Газета "Вестник" №3 - 2013
Одинокий рай
Всем, кто уже посмотрел фильм «Трезвитесь», о котором мы рассказали в «Вестнике» №52, я очень советую посмотреть первую часть трилогии «Русский заповедник», которая называется «Одинокий рай». Уверена, что после этого вам снова захочется увидеть ее вторую и третью части. Эти документальные фильмы удивительны по своей глубине и, мне кажется, обладают неоценимым достоинством: их главный герой, священник Виктор Салтыков, предельно искренний и открытый человек. Он любит то, о чем рассказывает нам в фильме, потому что любит нас, как родных людей, и хочет поделиться с нами своей радостью от общения с природой, с миром Божьим. Тепло, идущее от фильма, притягивает так, что не хочется расставаться ни с его героем, ни с красотой, в которую погружаешься вместе с создателями фильма, которую просто получаешь в подарок, как радость. Когда я первый раз посмотрела фильм «Русский заповедник», тут же поставила его снова, а потом - еще раз. Меня это даже удивило, но когда прочитала в интернете отзывы об этой картине, поняла, что такое желание возникло не у меня одной. Владимир из Тулы написал: «Посмотрел фильм «Русский заповедник» Рождественским постом, смотрел почти каждый день и плакал...Фильм снят замечательно, про нас, про простой верующий в Бога русский народ. Фильм очень тронул, заставил задуматься обо всем и пересмотреть всю свою жизнь».
В фильме «Одинокий рай» мы вместе с батюшкой Виктором проходим по тропам Кавказского государственного заповедника, где в молодости он, коренной житель Северного Кавказа, работал вначале лесником, потом лесотехником. Ловил браконьеров, заочно учился и готовился к защите диплома по теме «Охрана биосферного заповедника». Отец Виктор вспоминает: «До 1989 года мы жили с совсем другим мировоззрением: экология для нас была как религия. И вдруг «при ясной погоде», как говорится, на ровном месте, оно, наше мировоззрение, рухнуло сразу, от него камня на камне не осталось. Потом, став священником, я понял, что это Промысел Божий. Душа стала на путь покаяния». В судьбе батюшки Виктора много промыслительных встреч, которые еще раз убеждают в том, что случайностей не бывает.
Батюшка вспоминает, как он познакомился с Валерием Тимощенко, с которым дружит уже более тридцати лет и вместе создает свои замечательные фильмы: «Это было в 1980, когда я еще работал в заповеднике. Как-то раз, когда мы косили сено на склонах Аишхо в подножиях горы Сахарное Псеашхо, видим: по тропинке спускаются двое молодых людей, альпинисты, «нарушители заповедного режима». Остановили их, отругали, пригрозили им составлением акта. Но самим возиться с оформлением не хотелось, и мы их, студентов первого курса, отправили за двенадцать верст на кордон Пслух к Кузьмичу, чтобы он им прочел лекцию «о факторе беспокойства» и составил акт. А сами думаем, что они уйдут - вид у них был вроде безобидный. А когда вернулись на кордон, смотрим: они еще там. Провели с ними беседу, разговорились и подружились».
Другая промыслительная встреча - с иеромонахом Нестором. После заповедника и перед переездом в Жарки будущий отец Виктор жил с семьей какое-то время в Одессе. Вместе с женой работали в детском клубе «Зубренок», где занимались трудными детьми. Но городская жизнь после заповедника давалась им тяжело. И как-то сам собою возник такой образ: село, храм и чтобы школа километрах в пяти, не дальше. И вот все это они обрели в Жарках, объездив перед этим всю Центральную Россию: Ярославскую, Тверскую области, были в Кижах. В Кирилло-Белозерском монастыре (тогда там был музей) предложили возглавить организацию национального парка, тогда планируемого. Батюшка вспоминает: «Когда я в первый раз увидел жарковский храм издали (это было 13 февраля 1990 года), он предстал как бело-голубое пламя, как чудо. Потом, уже будучи старостой, не раз думал, что делать: гнилые рамы, стекол не хватает, храм много лет без побелки, березки на колокольне растут. Несколько покосившихся домиков, школа в шести километрах, бездорожье. Настоятелем храма в то время был иеромонах Нестор. Батюшка помогал ему как староста, дружили, вместе в 1991 пересекли Кавказский хребет, чтобы установить памятный поклонный крест на Абаго. В следующем году во время отпуска мы проделали этот путь с Валерием Тимощеко и с кинокамерой. Так появился первый фильм «Одинокий рай».
А потом, как гром среди ясного неба, пришла беда. Однажды отец Нестор привез от спонсоров деньги на ремонт храма, его ограбили и убили. После убийства отца Нестора Виктора Салтыкова, старосту храма, вызвал владыка Амвросий (Щуров), архиепископ Ивановский и Кинешемский (с 2006 года - на покое) и предложил стать священником. Отец Виктор вспоминает те дни: «Я отказывался: недостоин, страшно... А он мне говорит: «А кто, кроме тебя, в этой глухомани служить будет?! У нас это место было в 1980-е годы своего рода ссылкой. Хотя место благодатнейшее. Там и архимандрит Амвросий (Юрасов) служил в свое время, ему тоже нравилось, но некоторые воспринимали Жарки как наказание».
О налаживании приходской жизни в Жарках узнаем из второй части фильма, а в «Одиноком заповеднике» путешествуем по кавказским горам и думаем вместе с отцом Виктором о смысле нашего земного бытия и о наших обязательствах перед небом. Сначала это занятие кинематографом несколько смущало отца Виктора, и он решил посоветоваться об этом со схиархимандритом Михаилом в Троице-Сергиевой лавре, спросив его: «Батюшка, а вот кино снимать про природу, про экологию... Смущаюсь». Отец Михаил мне сразу ответил, и эти слова до сих пор служат опорой: «Кино... Про экологию... Да снимай; может, кому пригодится». Время подтвердило эти слова. Еще как пригодилось кино. И оценили его не только мы, зрители, но и строгое жюри многих кинофестивалей. Фильм «Русский заповедник» стал главным призером 1-го экологического кинофорума, проходившего в рамках кинофестиваля «Золотой витязь», «Одинокий рай» и «Трезвитесь» - получили первые премии на фестивале «Радонеж».
В одном из интервью журналистам отец Виктор Салтыков так ответил на вопрос о том, что, по его мнению, дают зрителям эти фильмы: «Дают они то, что очень важно сейчас. У Иоанна Лествичника есть такие слова, которые сильно меня поразили: «Если женщина утратит дарованную Господом сдержанность, целомудрие и скромность, то ни одна живая душа не спасется». Когда снимают фильмы о грехах, где они облекаются в очень выразительные формы, это имеет колоссальную разрушительную силу. Необходимо создавать яркие, убедительные образы, которые можно противопоставить этой разрушительной силе. И если что-то получилось, то это очень здорово. Реакция на наш фильм была сильной; многих картина тронула, люди откликнулись. «Батюшка, я как чистой воды напился. Хочется жить!» И Святейший Патриарх Алексий II говорил о том, что необходимо средствами кино славить Господа. Может, нам с Валерой, грешным людям, удалось запечатлеть образ, который восходит к первообразу, - образ русской православной деревни, ипостаси святой Руси. И не случайно мы писали в предисловии к фильму «где-то в России...». Единственное, что отличает наш сельский приход от других, - это то, что друг настоятеля - талантливый режиссер-документалист, который является православным верующим».
Материал подготовила
Галина Крупина