Газета "Вестник" №5 - 2013

До чего доводит раздражительность

 

Почему мы раздражаемся? Чем опасно раздражение для нас и для тех, кто рядом? Как сдерживаться? Об этом  размышляет протоиерей Андрей Юревич.


 

Раздражительность, если использовать систему сортировки грехов, по степени своей - невысокий накал. Градус не очень высокий. Раздражительность - это первая стадия гнева. Гнев серьезнее, чем раздражительность. Разгневавшись, человек может много чего натворить. Например, в состоянии раздражительности человек все-таки относительно себя контролирует. А в гневе - может выйти из себя так, что совершенно не будет контролировать себя, полностью потеряет над собой всякую власть. И тогда он находится уже полностью во власти демонической.

И в смысле гнева, раздражительности начинается очень серьезный разговор о вторжении демонической области в нашу жизнь, в нашу душу. Мы испытываем давление самых настоящих бесов. Прямо надо об этом говорить. Происходит некоторая одержимость. Они нас держат. Хватают и держат. И человек выходит из себя, находится полностью в их власти.

Я знаю людей, которые рассказывали о своих ощущениях, возникающих во время гнева. «Перед глазами все становится каким-то сине-фиолетовым, я теряю ориентацию во времени, в пространстве, меня заливает каким-то огнем, и я начинаю кричать. Я ничего не понимаю, что я кричу, я кричу просто вне себя. А со стороны наблюдаю и думаю: неужели это я? Неужели я на это способен?» И в то же время человек так поступает.

То есть такое раздвоение личности происходит. Это самое настоящее беснование  человека, находящегося в таком гневе.

А раздражительность - склонность человека по пустякам, а может быть, не только по пустякам, по каким-то серьезным причинам, сразу же впадать в ворчание, в брюзжание, как самое маленькое. А потом уже постепенно вспыхивать.

Вспышки эти становятся все сильнее и сильнее. Гнев начинает проявляться. И, в конце концов, следующий этап - вот так выходить из себя и терять полностью всякий над собой контроль. Человек как пьяный. Потом, когда он успокоится и обратно в себя войдет, он вспоминает и думает: «Что я натворил?»

Раздражительность - это халатное и, извиняющее себя отношение:  человек себя извиняет, прощает. «Ничего страшного, меня потерпят. Все обычно, все как со всеми. Все как всегда. И вообще, я неплохой человек. Подумаешь, на кого-то где-то цыкнул, покричал, ругнулся. Ничего страшного в этом нет». То есть человек относится к себе очень снисходительно, любя себя. Раздражительность - проявление эгоизма и себялюбия.

Бывает, виновата физиология - недосып, стрессы. Тело, душа, дух, нервы, эмоции - все это очень соединено в человеке. Но надо уметь терпеть.

Конечно, мы срываемся на близких. А на кого же еще? Мы перед близкими раскрываемся.  Вот, например, одежда. Вы же не будете в ночной рубашке ходить по городу? Хотя сейчас вообще одеваются как попало, могут и вообще полуголые ходить. Но это уже аномалия. У обычного, нормального, приличного человека все-таки есть понятие «выходная одежда». Человек готовит себя к тому, чтобы показаться на публике. А дома?

Вот я постоянно хожу по домам, и иногда застаю человека врасплох, без предупреждения. И смотрю - во что попало одеты дома. Кто просто в трусах, кто в кальсонах, даже перечислять не буду, можно до неприличия дойти. Почему? Да потому, что там все свои. Потому что перед своими - обнажаешься. Свое неглиже не стыдно показать. А перед чужими стыдно.

Точно так же и в характере. С чужими людьми мы все-таки себя немножечко контролируем. А перед своими можно распоясаться, они же свои. Пусть терпят меня, какой я есть. Я же муж. Я жена. Я отец или я зять...

Может здесь быть какое извинение? Что человек от близкого хочет сострадания, сочувствия, участия, понимания, но порой не способен, может быть, спокойно это высказать, а высказывает раздражением.

Надо учиться. Общение - это же целая наука.

Понятно, что не будешь раскрываться и просить помощи у первого встречного, если тебе плохо, если ты находишься в состоянии стресса. Человек приходит домой и распускается. А  надо бодрствовать, бдить, все время за собой следить. Ведь жизнь - война, духовная брань.

Протоиерей Андрей Юревич

http://www.pravmir.ru

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.