Газета "Вестник" №44 - 2013

Сварливости, как огня, бойся!

  Согласно толковому словарю, "сварливый - склонный к сварам, ссорам, постоянно ворчащий, высказвающий постоянное недовольство". Иными словами свара - это ссора, брань, раздоры, драки.

 

 

Характеризуя личность епископа, апостол Павел указывает, что он не должен быть сварлив, но тих и миролюбив (1Тим. 3:3). Апостол также подчеркивает: «...Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников...» (2Тим. 2:24). Следовательно, христианину нельзя быть сварливым, агрессивным, несдержанным, вспыльчивым. Не быть сварливым - значит, не ссориться, не вздорить, не брюзжать и не роптать. Апостол Иаков тоже пишет: «...где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3:14).

По мнению психологов, склонность к разжиганию конфликтов и эмоций более свойственна женщинам и женоподобным мужчинам. Кстати, в Притчах сказано, что «лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Притчи 21:19).

Апостол Павел писал: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.» (1Тим. 6:6)

Однако, к сожалению, многие люди, в том числе и верующие, зачастую не имеют внутреннего удовлетворения, довольства своей жизнью: работой, супругом, детьми. Еще Петр Астафьев, русский философ, психолог и публицист, живший в XIX веке, заметил: «Животное страдает только тогда, когда оно голодно, стеснено, холодно или нарушена какая-либо из его жизненных привычек; сытое же, свободное и спокойное - оно только наслаждается. Одному человеку дана загадочная привилегия страдать при полном довольстве внешнем, при здоровье, богатстве, почестях и славе». Эта мысль дает нам повод лишний раз задуматься о нашей благодарности Богу. Ведь если мы действительно верим в Промысел Божий, в Его отеческую заботу о нас, в то, что воля Божия, «благая, угодная и совершенная», вполне логично было бы благодарить Господа за все. Как раз этому своим примером учит нас святитель Иоанн Златоуст, который в любых жизненных обстоятельствах искренне благодарил Создателя: «Слава Богу за все!»

Диаметрально противоположное внутреннее устроение имеют некоторые люди, постоянно испытывая недовольство собой и окружающими. Для них это привычное, «нормальное» состояние души. Наверное, каждому доводилось сталкиваться с таким угрюмым, ворчливым, негативно мыслящим человеком. Что бы хорошее ему ни говорили и ни делали, он вывернет это так, что, в результате, ответом на благодеяние или доброе слово будет негативная реакция, причитания, претензии, высказанные раздражительным тоном. Через пять минут общения с таким «страдальцем» о светлом, солнечном настроении и гармоничном внутреннем устройстве останется только вспоминать. Как сказал преподобный Силуан Афонский, гордого хоть в рай посади, он и там будет недоволен.

«Нельзя верить, стиснув зубы: это очень ненадежно, это оскорбление Господу... Великий подвиг сейчас - сохранить веру, и не угрюмую... а веру-любовь, любящую веру, веру, веселящуюся о своем Христе», - писал С.И. Фудель.  Взгляд верующего человека на жизнь  отличается спокойствием и мудростью, а вера сообщает внутреннюю радость.

Почему же сегодня можно встретить немало прихожан с привычным печальным выражением лица и тоскливыми глазами? Почему столь мрачны наши одежды? Если в  XIX веке женщины надевали в храм яркие платья, то сегодня преобладают черно-коричневые тона. Готовность всего бояться, все осуждать и постоянно выказывать недовольство - признак  духовной болезни. Некоторые, даже православные, сейчас зациклены на близости конца света и постоянно ищут этому подтверждений и доказательств. У них получается, если все должно погибнуть послезавтра, то и сегодня все уже очень плохо. И вообще, следуя этой апокалипсической идеологии (забывая о православном радостопечалии), по их мнению, все пренепременно должно быть плохо: следовательно, весь мир нужно разукрасить только черной краской. А кому же в этом мире и радоваться, как не христианам? Верный критерий духовного и душевного здоровья: уметь замечать доброе и быть благодарным за него... Как сказал один современный богослов, «что мы черпаем из нашей веры - скорбь или радость? Кто мы - право-славящие или право-скулящие?»...

Большая проблема,  если человек всегда  недоволен собой, жизнью и вообще всем. Это, как минимум, признак того, что человеку недостает смирения, то есть принятия любых обстоятельств с миром в душе.

Если посмотреть на недовольство с психологической, а не богословской точки зрения, что мы можем увидеть? Недовольство подобно червю, который изнутри грызет человека. В итоге, плохо и ему самому, и тем, кто его окружает. Причем, когда у человека внутренне недовольство достигает своего пика, то он начинает неосознанно (а иногда и сознательно: «раз плохо мне, должно быть плохо и другим») разрушать все снаружи, то есть, по сути, становится не созидателем, сотворцом (к чему призван каждый христианин), а разрушителем. Такое немирное, негативное эмоциональное состояние, по закону психического заражения, обычно передается всем, с кем взаимодействует негативно мыслящий ворчун. Особенно от подобных «негативистов» страдают домочадцы - между ними отношения не ладятся, в семье возникают ссоры и конфликты. А теперь представьте: такой человек - завсегдатай какого-то прихода, причем, активный «миссионер», пытающийся обратить кого-то в Православие. Многие ли светские люди после общения с ним захотят переступить порог храма?..

Человек, злой на язык, сварливый, хотя внешне и выглядит благообразно, на самом деле непостоянен, обидчив, упрям и непослушен. У него отсутствует ранговое сознание, то есть он не уважает старших, не признает над собой никакой власти, в том числе церковной. Часто позиционирует себя борцом за истину, любит противоречить, постоянно живет в предвкушении склоки, ожидая промаха своего ближнего с тем, чтобы тут же его обвинить...

В общем, такие правдолюбы непочтительны к старшим и не любят подчиняться. Они воинственны и готовы наброситься на любого, даже без всякой причины, чтобы только доказать собственную сомнительную правоту. Придирчивые к сучкам в глазах ближних, завистливые, мелочные и вздорные, эти смутьяны повсюду сеют рознь. Нередко сами они не лезут на рожон, а, как правило, делают свое черное дело исподтишка и чужими руками. Их стремление - разжечь конфликт, вызвать столкновение, от этого они испытывают удовольствие. Образно говоря, сварливые люди в церкви являются духовными террористами.

Как правило, недовольный жизнью и окружающими, зараженный вирусом критиканства человек, прежде всего, недоволен самим собой и не умеет себя принимать. Обычно у него  заниженная самооценка, он постоянно занимаются самоедством (так как именно смирение и делает самооценку адекватной).  Нередко такой человек ставит себе нереально высокие планки и не достигает их, в результате чего начинает еще больше ругать себя, обвинять, пока, в итоге, не оказывается у разбитого корыта...

На негативе нельзя построить что-то хорошее. Например, давно известно, что желание жены с помощью критики сделать мужа лучше только разрушает семью. Чем больше женщина ругает мужчину, тем хуже становятся семейные отношения. А ведь критика исходит от недовольства. А потом женщина недоумевает: почему муж становится только хуже, а не лучше. Воистину, «мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притчи 14:1).

Обычно модель мышления «быть всегда недовольным» формируется в школьные годы, когда учащихся учат достигать успеха, мотивируя себя негативом. Однако есть и «позитивная» педагогика. Она сейчас применяется даже в спорте. Недавно разговаривал с заслуженным тренером по гимнастике, и он мне сказал: «...спортсмену нужно объяснять ошибку от «позитива». Конечно, работа тренера - исправлять ошибки. Но делать это можно по-разному. Например, сказать ребенку: умничка, здорово! Только чуть-чуть выпрями ногу. А можно грубо сказать, что  ты «такая-сякая ногу согнула». Мы не имеем права никого унижать». Неудивительно, что у этого известного тренера, православного христианина, отличные результаты в его профессиональной деятельности.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Злобы, как огня, бойся». Если перефразировать это изречение известного пастыря, то можно с полной уверенностью сказать: «Сварливости, как огня, бойся!».

Тем же, кто привык постоянно выражать неудовольствие по поводу и без оного, стоит задуматься над словами доктора психологических наук Т.А. Флоренской (вернувшей в научную психологию постулат о троичности состава человека: дух, душа, тело): «Если я совершаю плохой поступок, то надо от него тоже дистанцироваться, понимая, что это - нехороший поступок. Но нельзя говорить, что я - плохой. Не нужно заниматься самобичеванием, потому что самобичевание - это не покаяние, это нездоровое состояние, которое ведет к унынию. Человек себя гложет, грызет: «Вот я - плохой», забывая, что «я» не равно своему отрицательному наличному состоянию. И покаяние бывает тогда полнее и глубже, когда мы вполне познаем высоту своего человеческого призвания и достоинства, когда мы в себе осознаем духовное «я» и то, что в нас живет образ Божий. Но до чего же мы не соответствуем ему своим поведением, поступками, своими настроениями и мыслями! Это чувство рождается в меру осознания своего духовного достоинства».

Воистину велика ценность человека в Боге. Согласно православному вероучению, в человеке не уничтожим образ Божий, в этом смысле человек всегда есть высочайшее достоинство. Сам по себе человек не есть зло, у человека есть грехи, поэтому святые учат любить грешника, но ненавидеть грех. Покаяние же помогает нам замечать: где я, а где мой поступок... Если человек полностью идентифицирует себя со своим поступком, то по-настоящему покаяться не сможет.

Также важно научиться не сравнивать себя с другими (этот стереотип мышления, социальный навык сравнивать всех и вся, прививается нам с детства) и других между собою. Так как сравнение лежит в основе всякой оценки, зависти и всякого осуждения.

Старец Алексей Мечев так говорил об отношениях с ближними: «Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться».

Андрей Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.