Газета "Вестник" №6 - 2013

Размышление о лицемерии

Что такое лицемерие?

Ответ на этот вопрос был известен еще в античности. Тогда во время театральных постановок артисты надевали маски, выражающие различные эмоции. В этом смысле лицемерами называют тех людей, у которых внешнее поведение совершенно не соответствует их внутренним переживаниям и чувствам. Согласно словарю Ожегова, лицемерие  - это поведение, прикрывающее неискренность или злонамеренность притворным чистосердечием или добродетелью.

Слово «лицемерие», используемое в Новом Завете, - это hupokrisis. В классическом греческом языке оно является театральным термином и означает: «играть» или «делать вид». А слово «лицемер» - hupokrites в буквальном смысле переводится как «актер» или «лицедей».

Как здесь не вспомнить крылатое выражение: «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры». Но нередко эту театральность верующие привносят и в церковную среду. Наверное, каждый воцерковленный христианин (со стажем) в своей жизни сталкивался с такими «театралами»... Памятуя слова Спасителя: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:4-5),  не буду останавливаться на этих грустных моментах, тем более, что этой «закваске фарисейской» в какой-то мере подвержен и сам. Увы, совершенных людей нет. Да и Христос говорил: «не здоровые нуждаются во враче, но больные». Церковь - это место, где духовно немощные люди могут найти Господа и получить духовное исцеление.

Мы привыкли употреблять слово «фарисей» как синоним слова «лицемер». Однако само слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола, означающего «отделять». Фарисей - это тот, кто отделил себя от всякой нечистоты, поскольку он - исполнитель Закона, почитаемый и признаваемый в качестве такового обществом. Фарисеи стремились угодить Богу своей «человеческой» праведностью. В нашем же восприятии фарисеи часто ассоциируются с отъявленными негодяями, так как они пытались противодействовать Христу. Однако все не так просто: апостол Павел писал, что они «имеют ревность по Богу» (Рим. 10:2).

 

Так почему же Христос осуждал
фарисеев и называл их лицемерами?

Обратимся к Евангелию от Матфея (23:3). «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». А в пятом стихе читаем: «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Итак, во-первых, у фарисеев слова расходились с делами, а во-вторых, они, как «театралы», все делали напоказ. Их замаскированное тщеславие требовало аплодисментов публики... Кстати, святые отцы смирение только на словах, не подкрепленное соответствующими чувствованиями, называли смиренноглаголанием и противопоставляли  истинному смирению.

В Евангелии от Матфея Господь учит: «когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди»; «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». И опять делается акцент на лицедейство фарисеев:  «по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Общаясь с фарисеями, Христос приводил им слова пророка Исаии: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 6:7). Господу нужна не наша внешняя праведность, а сокрушенное и смиренное сердце. «Вот на кого Я призрю, - говорит Господь, - на смиренного и сокрушенного духом» (Исаия 66:2).  Неудивительно, что Христос предупреждал: лицемеры не смогут войти в Царствие Небесное. А что может быть страшнее этого?

 

Без искреннего покаяния нет спасения...

Лицемерие противоположно искренности, а без искреннего покаяния нет спасения и примирения с Богом во Христе.

Вот почему  Слово Божие предупреждает христиан, чтобы они не были лицемерами. Ибо если Христос живет в нас, то мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. А значит, во-первых, любовь к ближним должна быть нелицемерна: «Любовь да будет непритворна». (Иаков 3:17): «... постоянно любите друг друга от чистого сердца»

Во-вторых, необходимо стяжать веру нелицемерную: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». 

В-третьих,  следует иметь в виду, что подлинная мудрость нелицемерна: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иаков 3:17)

В-четвертых, наше поведение должно быть нелицемерным: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». (Колоссянам 3:23-24)

 

Жизнь по Евангелию - «противоядие»
от лицемерия и неискренности

Лицемерие - черта человеческого характера, свойственная как верующим, так и атеистам.

Люди несовершенны и все в той или иной степени заражены грехом лицемерия.

Для борьбы с лицемерием необходимо подражать Христу - только Спаситель является безгрешным. А значит, нужно сравнивать себя не с окружающими (будем помнить притчу о мытаре и фарисее), а с Самим Господом. Тогда наши мнимое совершенство и «супердуховность» мгновенно разрушатся в пух и прах. Это позволит каждому из нас снять с себя маску лицемерия и начать жить по Евангелию, стараясь поступать во всем подобно Христу.

Андрей Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.