоматери, написанная, по евангельскому преданию, апостолом Лукой. И пятнадцать веков она хранится в маленькой часовне, в которую не проникает  луч  солнца. Кроме того, икона  закрыта в массивный серебряный  киот. Он открывается лишь раз в год в день памяти святого Луки. И никаких исключений!

Монастырь святой Теклы

 

По высоченной лестнице мы взобрались, к собору. Везде было темно и тихо. Бесшумно, как тени, явились несколько святых сестер и провели нас в кельи,  расположенные прямо в толще монастырских стен. Все  в  келье был очень просто, но пахло удивительной чистотой и свежестью. У иконы Богородицы теплилась лампадка. По стенам были развешаны пучки ароматных трав. На столик поставили горячий чайничек, кружку и тарелочку с булочкой. Вокруг все было волшебно!

Рано утром  нас разбудило нежное пение каких-то птичек. Потом ударил колокол, и мы поспешили к утрени. Служба шла по обычному порядку. Но нас предупредили, что здесь при пении канона каждый последний тропарь всех восьми песен,  обращенных к Богоматери, будет звучать по древнеарамейски. Это язык, на  котором говорил Иисус Христос! Нужно ли говорить, что творилось в наших душах! Затем нас пригласили в покои настоятельницы  за благословением. Она говорила  с нами по-английски. Мы  обращались к ней «Ваша святость», госпожа Билагья Сайар. Она уделила нам почти час. На столе стояли благоуханные фрукты. Но мы даже не вспомнили о них, настолько нас увлек рассказ настоятельницы. Начала она свою речь, уверяя нас, что для них все надежды связаны с Господом и Россией. (А мы, к нашему стыду, подумали, что это только восточное красноречие). Настоятельница все поняла и напомнила нам, что на самом деле,  Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются уже много веков. Спросила, знаем ли мы, что первый  митрополит Киевской Руси святитель  Михаил был сирийцем по происхождению. Он служил в Константинополе и оттуда был направлен  на Русь. Пожелала нам познакомиться с находящимися в Сирии важнейшими мировыми христианскими святынями. Добавила, что само слово «христианин» родилось в столице Сирии, Дамаске, где существовала одна из самых первых в мире христианских общин.  Антиохийскую церковь, возглавляемую патриархом всего Востока, основали в 37 году апостолы Петр и Павел. Кроме того, не только Израиль, Ливан и Иордания, но и Сирия  всеми  христианами почитается как Святая Земля. Здесь происходили многие библейские события. Поэтому мы  увидим и пещеру, где родился святой праотец Авраам, и могилу  Иоанна Крестителя, и место, где Каин убил Авеля, и могилу Авеля, а также  много  древнейших редкостей в музеях,  полюбуемся Пальмирой,  посетим другие христианские монастыри и знаменитые храмы. Сейчас в Сирии христиан - 10% населения, остальные 90% - мусульмане. Это результат сложного исторического процесса, войн и завоеваний. Во времена первых христианских общин   большая часть населения была христианами, но потом, после завоевания Сирии султанами династии Омейядов, многие сирийцы приняли ислам. Вздохнув и перекрестившись, она сказала, что, поскольку Сирия - центр Ближнего Востока, или, как говорят,  сердце Ближнего Востока, сюда непрерывно направлены взоры всех завоевателей. Поэтому, увы, на земле Сирии веками почти не прекращаются  войны, и пока этому не видно конца. (Она оказалась провидицей, всего через десять лет началось нынешнее противостояние и кровопролитие, права она была и в своей надежде на помощь России). Она благословила нас  совершить путешествие и узнать много нового, особенно о христианстве.                                                                                                

Потом  нас провели в часовню к  чудотворной иконе Богородицы, которую написал апостол Лука. Увидели  мы только роскошный, старинный серебряный киот. Он был намертво прикреплен к тяжелому гранитному постаменту (икону много раз пытались похитить). При свете лампадок  по стенам светились другие  древние византийские иконы. Все было завешано колоссальным количеством миниатюрных серебряных изображений рук, ног, глаз... Это были дары Деве Марии  в благодарность за чудо исцеления (по архаической, еще языческой традиции, очень живучей и сейчас на христианском Востоке). Помолившись, мы отправились в Дамаск. И только тут по дороге узнали о маленькой хитрости, предпринятой нашими друзьями - сирийскими журналистами. Оказывается, монастырь был совсем не «на полдороге к городу». Для того, чтобы мы туда попали, был сделан крюк в несколько  километров. Мы посмеялись и поблагодарили хозяев за милую, оказавшуюся  столь полезной для наших умов и душ шутку.

В Дамаске мы пробыли несколько дней, после чего отправились в путешествие по всей стране. Дамаск - древнейшая из мировых столиц. Подтверждают это и выставленные в Национальном музее  такие предметы древнейшей цивилизации,  которых больше не увидишь нигде. Мы были ошеломлены атмосферой древнего города. Древняя культура чувствовалась во всем, например,  в  сирийской личностной и государственной веротерпимости, и в необыкновенной  приветливости и вежливости сирийцев, в их желании нам помочь. Часто они  не только показывали, куда идти нам по нашему плану экскурсий, но и отправлялись вместе с нами, чтобы уж точно привести нас, куда нужно. В других восточных странах люди часто бывают вежливы, но лишь тогда, когда нужно было заставить чужеземцев что-нибудь у них купить.

Здесь все были дружелюбны абсолютно бескорыстно. И все очень гордились и своей страной, и своей столицей. Дамаск, действительно, удивительный город. Хотя кругом пустыни, но этот город расположен в зеленой долине, около горных отрогов, защищающих город от холодных северных ветров. Поэтому здесь так обильна растительность. Вдоль дорог - сплошные сады ореха, олив, плантации  винограда, персиков, абрикосов  и цитрусовых. И никто ничего тайком не срывает, уважая чужой труд. Так  нам ответили  наши провожатые на  высказанное нами наивно смешное для них удивление.

Журналисты повезли нас на гору Кассиун, возвышавшуюся над городом. Внизу перед нами, как на ладони, был весь Дамаск - и Старый город и Новый, утопающий в зелени. А за спиной - лишь повернись -  жесткая, серовато-коричневая жуткая пустыня. Конечно, город в таком контрасте казался раем.  Словно впервые, вместе с нами любовались красотой Дамаска наши друзья - сирийцы. Они с гордостью пересказали нам древнюю легенду. Оказывается, название города - Дамаск - переводится, как «родинка». Почему? А это такая очаровательная родинка на щечке пустыни. Вспомните восточные миниатюры с изображениями красавиц, и поймете, как это привлекательно. Еще в глубокой древности сирийцы  спрашивали всех незнакомцев, видели ли они чудесный город Пальмиру. На отрицательный ответ говорили: «Э, да ты, бедный, невежа». А затем интересовались, видел ли человек Дамаск. Если и тут ответ был отрицательным, искренне его жалели: «Несчастный, не было в твоей жизни счастья!»

На этой же горе показали нам и могилу Авеля. По библейской легенде, Каин, убив своего брата, не знал, что же теперь делать с его останками. И сорок лет носил за спиной мумию Авеля. До тех пор, пока однажды не увидел, как ворон закапывает в песок своего погибшего товарища. Убийца  поступил так же. Так появилась первая могила  в истории человечества. Сейчас на этой безжизненной горной площадке лежит большой каменный валун. Несмотря на дефицит земли для городского строительства, этот участок не застроят никогда.

Еще сверху мы заметили совершенно прямую линию довольно длинной улицы. Спросили у провожатых: «Это и есть Прямая улица?»  «Она самая, - ответили нам,- это там стояли дома и апостола Анании, и жестокого тарсянина Савла, будущего апостола Павла». И мы по горному серпантину поехали вниз на древнюю, как мир, улицу Прямую. Остановились  у небольшого храма, построенного когда-то на развалинах дома Анании, который был «одним из учеников Господа и занимал между ними почетное положение».

В Апостольских деяниях написано: «Господь в видении сказал ему: «Анания!» - «Я, Господи!» - «Пойди на улицу Прямую и спроси в Иудином доме тарсянина по имени Савл». Анания отвечает. « Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он Святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет власть вязать всех, прославляющих имя Твое». Но Господь сказал: «Иди, ибо он есть Мой избранный... и он будет возвещать имя Мое между народами и царями... И я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое!» Анания пошел и вошел в дом и. возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, виденный тобой на  пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и  исполнился Святого Духа». И тотчас как  бы чешуя отпала от глаз Савла, и вдруг он прозрел и крестился». (Деян. IX, X -I8 ). Анания был наставником Савла (Павла) на новом, спасительном его пути. Наверняка он принимал участие и в его спасении от властей. Христиане узнали, что, как изменника, Павла хотят казнить, и в ночь перед  днем, когда его должны были схватить, устроили ему побег. Это было трудным делом, т.к. на ночь  все городские ворота закрывались, а по высоким стенам было не перебраться наружу из города. Но страж ворот  Баб-аль-Кисан сочувствовал христианам. Он помог Павлу спуститься по веревке из  верхнего окна сторожки и бежать. Открыть ночью ворота даже он не имел права. Таким образом Павел спасся для своих будущих великих деяний.

Ворота Баб-аль-Кисан были построены еще римлянами, за прошедшие века они просто рассыпались. Но их тщательно восстановили. Окно, из которого спускался апостол, теперь заложено белым камнем и четко выделяется на поверхности  стен. Они по-прежнему украшены круглыми клеймами с монограммой Иисуса Христа.

Ворота Баб-аль-Кисан

 

В одной статье обо всех, даже только христианских достопримечательностях Сирии не расскажешь. Но все же  я не могу не написать о монастыре Святой преподобной мученицы Теклы. Он находится в районе Маалулы, недалеко от Дамаска. Жители расположенных здесь в живописном горном ущелье трех селений - прямые потомки древних сирийцев, говорящих на арамейском языке. (Но именно здесь недавно боевики расстреляли  многих жителей) На одной из стен ущелья виден  вход в извилистую расселину. Она, сужаясь, тянется далеко. Но в самом ее начале - большая, очень живописная,  высокая пещера. С  потолка  свисает красивый ярко-зеленый мох. Внизу бежит маленький ручек-источник с чистейшей водой. Это своеобразный пещерный храм.

Легенды рассказывают об этой пещере удивительную историю. Во времена первых христиан здесь спасалась от лютой казни  юная девушка христианка - святая Текла.  Она долго бежала от своих преследователей. Но перед ней возникла  высокая гора. Девушка как будто попала в ловушку. И она взмолилась к Господу, умоляя о спасении. Тут же в горе образовалась расселина, где юная христианка  спряталась. В пещере она и жила отшельницей, проповедуя людям  учение Христа. Над ее могилой  уже в ранневизантийский период была построена церковь и  возник женский монастырь, посвященный  святой Текле. Он очень красиво смотрится на фоне  зеленых гор. Ночью над куполом собора ярко горит крест, освещенный голубоватым светом.  Уезжая, мы долго смотрели на него. Он был как лампада перед образом юной мученицы- христианки.

Монастырь Седнайской Божьей Матери

 

Возможно, это лишь мое субъективное впечатление, но ее образ в моей памяти олицетворяет Сирию. У этой страны - нелегкая судьба, трудная история. Ее выгодное географическое положение на пересечении путей Запада и Востока сделало ее желанной добычей для всех сильных соседей. Я составила только перечень народов и деспотов, которые завоевывали Сирию. Он начинается уже во II тысячелетии до н. э. и  длится дальше через века - до середины ХХ века, до 1946 года, когда Сирия впервые за всю свою историю добилась независимости.  Итак, хронологически: финикийцы, хетты, Александр Македонский, Селевк I Никатор, набатеи, римляне, Византия, арабы, египтяне, сельджуки, крестоносцы, мусульманские султаны Египта и Турции. После Первой мировой войны Сирия стала колонией Франции. Судя по последним кровопролитным событиям, захватчики так  и не успокоились. К  прежнему списку добавились еще США. И все они первым долгом уничтожают христиан. Недавно знакомые журналисты из «Известий» сообщили мне, что во время одного из ежедневных обстрелов Дамаска боевиками погиб Искандер - Саша.

Я прошу ваших молитв в защиту прекрасной маленькой Сирии, части Святой Земли.

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.