Газета "Вестник" №28 - 2013

Никто в детстве не мечтает стать алкоголиком...

 

Перед началом нашего разговора о причинах алкоголизма  хотелось бы привести два конкретных примера. Один знакомый, крупный предприниматель, православный  человек, щедро жертвовал на храмы, только, к сожалению, сам из-за напряженного графика работы часто злоупотреблял спиртным. Когда его упрекали в таком поведении, он оправдывался: «Вы даже представить себе не можете, какие у меня нагрузки и проблемы! Под моим началом работают около двухсот человек... Мне приходится часто проводить важные переговоры, которые, увы, без спиртного не обходятся». После нескольких лет такой работы у него начались проблемы со здоровьем. Сейчас ему нельзя выпивать уже по медицинским показаниям. Конечно, таких примеров можно привести массу. Но все дело в том, что такое пагубное пристрастие к спиртному наблюдается и у воцерковленных людей. Что уж говорить о неверующих...  От другого православного, который не пропускает ни одной воскресной службы, в тяжелые моменты его жизни не раз приходилось слышать: «Все так надоело, что хочется напиться и забыться...» То есть здесь прослеживается, как минимум, психологическая зависимость от спиртного, неумение другим, более безобидным способом снять стресс или, как говорят в народе, расслабиться. Такие ловушки расставляет лукавый на духовном пути верующих людей.

 

 

 

Зачастую зависимые от алкоголя люди  видят в нем исключительно «положительные» свойства: согревающий, расслабляющий, обезболивающий эффект. Многие употребляют спиртное, чтобы психологически расслабиться, снять физическую или эмоциональную боль. В состоянии опьянения у человека улучшается коммуникабельность, снимаются комплексы, повышается самооценка. Это одна из основных причин того, почему люди выпивают, особенно молодые. Например, юноши, будучи закомплексованными людьми, в алкогольном опьянении ведут себя гораздо свободнее, легче общаются с противоположным полом и т.д. Именно в этом корень подросткового и юношеского алкоголизма. От внутренней неустроенности страдают и многие творческие натуры: художники, поэты, актеры, музыканты, если они подвержены страсти винопития. Приняв допинг, они ощущают призрачную гармонию с собой, когда море по колено, а горы по плечу. У них появляется масса идей, временный оптимизм, связанный с прекрасным будущим. Однако в дальнейшем прием алкоголя для временной компенсации внутренних конфликтов приводит к деградации личности, не говоря уже о проблемах со здоровьем (поражение нервной системы, печени, язва желудка и т.д.), потере работы, утрате семейных отношений, а в итоге - и смысла жизни.

Самое интересное, что невозможно встретить человека, который бы с детства мечтал стать алкоголиком, бесцельно прожить жизнь и умереть от цирроза печени. Вместе с тем алкоголиков очень много. Как считают психологи, причина  в том, что алкоголь дает выпивающему способность делать невыносимые конфликты временно терпимыми. При помощи алкоголя человек временно заменяет одну реальность на другую, это своего рода бегство в фантазии. То есть прием алкоголя рассматривается выпивохой как единственный и доступный способ избавиться от тяжелых переживаний на определенный момент времени.

По словам известного православного психолога Владимира Цыганкова: «Главная причина, по которой человек травит себя спиртным и становится зависимым от алкоголя, состоит в том, что таким неконструктивным способом он пытается справиться с духовно-психологическим дискомфортом, разрешить глубинные внутриличностные конфликты, истоки которых часто находятся во младенчестве и раннем детстве. Зависимые от алкоголя люди обычно терзаются от заниженной самооценки, страдают комплексом неполноценности, а порой даже ненавидят себя. Они страдают от духовной опустошенности, ожидания неудач, беспомощности». Алкоголизм, с православной точки зрения, - это страсть.  А страсти, как известно, побеждаются через глубокое покаяние и осознанное воцерковление. Когда желающий избавиться от алкогольной зависимости сделал эти самые важные шаги в своей жизни, то дальше ему на помощь может прийти православная психология.

Итак, что делать тому, кто решил встать на путь трезвости после покаяния в грехе винопия?

Ответы на этот вопрос можно найти в выступлениях протоиерея Андрея Лоргуса, психолога, ректора Института христианской психологии. Постараюсь выделить из них основные моменты. Это своего рода памятка об искусстве жить с Богом и в Боге, особенно для тех, кто решил начать новую трезвую жизнь.

 

Принимать себя таким, какой

есть, но стремиться к лучшему

Как отмечают специалисты, алкозависимые люди страдают заниженной самооценкой и комплексом неполноценности. Поэтому на начальном пути воцерковления для них крайне важно стяжать смирение, при этом не перепутав его с лжесмирением, «самоедством». Протоиерей Андрей Лоргус утверждает: «Смирение на первой, человеческой ступени, - это принятие себя таким, какой ты есть. Принятие не своих грехов, а себя таким, какой ты есть - это разные вещи. Иногда человеку легче принять в себе свой грех, чем те ограничения, которые реально существуют в его жизни: физические, психологические, социальные и материальные. Очень часто мы их не признаем, потому что они ущемляют наше достоинство, гордость, наши пресловутые мечты. И это первый шаг к смирению - принятие, признание своих ограничений».

Смиряясь, человек через Таинство покаяния избавляется от разъедающего его чувства вины.

«Главное, - по мнению отца Андрея, - то, что чувство вины нередко переносится человеком на самого себя, а не на поступок. «Это я плохой», - как бы говорит внутренний голос человека. А когда человек убеждает себя в том, что он плохой, то у него исчезает мотивация развиваться, строить долговременные отношения с другими, мотивация что-либо делать. И вообще в этом начало депрессивного, невротического развития личности. Религиозная культура воспитывает особый навык, мы называем это «покаянная культура в Православии». И здесь ключик христианского познания покаяния. Мы раскаиваемся в своих поступках, делах, отношениях, словах, но не раскаиваемся в себе самих. Сам по себе человек  - не предмет покаяния, и чувство вины за себя самого как такового - это противоречие с христианской антропологией и с христианским понятием духовной жизни. Человек всегда есть образ и подобие Божие, в этом смысле человек всегда есть достоинство, высочайшее, значимое. В человеке нет зла, у человека есть грехи - это совершенно иное. Покаяние помогает нам замечать: где я, а где мой поступок...

Если я полностью идентифицирую себя самого со своим поступком, то я покаяться не смогу. Покаяние - это переход чувства вины в чувство греха, всегда конкретного».

 

Жить настоящим

Человек все время что-нибудь откладывает на будущее, потому что не умеет по достоинству ценить сегодняшний день, то есть жить «здесь и сейчас», как говорят психологи. А ведь сегодняшний день - это Божий дар. Только здесь и сейчас, сегодня мы реально можем что-то делать. В будущем мы не в силах ничего сделать, и в прошлом тоже.

 

Научиться радоваться жизни

Зачастую мы всем недовольны, не умеем радоваться и благодарить Бога за все, что у нас есть. Жизнь с Богом - это жизнь света, радости и любви, несмотря на страдания и трагедии, потому что радость - это не беззаботность. Но духовная радость побеждает страдания, потому что Господь сильнее дьявола, потому что свет сильнее тьмы. Радоваться жизни - особый навык, которому можно научиться. Это внутренняя добродетель - жить с радостью, ощущать саму жизнь как радость, как величайший дар. Это - благодарность Богу!

 

Не сравнивать себя с другими

Мы все время сравниваем. Это стереотип мышления, социальный навык, который прививается нам с детства. А нужно не сравнивать ни себя с другими, ни других между собою.  Потому что сравнение лежит в основе всякой оценки, всякой зависти, всякого осуждения. Сравнения становятся источником нашего дискомфорта. Либо мы видим, что мы больше, шире, выше, богаче, красивее, либо - ниже, слабее, глупее, менее талантливы... И отсюда начинается масса всевозможных неприятностей. Если мы сравниваем себя  с другими и  чувствуем превосходство, высокомерие, гордость, - то это погибель. Если же результатом сравнения является наше унижение, умаление, а оценка, которую в результате этого мы должны себе дать, будет для нас уничижительной, обидной, то  мы теряем покой. Поэтому в себе необходимо развивать привычку никого не оценивать и не осуждать.

Когда мы оцениваем себя и других, мы как бы ставим клеймо на человеке, или на своих способностях, или на своей душе.  Кстати, в основе осуждения лежат как раз сравнение и оценка. Как только мы кого-то оценили, то сразу повесили на него ярлык и тем самым стали готовы его осудить. Так мы и поступаем, это происходит буквально автоматически. Если мы научимся не сравнивать и не оценивать так быстро, как бы рефлекторно, не задумываясь, по привычке, то, вероятно, сможем и не осудить лишний раз.

 

Ожидать, просить,
но не требовать

Эти простые добродетели, мне кажется, посильны: навык не сравнивать, навык не оценивать. Еще один навык - не требовать. Требования - это жесткий императив, который мы часто обращаем к другим. Что такое требование в своей психологической сути? Достаточно жесткий, агрессивный поступок, требующий акта воли. Что испытывает ребенок, когда взрослые ему говорят: «Ты должен учиться!» - страх, испуг, потому что от него требуют. То есть от этого любви к учебе у школьника не прибавляется.

Требование - это очень сильное оружие, поэтому, требуя что-то от других, важно соблюдать меру и здравый смысл и делать это нечасто. Требования предусматривают определенную последовательность поступков, которые человек должен совершить. И вот это «должен» ломает все наши отношения. Потому что если человек знает, что, допустим, его жена или его дети «должны» сделать нечто, то начинает от них это требовать. Если они не выполнят его требования, то, как минимум, он их оценит. А где оценка, там и осуждение. Требования очень портят наши отношения с другими.

Естественно, у нас есть обязанности. И сознание своих обязанностей - это мера нашей взрослости. А от других лучше ожидать, просить, но не требовать.

 

Не суетиться

Важно научиться не торопиться и не суетиться. Суета состоит в ожиданиях того, что должно произойти. Мы любим контролировать свою жизнь, составляем планы и хотим, чтобы каждое поставленная нами задача выполнялась в срок. Иногда наше раздражение, которое возникает от того, что что-то вовремя, в срок не состоялось, достигает даже ненависти, а то и психоза. Будет гораздо легче, если мы не будем спешить, суетиться и постоянно ожидать, что все должно произойти в запланированные нами временные рамки.. Тогда мы не расстроимся, что, например, автобус пришел не вовремя или электричка опоздала.

Когда суетимся, то теряем цельность, а значит, и радость. Суета приводит к внутренней раздробленности и лишает нас всякой возможности ощущать себя целиком, всесторонне.

Таким образом, для начала человеку, стремящемуся к трезвой жизни, предлагается освоить «духовную программу» из нескольких «не»: не сравнивать, не оценивать, не требовать, не суетиться. Можно, конечно, продолжить этот список, но начинать нужно с простых упражнений в добродетели.

Помощи Божией на пути исцеления!

Андрей Сигутин

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.